Задачи:
- сформировать знания об особенностях строения половой системы птиц, строении яйца, типах их развития;
- развивать умения устанавливать причинно – следственные связи, выделять главное, наблюдать;
- воспитывать культуру работать с учебником, осуществлять экологическое воспитание учащихся.
Оборудование: таблица “Тип Хордовые. Класс Птицы. Голубь”, модель “Строение яйца птицы”, схема “Строение яйцевода курицы и последовательность формирования в нем яйца”, куриное яйцо (сырое, варенное), чашка Петри, лупа.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, практический.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
Игра “Лабиринт”. В предложенном вам лабиринте, начиная с клетки № 1, найдите правильный путь, соглашаясь или не соглашаясь с утверждениями. Передвигаясь по клеткам дойдите до № 25.
II. Изучение нового материала.
Органы размножения птиц (рассказ учителя).
Семенники представляют собой пару бобовых тел, расположенных над верхней долей почек. Величина семенников меняется по времени года. К периоду размножения объем семенников увеличивается. Например у скворца в 1500 раз. От семенников отходят семяпроводы, открывающиеся в клоаку.
У самок развивается только один левый яичник. Яичник представляет собой зернистое тело неправильной формы. Располагается он у передней части левой почки. Яйцевод имеет вид длинной трубки, один конец которой открывается в клоаку, другой (верхний) воронкой в полость тела. Редукция правого яичника связана с откладыванием яиц, покрытых жесткой скорлупой. Через узкий таз возможно продвижение только по одному яйцу.
Строение яйца (выполнение лабораторной работы “Строение куриного яйца” по инструктивной карточки).
- Возьмите два куриных яйца – свежее и сваренное вкрутую. Рассмотрите форму яйца.
- С вареного яйца снимите скорлупу и рассмотрите ее при помощи лупы. Выясните видны ли поры.
- Надломите пинцетом кусочек скорлупы и потяните его вниз. Рассмотрите подскорлуповую оболочку. Найдите на тупой части яйца, на внутренней стороне скорлупы, воздушную камеру.
- 4.Разрежьтет вареное яйцо и обратите внимание на серединное положение желтка.
- Зарисуйте куринное яйцо в разрезе.
- Разбейте скорлупу свежего яйца коротким ударом посередине. Вылейте содержимое яйца в блюдце так, чтобы желточная оболочка не порволась. Рассмотрите желток и белок.
- Найдите на желтке беловатое округое пятнышко – зародышевый диск.
- Найдите в белке плотные шнуры – халазы.
- Проколов поверхность желтка, убедитесь в наличии желточной оболочки – желток растекается.
- Запишите в тетрадь выводы о строении яйца.
Формирование яйца в организме птицы (рассказ учителя).
В период размножения яичник напоминает маленькую гроздь винограда. Каждая “ягода” грозди – это тонкостенный пузырек, заключающий в себе яйцевую клетку. Созревая она увеличивается в размерах, в ней накапливаются питательные вещества, которые превращаются в желток будущего яйца. Когда яйцеклетка выходит из яичника в яйцевод, тут происходит ее оплодотворение. У птиц оплодотворение внутреннее.
Стенки яйцевода сокращаются, проталкивая яйцо в сторону клоаки. При движении оно покрывается оболочками, которые формируются выделениями желез стенок яйцевода. Вначале яйцо покрывается белковой потом двумя волокнистыми и затем скорлуповой оболочками. Яйцо попадает в клоаку и откладывается наружу.
Весь период прохождения яйца по яйцеводу составляет у курицы около суток.
Развитие зародыша (рассказ учителя с использованием демонстрационного материала). Ученики заполняют таблицу “Условия необходимые для развития зародыша”.
Развитие зародыша в яйце происходит очень быстро при температуре 37–38 С и определенной влажности эти условия обеспечивают птицы насиживающие кладки. Наседка регулярно переворачивает яйца, меняет плотность насиживания: при изменении высокой температуры воздуха птица приподнимается в гнезде и защищает кладку от солнечных лучей собственной тенью, охлаждает кладку периодически смачивая оперение.
Для развития любого зародыша необходимо наличие “строительного материала” и “топлива”, обеспечивающего поступление энергии. Топливо надо сжигать – значит, необходим еще и кислород. Но это еще не все. В процессе развития зародыша образуются “строительные шлаки” и “отходы от сжигания топлива” – токсичные азотистые вещества и углекислый газ. Как же решить эти проблемы?
Строительный материал – это высокомолекулярные органические соединения – белки, углеводы, жиры. Из них растущий организм черпает аминокислоты и сахара, из которых строит белки и углеводы собственных тканей. Углеводы и жиры являются и основными источниками энергии. Все они вещества составляют от компонент яйца, который мы называем желтком. Желток – запас пищи для развивающегося зародыша.
Теперь вторая проблема – куда девать токсичные отходы?
Яйцо покрыто плотной оболочкой и им приходится складировать токсичные вещества прямо в яйце, в особом “мусорном мешке” называемом аллантоисом. В данном случае необходимо чтобы продукты распада выделялись в твердой плохорастворимой форме иначе они вновь распространятся по всему яйцу. Птицы выделяют не мочевину и не аммиак, а “сухую” мочевую кислоту.
В яйце есть другая эмбриональная оболочка – амнион. Эта оболочка тонкой пленкой обрастает вокруг развивающегося зародыша, как бы включает его в себя, и заполняется амниотической жидкостью. Таким способом зародыш образует внутри яйца свою собственную “водную” прослойку, которая защищает его от возможных сотрясений и механических повреждений.
С твердыми отходами мы разобрались, но остается еще одна проблема газообмена. Как проникает в яйцо кислород?
Скорлупа сама по себе, конечно не пропускает газы, но она пронизана многочисленными узкими трубочками – поровыми или дыхательными, каналами, попросту порами. Пор в яйце тысячи, через них и осуществляется газообмен.
Еще одна проблема развивающегося в яйце зародыша – откуда брать воду? Яйцо заковано в панцирь скорлупы. Да и где в птичьем гнезде взять воду? Остается одно запасти ее, как и питательные вещества, заранее, пока яйцо еще находится в яйцеводе. Для этого и служит тот компонент, который в обиходе именуется белками. Он содержит 85–90% воды.
– В чем сходство в строении зародышей пресмыкающегося и птицы на ранних стадиях развития?
– О чем свидетельствует это сходство?
На ранних стадиях зародыш не похож на взрослую птицу: голова его очень большая, клюв намечен всего лишь крошечным бугорком, а рот расположен поперек переднего края головы. На шее зародыша хорошо выражено несколько пар жаберных щелей. Хвостовые позвонки длинные передние конечности по форме не отличаются от задних. Все эти особенности можно увидеть у зародышей ящериц, крокодилов и черепах. Это сходство указывает на родство между птицами и пресмыкающимися. При дальнейшем развитии зародыш с каждым днем становится все больше похожим на птицу: у него появляются зачатки пуха, потом увеличиваются размеры клюва, а рост хвоста резко замедляется.
Нередко до вылупления птенец прорывает клювом внутреннюю оболочку воздушной камеры и впервые начинает дышать легкими. Затем он пробивает роговым бугорком своего клюва (яйцевым зубом) отверстие в скорлупе и через некоторое время выходит наружу.
Таблица “Условия необходимые для развития зародыша”.
Условия, необходимые для развития зародыша | Откуда зародыш получает все необходимое |
Пища | Желток яйца |
Кислород | Из окружающей среды через поры скорлупы. |
Вода | Белковая оболочка |
Защита от микроорганизмов | Надскорлуповая оболочка |
Защита от высыхания и повреждений | Скорлуповая, подскорлуповая, белковая оболочки |
Тепло | Тепло тела курицы при насиживании |
Типы развития птенцов (беседа, составление схемы “ типы развития птенцов”).
У кур, уток, гусей, лебедей птенцы вылупляются из яйца покрытые густым пухом, зрячие, способные передвигаться, способны самостоятельно кормиться. Птицы с таким типом развития называют выводковыми.
У певчих птиц, голубей, дятлов, попугаев птенцы вылупляются голые, слепые, не способные передвигаться, самостоятельно кормиться. Птиц с таким типом развития называют птенцовыми или гнездовыми.
Взаключении учащиеся под руководством учителя делают вывод: птицы размножаются на суше с помощью относительно крупных яиц, богатых желтком и покрытых рядом оболочек; для крупных яиц, богатых желтком и покрытых рядом оболочек; для развития зародыша в яйце необходимы питательные вещества, кислород, тепло; сходство в размножении и развитии птиц и пресмыкающихся свидетельствует о родстве позвоночных этих классов.
Ш. Закрепление (решение биологических задач).
Задача 1.
Известковая скорлупа свежеотложенного яйца гораздо толще и прочнее скорлупы яйца, с развившимся в нем птенцом. С чем это связано?
Задача 2. Птицы откладывают яйца по одному в течение нескольких суток, а птенцы выводятся почти одновременно (в суток). Почему так происходит?
Задача 3. Вы решили сделать инкубатор и вывести цыплят. Положили в инкубатор яйца, поддерживаете в нем необходимую температуру и влажность воздуха. Пришло время (21-е,22-е сутки), а цыплята не выводятся. Посмотрели яйца на просвет: оказалось, что они испортились. Какие условия для развития зародыша не были созданы в инкубаторе.
IV. Домашнее задание: § 47.
V. Итоги урока.