Цели:
Образовательные:
- познакомить детей с русской народной сказкой “Сивка – Бурка”;
- учить давать оценку поступкам героев;
- вспомнить структурные элементы сказки (зачин);
Развивающие:
- продолжить обогащение словарного запаса (вещий каурка);
- работа над предложением;
Воспитательные:
- воспитать любовь к родному языку.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Разминка.
3. Изучение нового материала:
– первичное восприятие,
– первичная проверка восприятия и словарная работа,
– физкультминутка,
– работа над первой частью сказки.
4. Итог урока.
5. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Сейчас у нас урок литературного чтения. Сегодня на уроке вам понадобятся ваши знания, умения и внимание.
2. Разминка
– Прочитайте буквы, записанные на доске:
А С К З А К
Д Р О Н А
– Какие слова мы можем составить из этих букв? (Сказка, народ) – на доске карточки с этими словами.
– А как эти слова могут быть связаны между собой? (Народная сказка.)
3. Изучение нового материала.
– Давайте вспомни, в каких сказках мы с вами встречались с Иваном? С конем?
– Кто сочиняет сказки? (Сказки сочиняет народ.)
1. Первичное восприятие.
– Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой – “Сивка – Бурка”.
– Сейчас мы прослушаем первую часть сказки (слушаем аудиозапись). Откройте свой учебник на странице 40 и следите внимательно.
– Давайте рассмотрим иллюстрации к сказке, которые даны в учебнике (обсуждение). Затем показать иллюстрации к этой сказке из других книг.
– Понравилась ли вам сказка?
– Какие чувства вы испытали при слушание сказки? (Страх, радость, удивление, грусть, обиду, смех) – выбрать из перечня карточек нужные.
– В какие моменты вы испытали эти чувства?
2. Первичная проверка восприятия и словарная работа.
– Смысл каких слов был непонятен? (Вещий – предсказывает будущее; каурка – масть лошади рыжеватого цвета) – на доску вывешиваются карточки с этими словами.
3. Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка
На четыре – руки шире
Пять – руками помахать
Шесть – на место тихо сесть.
4. Работа над первой частью сказки.
– Давайте теперь вместе почитаем.
– Как начинается сказка? (Жил – был.)
– Сколько сыновей было у старика? (Три.)
– Число три – что это за число? (Волшебное.)
– Почему именно пшеницу посеял старик? (Пшеница – самое дорогое, что было у крестьян.)
– Как отец любит своих детей, как он к ним обращается? (Милые мои дети.)
– Что узнаем о старшем сыне? Какими качествами обладает? (Ленивый, безответственный, не готов к трудностям) – на доску повесить карточки с качествами братьев.
– Что нового узнаем о нем? (лгун, обманщик.)
– Что узнаем о старшем сыне? (Такой же.)
– Что мы узнаем о герое Иване? (Предусмотрительный, смелый) – повесить карточки рядом с качествами братьев.
– Почему в полночь? (В полночь случается волшебство.)
– Конь обычный или нет? (Необычный.)
– Что необычного? (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет) – заучиваем наизусть это описание.
– Разве конь не слышал, что в поле кто – то есть?
– Как можно охарактеризовать Ивана? (Умелый, сильный.)
– Что дальше должно происходить, как вы думаете? (Предположения детей.)
– Как конь разговаривает с Иваном? (Знает его по имени.)
– Какую службу обещает сослужить? (Великую.)
– О чем думает Иван, взяв обещание с коня? (Если конь не сдержит слово, чтобы найти его потом.)
– Как Иван мог найти коня? (Произнести слова – Сивка – Бурка – вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой) – заучиваем наизусть эти слова.
– Почему братья спрашивают у Ивана?
– А мог он соврать или не говорить? (Да, мог.)
– О каком качестве Ивана это говорит? (Честный.)
– Иван рассказал как поймать коня? (Нет.)
– Почему? (Потому что конь волшебный, разговаривал с ним, братья ему и так не поверили.)
– Каким качеством еще обладают братья? (Жадные, хитрые.)
– Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу? (Да, все кто дают слово, должны держать его.)
– Давайте прочитаем диалог Ивана с конем.
– Диалог Ивана с братьями по возвращении домой.
4. Итог урока.
– Назовите героев сказки “Сивка – Бурка”
– Давайте вспомним описание коня? (Она шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.)
– Как мог позвать коня Иван? (Произнести слова – Сивка – Бурка – вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой.)
5. Домашнее задание.
– Откройте дневники, записываем домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.
Список использованной литературы.
- Литературное чтение. 3 класс :учеб.для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч. [сост. Л.Ф.Климанова и др.] – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с. : ил. – (Школа России).