Цель: формирование познавательной активности и расширение кругозора учащихся.
Задачи: развитие внимания, ловкости, находчивости, сообразительности, логического мышления.
Оборудование: две бумажные ракеты, мячик, цветная бумага, проволока, щит с рейками, цветочные горшки, таблички, с названиями звезд и созвездий, глобус, кольца из картона.
Ход программы
1-й чтец.
Ах, этот день двенадцатый апреля,
Как он пронесся по людским сердцам!
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясенный сам!
2-й чтец.
Какой гремел он музыкой вселенской,
Тот праздник, в пестром пламени знамен,
Когда безвестный сын земли смоленской
Землей – планетой был усыновлен!
3-й чтец.
Обычным шумом улица полна
Идет весна. Рабочий день в разгаре,
И из вселенной радиоволна
Приносит имя русское : ГАГАРИН!
4-й чтец.
Оно во все врывается края,
Во все сердца, как ласточка взлетает
И мать – Земля, дыханье затая,
Полет героя – сына наблюдает!
5-й чтец.
И день обычный праздником цветет,
Вся жизнь отныне – сказочный полет,
Гигантский шаг космического века.
С победой люди! Поздравляю вас!
Свершилось! Пробил долгожданный час!
Рванулось к звездам сердце человека!
Ведущий. Сегодня мы собрались, все вместе, в этом зале, чтобы отметить этот праздник. Кто знает, может и среди вас растут настоящие космонавты, и когда-нибудь, в будущем, вы прославите нашу Родину так же, как это сделал Юрий Гагарин и наш прославленный земляк Андриян Григорьевич Николаев.
Итак, мы с вами совершим полет – путешествие, но только воображаемый. В ходе игры мы выясним, кто же на самом деле у нас готов лететь в космос. А помогут вам ваша организованность, внимание, быстрота реакции. За каждую маленькую победу вы будете получать звезду, а в конце игры мы посчитаем их и определим победителя.
Представьте себе, что две команды готовятся лететь в космос. Добро пожаловать на космодром!
Я вижу, что все экипажи готовы к полету.
– А каким, на ваш взгляд должен быть космонавт? (Смелый, выносливый, любознательный, трудолюбивый, сообразительный.)
– Я думаю, что именно таких мы и отправим сегодня в космическое путешествие. В полете каждый космонавт должен знать правила, давайте их вспомним:
В космонавты держишь путь!Ученик, не забудь,
Главным правилом у нас –
Выполнять любой приказ!
Космонавтом хочешь стать –
Должен много, много знать!
Только дружных звездолет
Может взять с собой в полет!
1-й конкурс “Центрифуга”.
Для обеих команд нужны два вращающихся стула. Перед стульями на полу две узкие доски, за ними турник или брусья, а дальше два щита, на которых в беспорядке изображены цифры от одного до тридцати, здесь же на шнурке висит указка.
Задание: первые номера совершают обороты на стульях, затем, не мешкая, бегут по доске, пять раз подтягиваются на брусьях и спешат к стендам. Там они, взяв в руки указку, громко и по порядку называют цифры. Вернувшись к команде, первые номера хлопают по плечу следующих игроков, и те повторяют задание. Самая быстрая и ловкая команда получает вымпел и ставит его на свою стойку.
2-й конкурс “Недостающая деталь”.
Всем известно, какие фантастические картины создает наш замечательный космонавт Алексей Леонов. Некоторым космонавтам тоже приходилось рисовать во время полета на космическом корабле. Попробуем свои силы и мы.
На конкурс космонавтов-художников приглашаются по одному участнику от каждой команды.
– Представьте себе, что перед вами картина, на которой, как вас уверяют, что – то недорисовано. Вам показывают другие картины – опять та же история: в каждой не хватает какой – то существенной детали. Соревнующиеся должны быстро дополнить сюжет картины, проявляя при этом максимум воображения, наблюдательности и, конечно, художественного вкуса.
3-й конкурс “Чья ракета быстрее”.
Это соревнование еще называется “летающие колпачки”, только у нас вместо склеенных из бумаги колпачков две бумажные ракеты, нанизанные на прочные нити. Нити натянуты на высоте 1,5 м. Если дуть равномерно в колпачок – ракету, то она заскользит по натянутой нити. Это как бы разрядка, веселая переменка для юных космонавтов.
Итак, ракеты выстроены в ряд. Четыре, три, два, один. Старт!
Чья ракета быстрее достигнет цели?
4-й конкурс “Невесомость”.
Ну, конечно, в настоящей невесомости вам побывать, пока не удастся. А в придуманной – можно. Нужно влезть по канату, совсем невысоко, держась одной рукой. В другой руке нужно удержать мяч, раскачаться на канате, подбросить мяч и поймать его. Время на выполнение конкурса 3 минуты, от каждой команды участвуют по 2 игрока. Выигрывает команда, которая по сумме двух игроков поймает наибольшее количество мячей.
5-й конкурс “Монтажники”.
В космосе найдется работа и для умелых рук. Космонавты ведут сварку, монтаж, выполняют другие работы. Нашим командам предстоит смонтировать из деталей конструктора модель ракеты. Жюри оценит быстроту и прочность работы.
6-й конкурс “Цветы в космосе”.
Командам выдаются цветная бумага, проволока и цветочный горшок. Нужно “вырастить” цветы в космосе за 5 минут. Кто больше сделает красивых цветов и “посадит” их в горшок?
7-й конкурс “Космические адреса”.
Следующее задание посерьезнее. Экипажи получают две пачки табличек, по двенадцать штук в каждой. В первой пачке названия самых ярких звезд – Вега, Арктур, Капелла, Альдебаран, Денеб, Поллукс, Антарес, Льтаир, Спика, Регул. Во второй пачке названия созвездий – адресов: Лира, Лебедь, Скорпион, Орел, Орион, Большой Пес, Лев, Волопас, Близнецы, Дева, Возничий, Телец.
Космонавт должен знать небо так же хорошо, как родную Землю. Дается задание для экипажей: указать адрес каждой звезды, то есть назвать созвездие, где она находится.
(Вега – Лира, Арктур – Волопас, Сириус – Большой Пес, Капелла – Возничий, Ригель – Орион, Альдебаран – Телец, Деноб – Лебедь, Поллукс – Близнецы, Антарес– Скорпион, Альтаир – Орел, Спика – Дева, Регул– Лев.)
8-й конкурс “Кольца Сатурна”.
Теперь – снова разминка. Обычный глобус можно на время превратить в планету Сатурн. Игроки набрасывают кольца (10 колец) по очереди с расстояния 3–4 метра. Выигрывает команда, которая набросит наибольшее количество колец.
9-й конкурс “Одеть космонавта!”
На двух фанерных щитах изображена фигура космонавта. Но он без космического костюма, в обычной тренировочной форме. Его нужно срочно одеть к полету. Каким образом? В щит с рисунком вбиты маленькие гвоздики, на каждый гвоздик надевается квадрат, на котором нарисована деталь костюма. Если квадратики повесить правильно, космонавт будет готов к полету. Играть могут два человека или две команды (тогда они вешают квадратики по очереди).
10-й конкурс “ Кресло космонавта”.
Итак, космонавт одет и готов к полету. Он садится в кресло космонавта. У нас это кресло заменит стул. Каждый участник садится на свой стул и постарается собрать (по команде) расположенные вокруг стула 10 предметов, не покидая его. Расстояние до предметов около полутора метров. Предметы собраны, помощники быстро расставляют их для следующего игрока. Чья команда быстрее справится с заданием?
11-й конкурс “Срочная инвентаризация”.
К вам на космическую станцию прибыл грузовой корабль. Он полон самых различных предметов. Нужно быстро разобраться в этом космическом багаже и найти ему место. В конкурсе участвуют по два участника от каждой команды. Игроки должны внимательно осмотреть все предметы, прибывшие на корабль с Земли, на осмотр дается одна минута. Затем предметы закрываются газетой, за три минуты необходимо составить их список на листе бумаги.
Чтобы выиграть состязание нужно иметь перевес в списке хотя бы на один предмет. Но проигравшие могут вернуть себе очко, если потом остроумно определят назначение того или иного предмета на космическом корабле. Здесь уже все зависит от вашего чувства юмора.
Викторина для юных космонавтов и загадки для болельщиков.
Вопросы для болельщиков задаются во время пауз или во время выполнения командами сложного задания, требующего определенного времени.
1. Кто положил начало открытия космоса, теоретической космонавтики? (К.Э.Циолковский.)
2. В каком году и кто совершил первый полет в космос? (Ю.А.Гагарин,12.04.1961 г.)
3. Сколько минут пробыл Юрий Гагарин в космосе? (108 минут.)
4. Кто был вторым космонавтом после Ю.А.Гагарина? (Герман Степанович Титов.)
5. Кто был третьим космонавтом? (Андриян Григорьевич Николаев.)
6. В каком году А.Г.Николаев совершил полет в космос? (1962 год.)
7. На каком корабле совершил свой первый полет А.Г.Николаев? (Восток – 3.)
8. Первая женщина-космонавт. (Валентина Терешкова.)
9. В каком году В.Терешкова совершила полет в космос? (1963 г.)
10. Кто первый из космонавтов вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов.)
11. Откуда был дан первый старт космического корабля? (С космодрома Байконур.)
12. Какая дата в космонавтике отмечается в 2011 году? (50 лет.)
13. В какой стране располагается космодром Байконур? (Казахстан.)
14. Как называется городок, в котором живут космонавты до и после полетов? (Звездный.)
1. Смело в космос уплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что такое? (Звездолет.)2. Крыльев нет,
Но эта птица
Полетит и прилунится. (Луноход.)3. Чудо-птица – алый хвост
Прилетела в стаю звезд. (Комета.)4. Ночью на небе один
Золотой апельсин.
Миновали две недели –
Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька. (Луна, месяц.)5. Рассыпалось ночью зерно,
А глянули утром – нет ничего. (Звезды.)6. Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят? (Созвездие Большая Медведица.)7. Вся дорожка
Усыпана горошком. (Млечный путь.)8. Над клубком челнок летает,
На клубок витки мотает. (Спутник.)9. Бродит одиноко
Огневое око,
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце.)
Подведение итогов. Награждение.