Урок внеклассного чтения в 3-м классе по теме "Здравствуй, гостья – зима!" (стихи русских поэтов о зиме)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Обучающая: создать условия для формирования представления о произведениях русских поэтов-классиков о зиме; способствовать расширению знаний об их творчестве. Учить находить в сборнике нужное стихотворение.
  • Развивающая: продолжить работу над развитием образного мышления обучающихся, их речи, через эмоциональную сферу ребят. Работать над развитием у детей воображения, мышления, красивой грамотной речи.
  • Воспитательная: воспитывать любовь к природе родного края, интерес к поэзии.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: путешествие.

Оборудование: название станций, презентация “Красота зимней природы”, выставка книг, пословицы, загадки, портреты поэтов, отрывок из оперы Чайковского “Времена года”, словарь настроений.

Приложение.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный момент. Приветствие. Звучит отрывок из оперы Чайковского “Времена года”.  
2. Мотивационное начало урока. Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие. Хотите узнать, куда мы направимся? Отгадайте загадки.
  1. Выгляну в оконце,
    Лежит белое суконце.
    Всю зиму лежит,
    А весной, убежит. (Снег)
  2. Белый дед – белее нет.
    Старый, горбатый
    Лежит возле хаты.
    Лежит всю зиму –
    Никто не поднимает.
    Весна придет –
    Он сам уйдет. (Сугроб)
  3. Ни ведерка, ни кисти, ни рук,
    А побелит все крыши вокруг. (Зима).

– Какой темой объединены все эти загадки?
– Какие книги вы принесли на урок?

Определите тему урока.

“Здравствуй, гостья – зима!”

Отгадывают загадки, определяют тему урока.
3. Повторение изученного материала Наше путешествие продолжается. Следующая станция “Узнай поэта”. Мы закончили изучение “Поэтической тетради”. Сейчас хотелось бы посмотреть, какие строки из стихотворений вы запомнили? Знаете ли изученных авторов.
  1. …Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце снег лежит…
    А.С. Пушкин
  2. …На дворах и домах
    Снег лежит полотном
    И от солнца блестит
    Разноцветным огнем.
    И.С.Никитин
  3. …Зима! Из глубины снегов
    Встают, чернея, пни дерев,
    Как призраки, склоняясь челом
    Над замерзшим Днепром.
    М.Ю.Лермонтов
  4. Мама!глянь-ка из окошка-
    Знать, вчера недаром кошка
    Умывала нос:
    Грязи нет, весь двор одело,
    Посветлело, побелело –
    Видно, есть мороз.
    А.А. Фет
  5. Вот свернули санки,
    И я на бок – хлоп!
    Кубарем качуся
    Под гору, в сугроб.
    И.З.Суриков
  6. Опрятней модного паркета,
    Блистает речка, льдом одета.
    Мальчишек радостный народ
    Коньками звучно режет лед.
    А.С.Пушкин
Ученики читают отрывки из стихотворений остальные ребята называют автора отрывка.
4. Изучение нового материала. Знакомство с выставкой книг. Наше путешествие в уникальный мир поэзии продолжается. Следующая остановка “Волшебные строки”. Мы продолжим открывать для себя красоту русского слова, его образность, выразительность.

– Нравится ли вам зима? Почему?

Учитель знакомит обучающихся с выставкой книг, приготовленной для урока, и останавливается на творчестве Ф.И.Тютчева.

Федор Иванович Тютчев (1803–1873).

Поздней осенью 1803 года в Орловской губернии, в семье помещика, родился будущий известный поэт Федор Иванович Тютчев. Еще мальчиком полюбил он литературу, поэзию и сам начал писать стихи.

Окончив Московский университет, он уехал на дипломатическую службу в Германию, а затем в Италию. Там, на чужбине, он прожил более двадцати лет. Память о родине, любовь к природе продиктовали ему строки, полюбившиеся впоследствии многим поколениям читателей.

С приходом зимы в стихи Тютчева вошла сказка, похожая на безрадостный сон. Потому что поэт не находит подлинной жизни в красоте заснеженного леса, ему чужда прелесть холодного зимнего мира.

– Что хотите сказать?
– Чем вас поразила судьба поэта?
– Чтение и анализ стихотворения (выразительное чтение учителем).

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит…

– Какие картины вы представили?
– Какое время года описал поэт?
– Найдите и прочитайте слова, помогающие представить красоту зимнего леса.
– Как нужно читать это стихотворение?
 

– Кто желает попробовать?

Ребята представляют книги, подобранные для урока, выразительно или наизусть читают понравившееся стихотворение. Во время представления книги называют автора, название, издательство, художника-оформителя, издательство. Объясняют, как найти в сборнике, выбранное ими стихотворение.

 

 

Читают библиографическую справку и рассказывают, что их заинтересовало, поразило, что узнали нового.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание, анализ прочитанного.

Эмоциональный фон стихотворения.

Выборочное чтение.

5. Физкультминутка. Ребятам предлагается совершить прогулку по зимнему лесу. Звучит музыка. Закрыв глаза, расслабляются.
  Наше путешествие продолжается. Следующая станция “Проба пера”.

– Я предлагаю вам литературную игру, дополните четверостишие по двум предложенным строчкам:

В белом поле, в чистом поле

Было все белым-бело…

 

 

 

 

Ребята сами заканчивают четверостишие

Станция “Это интересно”.

– Не только поэты, но и прозаики посвящали свое творчество зиме. Послушайте рассказ Аксакова о зимнем утре и ответьте, какие картины вы себе представили.

Слушание, словесное иллюстрирование, словарь настроений.
Русский народ сложил много пословиц и поговорок о зиме, а еще есть и народные приметы, связанные с этим временем года. Станция “Закончи пословицу”.

Я говорю начало, а вы продолжите.

МОРОЗ НЕВЕЛИК / а стоять не велит.
ДЕКАБРЬ ГОД КОНЧАЕТ/ а зиму начинает.
КОШКА НА ПЕЧЬ ЗАЛЕЗЛА, ЗНАЧИТ/будет мороз.
ЕСЛИ ЗВЕЗДЫ БЛЕСТЯТ ЯРКО / к морозу.

Заканчивают пословицу.
6. Итог урока “В мире прекрасного”. В конце урока я предлагаю посмотреть презентацию “Зимние пейзажи”.

Итог урока. Релаксация.

Просматривают презентацию, высказывают свои впечатления