Цель: изучать признаки личности и создать проект “модель личности”.
Задачи:
- закрепление знаний о “врождённых” и “приобретённых” признаках;
- изучить признаки личности;
- развивать общие учебные умения и навыки;
- развивать умение работать в паре;
- воспитывать духовно-нравственные качества личности, как целеустремлённость, оценка и самооценка своей работы;
- развивать проектные умения и навыки.
Методы: проблемно-диалогический, поисковый, метод консультанта
Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в паре.
Оборудование: мультимедиаоборудование для показа презентации, плакат с рисунком контура человека, таблички со словами “лицо”, “личность”, “приобретённый признак”, “врождённый признак”, “внешние черты”, “внутренний мир”, “сознание”, “воля”.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Тема и цель урока. Постановка проблемы.
Учитель: Откройте, пожалуйста, учебники на с.12. Как звучит тема нашего урока?
Дети: Посмотри в своё “зеркало”
(Учитель открывает запись на доске “Посмотри в своё “зеркало”)
Учитель: А определить цель нашего урока поможет видео-вопрос. Давайте послушаем! Слайд 1.
Учитель: Какой проблемный вопрос будем решать?
Дети: Узнать разницу выражений “лицо человека” и “личность человека”
(Слайд 2. Учитель открывает таблички “лицо” и “личность”)
Учитель: Я предлагаю раскрыть понятие личность и создать проект “модель личности”. (Учитель открывает запись: “Цель урока: изучать признаки личности и создать проект “модель личности”)
3.Актуализация знаний
- Приступим к работе!
- Назовите признаки, которые отличают одного человека от другого.
Признаки человека. (Слайд 2)
4. Открытие нового знания.
- А черты лица – это какой признак?
Дети: Врождённый. (Табличку прикрепить под слово “лицо”) (Слайд 3)
Учитель: От чего зависит, какими будут наши черты лица?
Дети: От того, какие у нас родители.
Учитель: Правильно, черты лица наследуются от родителей.
Учитель: Может быть, личность тоже, как и лицо, врождённый признак человека?
- Давайте подумаем! Игра-тест – (Слайды 4-18 - про каждый признак спросить – куда относить? К слову “лицо?” или к слову “личность?” , прикреплять под нужным словом)
- Вывод?
- Приобретённые качества относятся к признакам лица или личности?
Дети: Приобретённые качества относятся к признакам личности (Прикрепляют табличку под словом “личность”)
Учитель: Что же тогда скрывается за словом “личность” - внешний облик или его внутренний мир?
Дети: Внутренний мир. (Прикрепляют слова “Внутренний мир” под словом личность)
Учитель: Внутренний мир у каждого человека свой. Ваша личность ещё только складывается, но она уже отличается от других.
Тест
- На слайде фигуры - квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг. (Слайд 19)
- Будьте добры, выберите одну фигуру, которая больше всего вам нравится. Этот тест придумали учёные – психологи.
- Встаньте, пожалуйста, те, которые выбрали квадрат. И т.д. (Слайд 20)
- Как видите, каждый из вас особенный, неповторимый, уникальный человек. Но наш внутренний мир значительно сложнее.
Работа с учебником.
Работа в паре.
- Прочитайте диалог на с.13. Подготовьте в паре инсценировку этого диалога.
(Дети читают, готовят пересказ по ролям, несколько пар около доски воспроизводят сценку).
- О каком “зеркале” идёт речь в этом диалоге?
Дети дают разнозначные ответы: В зеркале отображается лицо. О внутреннем зеркале.
Учитель: Чтобы разрешить это разногласие, рассмотрим рисунки на с. 13. (Слайд 21)
- Кто из ребят, изображённых на рисунках, самостоятельно, обдуманно принимает решения, а кто действует несамостоятельно, как все? (Ответы)
- Почему доктор называет сознание “зеркалом”?
- Такая особенность нашего внутреннего мира, как умение мыслить, самому принимать решения называется сознанием. (Прикрепляется к модели табличка “сознание” и открывается на Слайде 21 понятие “сознание”)
- Сознание позволяет каждому из нас стать особой, не похожей на других личностью.
Физминутка.
- Предлагаю вам встать на физминутку. Прошу вас всем телом показать боящегося человека: поднимите плечи, втяните голову, сделайтесь незаметными. Постарайтесь вспомнить момент, когда вы испытывали страх, а теперь вспомните, как вы победили свой страх, покажите всем телом, какие вы смелые, поднимите голову, расправьте плечи, выпрямите спину, улыбнитесь! Как приятно на вас смотреть! Садитесь!
Учитель: Ребята, кому приходилось в жизни преодолевать свой страх, лень, желание отложить выполнение уроков? (Ответы детей)
- Приходилось ли вам в жизни прикладывать усилия для достижения своей цели и говорить “Я должен это сделать несмотря ни на что!” (Ответы)
Работа в паре.
- Прочитайте материал учебника на с. 14. Обсудите, что такое воля.
Слайд 22. “Я должен это сделать несмотря ни на что!” + рисунок с.14.
Учитель: Кто из ребят на рисунке с. 14 проявляет силу воли, а кто не может побороть свои слабости? (Ответы детей)
Учитель: Здесь мы видим проявление сознания и воли.
Учитель: Что такое воля? (Ответы детей)
Учитель: Таким образом, воля – это... (Дети дают определение и со слайда читают формулировку)
Учитель: Воля - это тоже особая черта внутреннего мира. (Карточка прикрепляется к модели )
- Нельзя стать личностью без силы воли. С её помощью можно воспитать в себе желанные черты и качества личности.
5.Самооценка.
Учитель: Сейчас предлагаю вам дополнить нашу модель словами, которые отражают вашу личность. Напишите на листочках ту черту личности, которой вы гордитесь и прикрепите на нашу модель. (Учитель читает, комментирует) Больше всего слов ______. Это отражает и внутренний мир нашего класса. Прочитайте материал на с.15 и ответьте на вопрос:
- Где должен жить человек, чтобы его личность развивалась?
Дети: В обществе.
Учитель: В рабочих тетрадях с.4,задание 2 напишите, кто же влияет на развитие вашей личности.
- Кто влияет на развитие вашей личности? (Ответы детей)
Вывод: На развитие личности влияют все люди, которые рядом с нами.
6. Итог.
- Давайте посмотрим, какая модель личности у нас получилась. Таким образом, личность – это отображение врождённых или приобретённых признаков человека?
- А приобретённые признаки отражают внешние черты или внутренний мир?
- А что является особенностью внутреннего мира?
- Удалось нам достигнуть цели урока?
- Для чего мы создали “модель личности”?
7. Домашнее задание.
- Дома ответьте на вопросы с.12-15. И я даю вам творческое задание, подумайте, какие черты личности вы бы хотели в себе развить? И наша модель будет дополнена новыми словами и понятиями о личности на следующих уроках.
8. Рефлексия. Слайд 23
На экране предложение “Да, я личность”.
- С какой интонацией вы прочитаете предложение? Почему?
- Предлагаю вам оценить себя как неповторимого человека и гордо произнести вслух “Да, я личность!”.