Цели занятия:
- В ходе занятия учащиеся овладевают новыми знаниями, обогащают свой жизненный опыт, получают возможность практического применения своих интеллектуальных и организаторских способностей.
- Развиваются коммуникативные способности, навыки работы с научной и справочной литературой.
- Осуществляются межпредметные связи с обществознанием, правом, экономической географией, математикой и информатикой.
- Формируется у учащихся интерактивное мышление.
Оборудование:
- кабинет, оборудованный компьютерами;
- мультимедийный проектор и интерактивная доска;
- карточка с данными социологического опроса;
- презентация моего изготовления с рекламой курсов по экономике и математике.
- презентация, изготовленная учащимися, непосредственно к этому занятию.
- проектно-исследовательская работа, выполненная ученицей 11 класса - выпускницей 2008 года "Статистика рынка труда Среднеахтубинского района", которая представлялась на конкурсе проектов в лицее "Олимпия" и на XIII студенческой конференции в социально-педагогическом колледже в 2008 году.
"Экономика - это не доктрина, а скорее метод, аппарат ума, способ мышления,
который помогает его обладателю делать правильные выводы".
Джон Мейнард Кейнс
На сегодняшнем занятии мы увидим как один из математических методов - статистика, помогает в рассмотрении некоторых экономических проблем. Итак, тема сегодняшнего занятия: "Статистика как метод изучения явлений экономики".
Статистика - это получение, обработка и анализ информации, которая характеризует количественные закономерности и качественно содержание экономических и социальных явлений.
Статистика играет важную роль в подготовке специалистов в системе экономического образования, владеющих различными методами сбора, систематизации и анализа сведений, характеризующих экономическое и социальное развитие всех сфер общественной жизни.
Знания по экономической статистике необходимы всем специалистам - статистикам и экономистам, т.к. на их основе собирается цифровая информация, важная для управления экономикой и разработки экономической политики.
1. Проблема, которую мы сегодня рассмотрим:
Установить зависимости между потреблением и уровнем доходов. Эту зависимость изучал немецкий статист Энгель (1821 - 1896). Он известен как автор кривой Энгеля и закона Энгеля.
С ростом доходов семьи идеальный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется мало, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд заметно возрастает.
В своих исследовательских работах он уделял особое внимание определению экономической ценности человеческой жизни, подходя к этому с точки зрения затрат. Он также изучал влияние цены на спрос. Его воздействие на официальную статистику простиралось далеко за пределы Германии, и в 1885 году он был среди основателей Международного Института Статистики.
2. Энгель в своей статистике использовал такие критерии: уровень доходов и затрат на пять разных групп товаров: питание, бытовые товары, услуги, образование и прочее.
3. Выбор совокупности (масштаб исследования). Исследуются жители поселка Средняя Ахтуба. Данные для урока мы заранее собирали у своих родных и знакомых.
4. Для проведения опроса выбираем метод выборочных исследований; для объективности опросим представителей многих социальных и профессиональных групп: студент, пенсионер, спортсмен, офицер, милиционер, предприниматель, квалифицированный рабочий, фермер, инженер, педагог, гардеробщик, фельдшер, водитель, педагог дополнительного образования, бухгалтер, кондуктор, сторож.
5. Ряд распределений оформляется как таблица:
6. Проводим анализ с помощью процентов средних величин и графиков. Нужно выделить три группы по доходу:
1 группа (низкий доход - около прожиточного минимума, до 6000 рублей)
- студент
- пенсионер
- гардеробщик
- кондуктор
- водитель
- сторож
2 группа (средний доход - до 20000 рублей)
- офицер
- педагог дополнительного образования
- квалифицированный рабочий
- фельдшер
- педагог
- бухгалтер
- милиционер
3 группа (высокий доход - свыше 30000 рублей)
- инженер
- фермер
- спортсмен
- предприниматель
Для дальнейшего анализа данных необходимо привести к средним арифметическим значениям. В статистике среднее арифметическое значение-это частное от деления суммы всех элементов ряда распределения на их количество. Составляется таблица средних величин по группам. На этом этапе уже можно сделать первые социально-экономические выводы:
При доходах ниже_________(менее 6000 рублей) жители не пользуются услугами коммерческого образования.
При доходе ниже 20 000 рублей не остаётся денег на накопления.
Наиболее объективное представление о данных дают проценты .Они позволяют сравнивать величины, которые трудно соотнести в абсолютных показателях: так, проценты позволяют сравнить жителей разных стран и разновалютные доходы. Перевод в проценты - простейшая математическая операция.
(Данные по группам представляются в процентах).
Выводы:
- С ростом доходов доля расходов на питание снижается.
- Доля расходов на бытовые товары сначала растет, а затем стабилизируется.
- Доля расходов на услуги остается постоянной.
- Доля расходов на накопления растёт.
Вывод иллюстрирует закон Энгеля. Для наглядности на основе данных можно построить графики или диаграммы.
Подведение итога занятия: определите, каким бизнесом (продукты, промтовары, сфера услуг, продажа ценных бумаг) лучше заниматься в нашем поселке. Почему?
Анализ данных показывает, что около половины доходов жителей тратятся на продукты. Поселок можно охарактеризовать, как местность с низким и средним уровнем жизни. Более выгоден продуктовый бизнес.
В заключении, я предлагаю обратить внимание на таблицу, в которой представлена структура расходов семей в 2010 году в разных странах мира:
питание | бытовые товары | услуги | обучение | |
США | 10% | 6,5% | 39% | 17% |
Япония | 15% | 6% | 34% | 15% |
Швеция | 16,5% | 7% | 49% | 3% |
Греция | 33% | 9,5% | 33% | 4,5% |
Португалия | 35% | 11% | 31% | 6% |
Россия | 52% | 20% | 13% | 3% |
Если исходить из закона Энгеля, то в экономическом развитии и по уровню благосостояния своих граждан лидируют Япония и США. Россия же (с ее 52% расходов на питание) находится на последнем месте среди этих стран. Столь высокий уровень расходов на питание в США, Канаде и большинстве западноевропейских стран существовал 70 - 100 лет назад. Примерно на столько же Россия отстала от этих стран в обеспечении благосостояния своих граждан.
Возвращаясь к Энгелю, скажу, что немецких статистик А.Швабе отмечал ограниченность положений закона Энгеля. В частности, он указывал, что от доходов зависят тенденции изменения расходов на жилище. С.Струмилин на материалах пензенских бюджетов пришел к выводу, что доля расходов на питание находится в более тесной связи с размером семьи и возрастом ее членов. Следовательно, связывать долю расходов семьи на питание с уровнем доходов, как это предлагал Энгель, не корректно, ибо должны учитываться и другие обстоятельства, на что указывали А.Швабе и С.Струмилин.