Литературное чтение. "Стихи о первом снеге". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели и задачи урока:

  • познакомить учащихся с содержанием стихотворений русских поэтов о первом снеге;
  • развивать речь, мышление, воображение, фантазию;
  • умение работать с содержанием текстов;
  • воспитывать любовь к красоте русской природы.

Оборудование: картина А. А. Пластoвa “ Первый снег”, фонограмма произведений П.И. Чайковского “Времена года”, картины русских художников о зиме.

Ход урока

1. Психологический настрой.

Я рада видеть каждого из вас
И пусть в окно зима прохладой дышит,
Нам будет здесь уютно и тепло
Ведь весь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

2. Введение в тему урока.

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила.
И на санках покатила.

- О каком времени года эта загадка?

- Нравится ли вам это время года? Чем именно?

- Назовите зимние месяцы.

- Какую поговорку о декабре вы помните?

Декабрь год кончает, а зиму — начинает.

- Почему так говорят? Сегодня 2 декабря – самое начало зимы.

- Давайте же отправимся в путешествие в снежное царство Зимы и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, внимательный взгляд натуралиста, зоркий - художника и пусть будет вместе с нами яркое образное слово писателя.

- Наша зима у поэтов – красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон.

- Вот как она появляется у А.С. Пушкина, холодная, спокойная, величественная. Вспомните, какое стихотворение А.С.Пушкина вам уже знакомо? Из какого произведения этот отрывок?

(Чтение наизусть стихотворения “Вот север, тучи нагоняя,…” подготовленным учеником)

- Как Пушкин называет зиму? (Матушка-зима)

- Как еще можно назвать зиму?

З. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы будем читать стихи русских поэтов о зиме. Каждый из них по-разному воспринимал зиму. Кто-то радовался первому снегу, удивлялся завыванию вьюги, восхищался картинами русского пейзажа. Все эти произведения относятся к лирическим произведениям. Любое лирическое произведение отражает чувства человека, который его написал. Мы будем читать стихи русских поэтов и смотреть на зиму их глазами, чувствовать их сердцем.

- А кто из вас видел, как шёл первый снег? Расскажите. (Он шёл медленно, неторопливо, плавно, танцуя. И всё, что попадало на его пути, снег красил в белый цвет)

4. Работа над картиной Пластова “ Первый снег”.

- Очарованию первого снега, ещё нежного, робкого, посвящена картина русского художника Аркадия Александровича Пластова “Первый снег”.

- Рассмотрите эту картину. Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину? (Радостное, весёлое, хочется выбежать во двор, протянуть руки поймать снежинку)

- Какое время суток изобразил художник? (Утро, дети второпях выбежали на улицу посмотреть на первый снег)

Работа со словарём настроений.

Посмотрите на слайды и выберите слова, которые помогут передать настроение детей.

радость   восторг   волнение
удивление   восхищение   беспокойство
испуг   грусть   интерес

- Сейчас мы познакомимся с содержанием стихотворений и я попрошу вас подумать над тем, какое из стихотворений больше подходит к этой картине и объяснить почему вы так думаете?

Знакомство со стuxотворенuем И. Бунина.

- Мы уже знакомились с творчеством И.А.Бунина. Только его произведение было посвящено другому времени года – осени. А сегодня прочитаем стихотворение о зиме.

Чтение стихотворения учителем. (звучит музыка П.И. Чайковского).

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

- Какая картина вставала перед вашими глазами, когда вы слушали это стихотворение?

- Какой день, какую погоду вы представили себе? (Прохладный, закат был яркий)

- Как нужно читать это произведение? С каким чувством? (Спокойно)

(Чтение 1-2 учеников)

- Прочитайте, какой была ночь?

- Когда стал падать первый снег?

- Прочитайте две последних строки. Как вы понимаете их?

Физпауза.

- Закройте глаза. Представьте, что мы идём по сказочному лесу. Хорошо в лесу. Тихо падают снежинки. Поднимите лицо. Ощутите прохладу и свежесть снежинок. На ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Закружились снежинки в хороводе. Идём дальше. Посмотрите направо: на ветке сосны сидит снегирь. Налево, под ёлкой, сидит заяц. Не торопясь, выходим из леса. Потянитесь, вздохните, почувствуйте, каким лёгким стало тело. Садитесь.

- Расскажите, какие снежинки вы видели? (Ажурные, легкие, серебристые)

Работа в парах.

Белые, как. ... (сахар, молоко)

Лёгкие, как ... (пух)

Ажурные, будто ... (кружево, звёздочки)

Знакомство со стихотворением К. Бальмонта.

- А сейчас узнаем, как описал снежинку К. Бальмонт в своём стихотворении.

1. Ученик выразительно читает стихотворение

- Понравилось ли вам это стихотворение?

- Чем снежинка восхищает поэта?

- А как вы думаете, как нужно читать это стихотворение. (Восторженно, восхищённо)

2. Учащиеся читают стихотворение “про себя”

- Какой же увидел поэт снежинку? Найдите и прочитайте слова, описывающие красоту снежинки. (Светло-пушистая, подчеркивает мягкость, воздушность, легкость. Белая, чистая, смелая.)

3. Повторное чтение стихотворения.

- С чем сравнивает поэт снежинку в конце пути? (Со звездой)

- Почему?

- А знаете ли вы, что в природе в одном снегопаде все снежинки разные, ни одна не похожа на другую. Но все они имеют шесть лучей. (Учитель показывает нарисованную снежинку)

Знакомство со стихотворением Я.Акима.

- А кто помнит, чем пахнет снег? (Он пахнет свежестью, холодом, сыростью, зимой)

Звучит аудиозапись стихотворения Я. Акима “Первый снег”.

- Какую картину можно нарисовать?

- Прочитайте, как поэт описывает первый снег?

- А что уже успел сделать снег?

Выразительное чтение.

- С какой интонацией прочитаем стихотворение? (Удивлённо, радостно)

Итог урока.

- Мы прочитали три произведения русских поэтов, какой одной темой объединены все три произведения? (Все рисуют первый снег, зиму)

- А как вы думаете, какое из них больше всего подходит к картине А. А. Пластова “Первый снег” (Я. Акима)

- Согласитесь ли вы с мнением, что снежинка – визитная карточка зимы?

- Какая она бывает? У каждого на столе приземлилась своя снежинка, волшебная. Она спряталась в вашем учебнике.

Попробуйте составить и записать на ней четверостишье, используя данные рифмы.

…… …снежинка

….… пушинка

…... ….летала

….. …..упала

(Работа детей, звучит музыка П.И. Чайковского “Сладкие грёзы”)

Зачитать детские четверостишья.

- Завершая наш урок, я хочу, чтобы музыка зимы, звучала в вашей душе, и прибавляла вам бодрости, здоровья и хорошего настроения.

Домашнее задание.

- Выучить понравившееся стихотворение наизусть.