Урок окружающего мира "Посмотри в свое зеркало". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Цель: изучать признаки личности и создать проект “модель личности”.

Задачи:

- закрепление знаний о “врождённых” и “приобретённых” признаках;

- изучить признаки личности;

- развивать общие учебные умения и навыки;

- развивать умение работать в паре;

- воспитывать духовно-нравственные качества личности, как целеустремлённость, оценка и самооценка своей работы;

- развивать проектные умения и навыки.

Методы: проблемно-диалогический, поисковый, метод консультанта

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в паре.

Оборудование: мультимедиаоборудование для показа презентации, плакат с рисунком контура человека, таблички со словами “лицо”, “личность”, “приобретённый признак”, “врождённый признак”, “внешние черты”, “внутренний мир”, “сознание”, “воля”.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Тема и цель урока. Постановка проблемы.

Учитель: Откройте, пожалуйста, учебники на с.12. Как звучит тема нашего урока?

Дети: Посмотри в своё “зеркало”

(Учитель открывает запись на доске “Посмотри в своё “зеркало”)

Учитель: А определить цель нашего урока поможет видео-вопрос. Давайте послушаем! Слайд 1.

Учитель: Какой проблемный вопрос будем решать?

Дети: Узнать разницу выражений “лицо человека” и “личность человека”

(Слайд 2. Учитель открывает таблички “лицо” и “личность”)

Учитель: Я предлагаю раскрыть понятие личность и создать проект “модель личности”. (Учитель открывает запись: “Цель урока: изучать признаки личности и создать проект “модель личности”)

3.Актуализация знаний

- Приступим к работе!

- Назовите признаки, которые отличают одного человека от другого.

Признаки человека. (Слайд 2)

  • Врождённые.
  • Приобретённые.

4. Открытие нового знания.

- А черты лица – это какой признак?

Дети: Врождённый. (Табличку прикрепить под слово “лицо”) (Слайд 3)

Учитель: От чего зависит, какими будут наши черты лица?

Дети: От того, какие у нас родители.

Учитель: Правильно, черты лица наследуются от родителей.

Учитель: Может быть, личность тоже, как и лицо, врождённый признак человека?

- Давайте подумаем! Игра-тест – (Слайды 4-18 - про каждый признак спросить – куда относить? К слову “лицо?” или к слову “личность?” , прикреплять под нужным словом)

- Вывод?

- Приобретённые качества относятся к признакам лица или личности?

Дети: Приобретённые качества относятся к признакам личности (Прикрепляют табличку под словом “личность”)

Учитель: Что же тогда скрывается за словом “личность” - внешний облик или его внутренний мир?

Дети: Внутренний мир. (Прикрепляют слова “Внутренний мир” под словом личность)

Учитель: Внутренний мир у каждого человека свой. Ваша личность ещё только складывается, но она уже отличается от других.

Тест

- На слайде фигуры - квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг. (Слайд 19)

- Будьте добры, выберите одну фигуру, которая больше всего вам нравится. Этот тест придумали учёные – психологи.

- Встаньте, пожалуйста, те, которые выбрали квадрат. И т.д. (Слайд 20)

- Как видите, каждый из вас особенный, неповторимый, уникальный человек. Но наш внутренний мир значительно сложнее.

Работа с учебником.

Работа в паре.

- Прочитайте диалог на с.13. Подготовьте в паре инсценировку этого диалога.

(Дети читают, готовят пересказ по ролям, несколько пар около доски воспроизводят сценку).

- О каком “зеркале” идёт речь в этом диалоге?

Дети дают разнозначные ответы: В зеркале отображается лицо. О внутреннем зеркале.

Учитель: Чтобы разрешить это разногласие, рассмотрим рисунки на с. 13. (Слайд 21)

- Кто из ребят, изображённых на рисунках, самостоятельно, обдуманно принимает решения, а кто действует несамостоятельно, как все? (Ответы)

- Почему доктор называет сознание “зеркалом”?

- Такая особенность нашего внутреннего мира, как умение мыслить, самому принимать решения называется сознанием. (Прикрепляется к модели табличка “сознание” и открывается на Слайде 21 понятие “сознание”)

- Сознание позволяет каждому из нас стать особой, не похожей на других личностью.

Физминутка.

- Предлагаю вам встать на физминутку. Прошу вас всем телом показать боящегося человека: поднимите плечи, втяните голову, сделайтесь незаметными. Постарайтесь вспомнить момент, когда вы испытывали страх, а теперь вспомните, как вы победили свой страх, покажите всем телом, какие вы смелые, поднимите голову, расправьте плечи, выпрямите спину, улыбнитесь! Как приятно на вас смотреть! Садитесь!

Учитель: Ребята, кому приходилось в жизни преодолевать свой страх, лень, желание отложить выполнение уроков? (Ответы детей)

- Приходилось ли вам в жизни прикладывать усилия для достижения своей цели и говорить “Я должен это сделать несмотря ни на что!” (Ответы)

Работа в паре.

- Прочитайте материал учебника на с. 14. Обсудите, что такое воля.

Слайд 22. “Я должен это сделать несмотря ни на что!” + рисунок с.14.

Учитель: Кто из ребят на рисунке с. 14 проявляет силу воли, а кто не может побороть свои слабости? (Ответы детей)

Учитель: Здесь мы видим проявление сознания и воли.

Учитель: Что такое воля? (Ответы детей)

Учитель: Таким образом, воля – это... (Дети дают определение и со слайда читают формулировку)

Учитель: Воля - это тоже особая черта внутреннего мира. (Карточка прикрепляется к модели )

- Нельзя стать личностью без силы воли. С её помощью можно воспитать в себе желанные черты и качества личности.

5.Самооценка.

Учитель: Сейчас предлагаю вам дополнить нашу модель словами, которые отражают вашу личность. Напишите на листочках ту черту личности, которой вы гордитесь и прикрепите на нашу модель. (Учитель читает, комментирует) Больше всего слов ______. Это отражает и внутренний мир нашего класса. Прочитайте материал на с.15 и ответьте на вопрос:

- Где должен жить человек, чтобы его личность развивалась?

Дети: В обществе.

Учитель: В рабочих тетрадях с.4,задание 2 напишите, кто же влияет на развитие вашей личности.

- Кто влияет на развитие вашей личности? (Ответы детей)

Вывод: На развитие личности влияют все люди, которые рядом с нами.

6. Итог.

- Давайте посмотрим, какая модель личности у нас получилась. Таким образом, личность – это отображение врождённых или приобретённых признаков человека?

- А приобретённые признаки отражают внешние черты или внутренний мир?

- А что является особенностью внутреннего мира?

- Удалось нам достигнуть цели урока?

- Для чего мы создали “модель личности”?

7. Домашнее задание.

- Дома ответьте на вопросы с.12-15. И я даю вам творческое задание, подумайте, какие черты личности вы бы хотели в себе развить? И наша модель будет дополнена новыми словами и понятиями о личности на следующих уроках.

8. Рефлексия. Слайд 23

На экране предложение “Да, я личность”.

- С какой интонацией вы прочитаете предложение? Почему?

- Предлагаю вам оценить себя как неповторимого человека и гордо произнести вслух “Да, я личность!”.