Урок-игра "Своя игра" по теме "Электронные таблицы Excel"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • Образовательные:
    – повторение и обобщение пройденного материала.
  • Развивающие:
    – развитие логического мышления;
    – развитие самостоятельности;
    – развитие устной речи.
  • Воспитательные:
    – развитие познавательного интереса.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по темам: “Электронные таблицы Excel”

Ход урока

  1. Организационный момент (5 мин).
  2. Фронтальный опрос (15 мин).
  3. Работа за компьютером (20 мин).
  4. Подведение итогов (5мин).

1. Организационный момент (5 мин).

Объявление учащимся целей урока.

Объяснение правил игры: игровое поле – слайд, на котором ячейки с номинациями, стоимостью и заданиями. Игра состоит из 2 раундов. Класс (группа) делиться на 3 команды. На обсуждение вопроса дается 1 мин. Ячейку выбирает команда, которая ответила правильно на последний вопрос. На столах имеются сигнальные карточки, как только команда готова поднимаете карточку.

Право первого хода определяется правильным ответом на вопрос: Электронные таблицы это – ....

2. Фронтальный опрос (15 мин)

Учащиеся отвечают на вопросы первого раунда (Презентация).

Основные понятия EXCEL.

  1. Электронная таблица состоит из cтрок и столбцов.
  2. Строки обозначаются целыми числами.
  3. Файлы Excel имеют расширение xls.
  4. Столбцы обозначаются латинскими буквами
  5. Группу ячеек, образующих прямоугольник называют диапазоном ячеек.

Определить значение.

1) В электронных таблицах выделена группа ячеек A2:C4. Сколько ячеек входит в эту группу?

2) Какой результат будет вычислен в ячейке C2 после копирования в нее формулы из ячейки C1, которая содержит абсолютную и относительную ссылку?

A B C
1 5 10 =$A$1*B1
2 15

 

3) Дан фрагмент электронной таблицы:

А В С
1 – 6 = 3*С2
2 = В2 + $A$1 4

Формула, записанная в ячейке А2, скопирована из ячейки В1. Определите значение, записанное в ячейке В1. В ответе укажите одно число – искомое значение.

4) Дан фрагмент электронной таблицы:

А В С
1 2 =A1+A2 9
2 3 =$B$3 + B1 4
3 =C1/A2 =C1 – A3

Формула из ячейки В2 скопирована в ячейку С3. Определить значение, записанное в ячейке С3. В ответе укажите одно число – искомое значение.

5) В ячейке C3 записана формула =$A$1 + D1, значения которой равно 5. Из ячейки С3 формулу скопировали в ячейку В5, и получили значение 2. Найдите значение ячейки D1.

Выбирай-ка.

1) Формула в электронных не может включать:
имена ячеек,
числа.
текст.

2) Адрес ячейки электронной таблицы – это:
любая последовательность символов;
номер байта оперативной памяти, отведенного под ячейку;
имя, состоящее из имени столбца и номера строки;
адрес байта оперативной памяти, отведенного под ячейку.

3) В ячейке могут храниться данные следующих типов:
текстовые, графические, числовые и формулы;
числовые и формулы;
тестовые и формулы;
числовые, текстовые и формулы.

4) В электронных таблицах со знака “ = ” начинается ввод:
числа,
текста,
строки,
формулы.

5) Можно ли редактировать ячейки с формулами?
Да, любые ячейки с любыми формулам.
Да, с использованием клавиатуры.
Да, с использованием мыши.
Нет.

3. Работа за компьютером (20 мин).

Задания второго раунда учащиеся выполняют за компьютером. Каждый участник работает за компьютером самостоятельно. Задание считается выполненным после того, как каждый ученик команды выполнил его правильно.

Построить графики функции.

  1. Построить график функции y= x3+2x на отрезке [-2;2] с шагом h=0,5
  2. Построить график функции y=2х3 – 1,5х + 3 на отрезке [-5;4] с шагом h=1,5
  3. Построить графики функций y1=k(x2-1)/(x2+1) и y2=k(x2-10)/(x2+10) на интервале [–2; 2] с шагом 0,2 и k= -15.
  4. Построить графики функций y = cos(x) и у =sin(x) на интервале [-5;5 ] с шагом 0,5.

Логические функции в EXCEL.

1) Создадим таблицу с заголовком “Результаты вычисления”:

Фамилия абитуриента Набранный балл Результаты зачисления
1 Иванов П.П. 21,5  
2 Петров И.И. 18,0  

Значение последнего столбца может меняться в зависимости от значения набранного бала. Пусть при набранном балле 21 абитуриент считается зачисленным, при меньшем значении – нет.

2) Составить и заполнить таблицу по образцу. Выполнить необходимые расчеты. Если итоговая сумма заказа более 500 рублей клиенту предоставляется скидка в размере 5%.

  А В С D E
1 заказ  № 2453  
2 Наименование кол-во цена сумма
3 1 тетрадь 80 2  
4 2 ручка 20 3  
5 3 бумага офисная 3 135  
6       итого  

3) Создать таблицу для расчета заработной платы:

Фамилия Начислено за год Налог
       

Первые три столбца начисляются в свободной форме, налог рассчитывается в зависимости от суммы во втором столбце. Налог начислить по следующему правилу: если сумма начислений с начала года у сотрудника меньше 20000 руб., то берется 12% от налогооблагаемой суммы. Если сумма начислений с начала года больше 20000 руб., то берется 20% от налогооблагаемой суммы.

4) Результаты отборочных туров Всероссийской олимпиады по информатике для учащихся 9-х классов некоторого региона были занесены в электронную таблицу.

  A B C D E F G
1 Фамилия Имя 1 тур 2 тур 3 тур 4 тур  
2 Варшавская Ева 45 80 75 80  
3 Васильева Кристина 10 100 90 80  
4 Викулин Иван 100 50 50 50  

Выполните задание. Создайте файл с электронной таблицей. На основании данных ответьте на вопросы:

1) Сколько учащихся стали призерами олимпиады? Призерами являются учащиеся, набравшие за 4 тура олимпиады более 300 баллов. В ячейку А17 запишите слово призеров, ответ на вопрос запишите в ячейку В17 таблицы.

2) Сколько баллов набрал победитель олимпиады? Победителем является учащийся, набравший наибольшее количество баллов. В ячейку А18 запишите слова баллы победителя, ответ на вопрос запишите в ячейку В18.

4. Подведение итогов.

Каждой команде сообщается набранное ими количество баллов. Учитель дает оценку всем участникам игры и каждому в отдельности; оценивая выполнение задания, взаимопомощь, дисциплину.