Цель мероприятия: Создать условия для активного и творческого развития личности и стимулировать интерес учащихся к изучению биологии.
Задачи:
- Образовательная: закрепить, расширить и систематизировать уровень знаний по теме “Птицы”;
- Развивающая: активизировать мыслительные процессы учеников, развивать наблюдательность, внимание , творческие способности и смекалку учащихся;
- Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, вырабатывать дух соревнования, коллективизма, правильность и быстроту ответов.
Оборудование: таблицы с изображением птиц.
Оформление: на стенах классной комнаты можно повесить фотографии и иллюстрации птиц.
Форма проведения: коллективная.
Вид мероприятия: “Звездный час”.
Место проведения: классная аудитория.
Количество присутствующих учащихся: 16.
Методы и методические приемы: игры “Третий лишний”, “Все наоборот”, “Угадай, кто это!”, пословицы и вопросы викторины.
Проводимое мероприятие рассчитано на 45 минут.
Подготовка к мероприятию:
За неделю до данного мероприятия учащимся дается задание выбрать несколько человек для участия в игре. Учащиеся активно приняли участие в подготовке данного мероприятия, ответственно отнеслись к распределению поручений и их выполнению. Ребята класса подготовили помещение: расставили парты, стулья, установили проектор и компьютер для показа презентации конкурса, повесили фотографии и иллюстрации с изображением птиц.
Ход мероприятия
Вводная часть.
В игре принимают участия несколько человек. Они садятся полукругом таким образом, чтобы им были видны вопросы презентации, а перед ними были карточки с номерами ответов. Сзади играющих сидит группа поддержки, у них тоже имеются наборы карточек с номерами ответов; основные игроки не должны их видеть.
Основная часть.
Тур 1. В первом туре предлагается решить следующие задания.
Задание 1. Даны пословицы в неправильном порядке, необходимо их правильно закончить.
- Гусь летит, свое болото хвалит.
- Кулик не велик, а зима на дворе.
- Грач на горе, зимушку на хвосте тащит.
- Всяк кулик вывел весну из затворья.
- Прилетел кулик из заморья, а все-таки птица.
- Синица в избе, весна на дворе.
Ответы:
- Гусь летит, зимушку на хвосте тащит.
- Кулик не велик, а все-таки птица.
- Грач на горе, весна на дворе.
- Всяк кулик свое болото хвалит.
- Прилетел кулик из заморья, вывел весну из затворья.
- Синица в избе, зима на дворе.
Задание 2. Необходимо ответить на вопросы.
- Благодаря какой птице мужская рубашка получила свое название? (Сорока.)
- Какая птица спасла Рим? (Гусь.)
- Эта птица – Ближайшая родственница Снегурочки. (Снегирь.)
- Как зовут сказочную птицу, которая при приближении смерти сгорает, а потом опять возрождается из пепла? (Феникс.)
- Какая птица служит талисманом КВНа? (Кивин.)
- Какую птицу по русской поговорке можно поймать, а “слово” нет? (Воробья.)
- Какая птица с давних времен символизирует мудрость? (Сова.)
- Какая птица имеет хвост в виде рожек? (Ласточка.)
- Какая птица приносит младенцев? (Аист.)
- Какая птица носит свое название в честь коренных жителей Америки? (Индейка.)
- Как зовут птицу-однофамилицу известного украинского писателя? (Гоголь.)
- Какая птица любимая у певицы Алены Свиридовой? (Фламинго.)
- Какой птицей называют обратную сторону монеты? (Орлом.)
- Благодаря какой птице легковой автомобиль ГАЗ-14 получил свое название? (Чайка.)
- Какая птица занималась доставкой почты? (Голубь.)
- Какая птица символизирует незыблемость британской короны? (Ворон.)
- Какая певчая птица называется в честь тех островов, где она обитает? (Канарейка, Канарские острова.)
- Какой птичке в Петербурге установлен памятник? (Чижику.)
- У какой птицы в русских народных сказках золотое оперение? (У Жар-птицы.)
- Какая птица подсчитывает годы нашей жизни? (Кукушка.)
Задание 3. В данных предложениях нужно найти название птицы и определить отряд.
- По утру ткачи принесли красивый ковер. (Утка, гусеобразные.)
- Мясо Варя положила в морозилку. (Сова, отряд совы.)
- Мой дядя не любит звонить по телефону. (Дятел, дятлы.)
- В газете было напечатано, что приговор о заключении бейсболиста был исполнен. (Воробей, воробьиные.)
- Митя нес ведро фасоли. (Дрофа, дрофы.)
- Мы привели тете реву-Ладу. (Тетерев, куриные.)
- Профессор ел кашу. (Орел, хищные.)
Тур 2.
Задание 1. Напишите слова, связанные с названием птиц, причем каждое слово должно начинаться с новой буквы алфавита. Например: Аист, беркут, ворон, грач и т.д.
Задание 2. Нужно вспомнить пять названий птиц, начинающихся с буквы “С”. Причем каждое название должно быть больше предыдущего на одну букву. Например: Сова, сокол, синица, скворец, султанка.
Тур 3.
Задание 1. Игра “Третий лишний”. Здесь необходимо выявить лишнего из отряда птиц и определить, к какому отряду он относится.
- Гриф-бородач, черный коршун, рябчик.
- Глухарь, тетерев, беркут.
- Утка, дрофа, лебедь.
- Воробей, синица, журавль.
- Гусь, грач, сорока.
- Пингвин, галка, скворец.
Ответ: рябчик – лесные куриные, 2) беркут – хищные, 3) дрофа – дрофы, 4) журавль – журавли, 5) гусь – гусеобразные, 6) пингвин – пингвины.
Задание 2. Проводится игра, в которой в словах переставлены местами буквы. Игрокам нужно расставить буквы по своим местам и угадать загаданное слово. Например:1. шукуакк (кукушка); 2. росако (сорока); 3. ертсяб (ястреб).
Тур 4.
Задание 1. В этом задании игрокам нужно как можно быстрее отгадать слово, сказанное учителем наоборот. Выигрывает тот, кто угадает больше слов. Например:1. жич (чиж); 2. ацинис (синица); 3. доду (удод).
Задание 2. В каждом задании представлены птицы, по первым буквам которых нужно составить название птицы.
Например: 1. дятел, утка, орел, дрозд (удод); 2. ласточка, ястреб, цесарка, аист, пингвин (цапля); 3. грач, аист, ласточка, колибри, альбатрос (галка).
Тур 5. Из букв слова “жаворонок” составить как можно больше слов. Например: Жар, ров, рок, ворон и т.д.
Заключительная часть.
В конце игры подводятся итоги и проводится награждение победителей.
Список литературы:
- Биология в таблицах, схемах, рисунках. /авт-сост. Акимов С., Ахмалишева А., Хренов А. Учебно-образовательная серия. М.: Лист Нью, 2002.
- В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. – М.: Дрофа, 2004.
- Газета “Биология”. ИД “Первое сентября” за 2008, 2009, 2010 года.
- Жизнь животных. В 7 т. /Редкол.: В. Е. Соколов (гл. ред.) и др. Т. 6. Птицы. /Под ред. Р. К. Пастернак. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 447 с., ил.
- http: //zoo.rin.ru