Цель: формирование понятия “Здоровье”, поиск основных составляющих здорового образа жизни.
Оборудование: карточки с вопросами и заданиями, заготовка на доске для составления формулы здоровья, презентация (Приложение 1), памятка для учащихся (Приложение 2).
Ход классного часа
Вступительное слово.
О здоровье мы вспоминаем очень часто, даже не задумываясь об этом. “Здравствуйте” – пожелание здоровья. Здоровье – это самая главная человеческая ценность. Но зачастую задумываемся мы о здоровье только тогда, когда его теряем.
Что такое здоровье? До 1940г. считалось, что это – отсутствие болезней. Но, допустим, у человека ничего не болит, но у него плохая память. Здоров ли он? Здоровье, по-современному определению, – это состояние физического, психического, социального благополучия.
Давайте сегодня попробуем выяснить, от чего зависит здоровье? Какие факторы являются составляющими здорового образа жизни? Какова формула здоровья?
Кто за прошлый учебный год ни разу не болел? (Учащиеся поднимают руки.) А ведь болезнь – это не норма. Ученые доказали, что продолжительность жизни человека в среднем должна быть 150 лет. И только мы сами за это в ответе. Сегодня мы с вами попробуем составить формулу здоровья. Для этого придется потрудиться и выполнить несколько заданий.
Основная часть.
1. Викторина о спорте. (Учащиеся отвечают с места, поднимая руки.)
- Когда и где состоялись первые олимпийские игры? (776г. до н.э., Греция.)
- Из какого одного вида состязаний они состояли? (Бег на одну стадию – 600 ступней Зевса, 192м 27см.)
- Когда и где состоялись первые олимпийские игры современности? (Афины, 1896 г.)
- Девиз олимпийских игр? (Быстрее, выше, сильнее.)
- Чем зажигают олимпийский огонь? (Солнечными лучами.)
- Марафон – это бег на……. (42 км 195м.)
- Какой вид считается королевой спорта? (Легкая атлетика.)
- Перечислите виды спорта с мячом (волейбол, футбол, баскетбол, хоккей, гандбол, водное поло, регби, теннис, художественная гимнастика, пионербол, гольф, американский футбол и т.д.).
Как вы думаете, почему мы сегодня заговорили о спорте? (Выслушиваются версии учащихся.)
Итак, первая составляющая здорового образа жизни – активный образ жизни.
2. Путаница.
Перед нами какое-то непонятное слово: И В З Е А И А Л К А Н. Давайте попробуем разгадать, а что же здесь все-таки написано. Из разнообразия букв на доске надо составить слово. Итак, это слово – закаливание. Мы нашли еще одну составляющую здорового образа жизни. А в чем заключается закаливание? (Разобрать совместно с учащимися, в чем заключается закаливание: спать при 16–18 градусах, обливания, обтирания и т.д.)
3. Игра: да или нет.
Вам будет предложено несколько вопросов, на которые вы можете ответить только да или нет.
- Верно ли, что жвачка лечит зубы? (Нет.)
- Верно ли, что бананы поднимают настроение. (Да, бананы называют еще витамином радости.)
- Верно ли, что морковь замедляет процесс старения. (Да.)
- Верно ли, что молоко полезнее йогурта. (Нет.)
- Верно ли, что летом можно запастись витаминами на весь год. (Нет.)
- Верно ли, что разнообразное питание полезно для здоровья. (Да, молодому организму требуется около 30 видов разнообразных продуктов.)
- Верно ли, что нужно принимать как можно больше промышленных витаминов. (Нет.)
- Верно ли, что ни в коем случае нельзя потреблять продукты, содержащие жиры. (Нет.)
Как вы думаете, почему вам были заданы именно эти вопросы? Еще одна составляющая в формуле здоровья – рациональное питание. Обсуждается смысл понятия рациональное питание: наличие в рационе свежих овощей и фруктов, разнообразие питания, необходимость режима питания и горячего питания, отрицательное влияние фаст-фуда.
4. Пантомима.
Приглашаются несколько учащихся. Они вытягивают карточки с заданиями. Учащимся предстоит изобразить без слов то действие, которое записано на выпавшей им карточке. Остальные учащиеся должны угадать, о чем идет речь.
Задания на карточках:
- Моем руки.
- Расчесываем волосы.
- Чистим зубы.
- Умываемся.
- Подстригаем ногти.
Затем ученики делают вывод о следующей составляющей из формулы здоровья. Это – личная гигиена.
5. Расположи по порядку.
На слайде представлены действия, которые каждый из вас ежедневно выполняет: свободное время, полдник, зарядка, умывание, занятия в школе, сон, подъем, обед, завтрак, занятия по интересам (прогулка), выполнение уроков, ужин, умывание. Но все действия перепутались местами. Давайте попробуем привести их в порядок.
Ученики предлагают свои варианты, выбирается верный вариант. Подводится итог о следующем факторе, важном для здорового образа жизни, это – режим дня
6. Игра “Чепуха”.
Учащиеся поочередно вытаскивают карточки из двух стопок (вопросы и ответы). Один задает вопрос, второй – отвечает. Ответы получаются несуразными и веселыми.
Например,
Первая стопка | Вторая стопка |
Ты спишь спокойно? | Я никогда не отказываюсь от такой возможности |
Ты любишь подслушивать? | Только в летние ночи |
Ты смог бы отдать мне последний рубль? | Особенно в чужом доме |
Ты распространяешь сплетни? | Это моя давняя мечта |
Бываешь ли ты грубым(ой)? | Это мое любимое занятие |
Ты читаешь чужие письма? | Только без свидетелей |
Бьешь ли ты со злости посуду? | Изредка, ради шутки |
Подводится итог о значении смеха, позитивного настроения. Еще одна составляющая здорового образа жизни – хорошее настроение.
Заключение.
Учащимися подводится итог классного часа. В конце классного часа на доске появляется формула здоровья.
Составляющие здорового образа жизни:
- Активный образ жизни.
- Личная гигиена.
- Закаливание.
- Рациональное питание.
- Режим дня.
- Хорошее настроение.
Все учащиеся получают памятки “Формула здоровья”.