Цели урока:
- Обучающая: создать условия для формирования представления о произведениях русских поэтов-классиков о зиме; способствовать расширению знаний об их творчестве. Учить находить в сборнике нужное стихотворение.
- Развивающая: продолжить работу над развитием образного мышления обучающихся, их речи, через эмоциональную сферу ребят. Работать над развитием у детей воображения, мышления, красивой грамотной речи.
- Воспитательная: воспитывать любовь к природе родного края, интерес к поэзии.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: путешествие.
Оборудование: название станций, презентация “Красота зимней природы”, выставка книг, пословицы, загадки, портреты поэтов, отрывок из оперы Чайковского “Времена года”, словарь настроений.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный момент. | Приветствие. Звучит отрывок из оперы Чайковского “Времена года”. | |
2. Мотивационное начало урока. | Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное
путешествие. Хотите узнать, куда мы направимся? Отгадайте загадки.
– Какой темой объединены все эти загадки? Определите тему урока. “Здравствуй, гостья – зима!” |
Отгадывают загадки, определяют тему урока. |
3. Повторение изученного материала | Наше путешествие продолжается. Следующая станция “Узнай
поэта”. Мы закончили изучение “Поэтической тетради”. Сейчас хотелось бы
посмотреть, какие строки из стихотворений вы запомнили? Знаете ли
изученных авторов.
|
Ученики читают отрывки из стихотворений остальные ребята называют автора отрывка. |
4. Изучение нового материала. Знакомство с выставкой книг. | Наше путешествие в уникальный мир поэзии продолжается.
Следующая остановка “Волшебные строки”. Мы продолжим открывать для себя
красоту русского слова, его образность, выразительность. – Нравится ли вам зима? Почему? Учитель знакомит обучающихся с выставкой книг, приготовленной для урока, и останавливается на творчестве Ф.И.Тютчева. Федор Иванович Тютчев (1803–1873). Поздней осенью 1803 года в Орловской губернии, в семье помещика, родился будущий известный поэт Федор Иванович Тютчев. Еще мальчиком полюбил он литературу, поэзию и сам начал писать стихи. Окончив Московский университет, он уехал на дипломатическую службу в Германию, а затем в Италию. Там, на чужбине, он прожил более двадцати лет. Память о родине, любовь к природе продиктовали ему строки, полюбившиеся впоследствии многим поколениям читателей. С приходом зимы в стихи Тютчева вошла сказка, похожая на безрадостный сон. Потому что поэт не находит подлинной жизни в красоте заснеженного леса, ему чужда прелесть холодного зимнего мира. – Что хотите сказать? Чародейкою Зимою – Какие картины вы представили? – Кто желает попробовать? |
Ребята представляют книги, подобранные для урока,
выразительно или наизусть читают понравившееся стихотворение. Во время
представления книги называют автора, название, издательство,
художника-оформителя, издательство. Объясняют, как найти в сборнике,
выбранное ими стихотворение.
Читают библиографическую справку и рассказывают, что их заинтересовало, поразило, что узнали нового.
Слушание, анализ прочитанного. Эмоциональный фон стихотворения. Выборочное чтение. |
5. Физкультминутка. | Ребятам предлагается совершить прогулку по зимнему лесу. Звучит музыка. | Закрыв глаза, расслабляются. |
Наше путешествие продолжается. Следующая станция “Проба
пера”. – Я предлагаю вам литературную игру, дополните четверостишие по двум предложенным строчкам: В белом поле, в чистом поле Было все белым-бело… |
Ребята сами заканчивают четверостишие |
|
Станция “Это интересно”. – Не только поэты, но и прозаики посвящали свое творчество зиме. Послушайте рассказ Аксакова о зимнем утре и ответьте, какие картины вы себе представили. |
Слушание, словесное иллюстрирование, словарь настроений. | |
Русский народ сложил много пословиц и поговорок о зиме,
а еще есть и народные приметы, связанные с этим временем года. Станция
“Закончи пословицу”. Я говорю начало, а вы продолжите. МОРОЗ НЕВЕЛИК / а стоять не велит. |
Заканчивают пословицу. | |
6. Итог урока “В мире прекрасного”. | В конце урока я предлагаю посмотреть презентацию
“Зимние пейзажи”. Итог урока. Релаксация. |
Просматривают презентацию, высказывают свои впечатления |