Конспект урока для начальных классов коррекционно-развивающего обучения по предмету "Окружающий мир" на тему "Былинные герои Древней Руси"

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


Учебник: Саплина Е.В., Саплин А.И. «Введение в историю» 4 класс, стр. 16-18.

Тема: «Былинные герои Древней Руси»

Цели урока:

  • Образовательные:
  • сформировать представление детей о былинах как специфическом источнике исторической информации;
  • познакомить с некоторыми героями былин – русскими богатырями защитниками Русской земли и рассказать об их подвигах.
  • Коррекционно-развивающие: продолжить работу над развитием воображения, связной речи и их коррекцией.
  • Воспитательные:  воспитывать патриотизм, чувство гордости за свой народ, готовность встать на защиту Родины, любознательность, интерес к истории и литературе.

Тип урока:  урок изучения новой темы.

Оборудование: учебник, репродукция картины Васнецова «Три богатыря», аппликация «Русский богатырь», раздаточный материал в конвертах для каждого ученика, фломастеры, карточки с новыми словами, книга «Русские былины», записи фрагментов музыкальных произведений.

ХОД  УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте, дети! Посмотрите, всё ли готово к уроку? А теперь  посмотрите друг на друга, на меня, улыбнитесь и садитесь.
– Наше знакомство с историей Древней Руси продолжается. Подумайте и скажите, откуда мы знаем о тех далёких временах? (Из летописей, находок археологов – варианты ответов детей)
– А если представить, что письменности ещё не было, то, как люди могли хранить и передавать информацию? (В устном виде: рассказы, легенды, сказания, песни)
– (подводя итог) Среди источников, из которых мы узнаём о далёком прошлом страны, о том, как жили, чем занимались люди, важное место занимают былины.  (Работа с понятием «былина»; слово фиксируется на доске, ставится ударение)
«Былина» – т.е. то, что было.
– В первоначальном виде передавались из уст в уста, не были записаны. Для лучшего запоминания они слагались и исполнялись в виде песен. Рассказывали былины о богатырях, героях, защитниках Земли Русской, о тех, кого любили и кем гордились.
– Тема нашего урока «Былинные герои Древней Руси» (запись темы урока на доске). Открываем учебник на стр. 16, читаем абз.1 по цепочке.

(Дети читают вслух, далее учитель проводит беседу по прочитанному)

  • Чем богата земля Русская?
  • Почему нашим предкам часто приходилось воевать?
  • Кто и как вставал на защиту Родины?

(Ответы детей, комментарий учителя)

Физкультминутка  (включить элементы кинезотерапии; представить себя богатырём, изобразить возможные движения воина)

– Художник Васнецов оставил нам самое известное изображение защитников Древней Руси. Кто знает, как называется эта картина? («Три богатыря»)

(Работа с репродукцией картины Васнецова «Три богатыря»)

– Внимательно рассмотрите картину. Кто здесь изображен?
– Как звали богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)
– Самый известный былинный герой – Илья Муромец. Послушайте, как о нём рассказывает былина. (Чтение учителем адаптированного отрывка из былины под музыкальное сопровождение)

(Беседа с учениками по содержанию услышанного)

  • Кто угрожал Руси?
  • Какие чувства испытывал Илья Муромец, когда лежал на печи и не мог встать?
  • Кто помог Илье Муромцу победить болезнь и поверить в свои силы?
  • Какое напутствие дали странники Илье? (ответы детей)

– А теперь давайте внимательно рассмотрим одежду и вооружение русского богатыря.
– Чем защищена голова воина?
– Чем защищено тело богатыря?
– Чем были вооружены богатыри? (Ответы детей)
– Службу свою богатыри несли на заставах.  Это были мощные земляные укрепления с частоколом наверху. Внимательно рассмотрите на стр. 17 учебника как выглядели богатырские заставы.

(Дети рассматривают изображение)

Физкультминутка  (включить элементы эстетотерапии; свободные передвижения под музыку,
воссоздать  образ воина-победителя)

– Много славных подвигов совершили богатыри. Вот как рассказывает былина об одном из подвигов Ильи Муромца.

(Прослушивание отрывка из былины под музыкальное сопровождение, беседа о содержании)

  • С кем сразился Илья Муромец в лесах Брынских на реке Смородина?
  • В чём была сила Соловья-разбойника?
  • Как победил Соловья-разбойника Илья Муромец?
  • Какие чувства вы испытали, прослушав отрывок из былины?

(Ответы детей)

– «Один в поле не воин» есть такая поговорка в русском языке. Как вы её понимаете? (Варианты ответов детей)
– Чтобы победить многочисленных врагов, защитить Землю Русскую, нужен был не один и даже не три, а целое войско богатырей – дружина.  (Учитель прикрепляет на доску аппликацию русского богатыря)
– Давайте мы с вами вместе соберём войско – дружину – для защиты Руси.            (Дети получают конверты с аппликациями русского богатыря и разрезной лист. В каждом конверте не хватает какой-либо одной детали. Необходимо определить, что именно отсутствует; вырезать, раскрасить, собрать свою аппликацию и прикрепить на доску. Дети выполняют своё задание под музыкальное сопровождение).
– Молодцы! Вы собрали целую дружину русских богатырей. Теперь никакой враг не страшен. Русские люди могут жить и трудиться спокойно.

Закрепление, подведение итогов

(Фронтальная беседа, за каждый правильный ответ ученики получают бумажную имитацию шлема)

– С какой темой мы сегодня познакомились?
– Что такое былина?
– Что можно узнать из содержания былин?
– Как в былинах называли защитников Руси?
– Кто такой богатырь? Опишите, как вы представляете себе богатыря.
– Что такое богатырская застава?
– Каких богатырей вы знаете?
– Расскажите об известных вам подвигах богатырей.

Учитель: Узнать о новых подвигах богатырей можно из книги «Русские былины» (учитель показывает книгу) и из мультфильмов «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».

Домашнее задание:

– Стр. 16-18, читать и пересказывать.
– Нарисовать (вылепить из пластилина) русского богатыря.

Оценивание.