Тип урока: комбинированный.
Форма урока: нетрадиционная.
Художественно-педагогическая цель занятия:
Раскрыть возможности музыки, передать изобразительными интонациями голоса птиц, шум бегущих ручьев, раскаты грома, звуки природы и ее очарования на примере 1 части концерта “Весна” из цикла концертов “Времена года” Антонио Вивальди , любимой песни о природе, родном крае.
Ход урока
Вход учащихся в класс под песню “О земной красоте” сл.Вольта Суслова, муз. Якова Дубровина.
– Под какую музыку вы вошли в класс?
– Кто автор этой песни?
– О чем поется в этой песне? (О красоте природы, весне и добре.)
– Как композитор передает в песне свое отношение к природе?
(Музыка очень красивая, нежная, исполняется напевно с душой.)
Давайте исполним эту песню с солистом. Работа над вокально-хоровыми навыками.
– Какая главная мысль этой песни?
(Где красота – там доброта,
Их разлучить ничто не может)
Замечательные русские поэты 19 века посвятили много стихотворений теме природы. Вот одно из них, которое написал Ф.И. Тютчев.
Читаю учащимся стихотворение Ф.И. Тютчева
Не то, что мните вы, – природа,
Не слеток ,не бездушный лик
В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь,
В ней есть язык
Тема природы и времен года часто была и есть одной из главных тем в творчестве композиторов и художников разных эпох.
Сейчас прозвучит для вас новое музыкальное произведение. Внимательно послушайте его и постарайтесь понять, почувствовать, о чем хотел рассказать, композитор слушателям. (Слушаем запись 1 части концерта “Весна” (La Primavera 1 часть Allegro) из цикла концертов “Времена года” Антонио Вивальди.)
– Что необычного вы услышали в этом произведении?
(Музыка очень радостная, ликующая, необыкновенно красивая.)
_ Что может вызвать такую радость не только у человека , но и у самой природы?
(Окончание зимы, начало весны.)
Послушайте, как созвучно музыке стихотворение, которое вы сейчас услышите.
Весна грядет! И радостною песней
Полна природа, солнце и тепло,
Журчат ручьи и праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыхание, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав.
И тявкает чуть слышно пес.
Пастушеской волынкой звук.
Разносится гудящий над лугами
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.
Но вернемся к музыке, которую мы только что слушали.
_ Кто исполнял это произведение?
(Симфонический оркестр и солирующая скрипка.)
– Как называется музыка, в которой один инструмент соревнуется с целым оркестром?
(Концерт.)
Это произведение называется концерт “Весна”. из цикла концертов “Времена года” для скрипки с симфоническим оркестром известного итальянского композитора 18 века Антонио Вивальди. Мы слышали первую часть Allegro из концерта “Весна”.
Тема времен года всегда была популярна в искусстве. Объясняется это тем, что она давала возможность средствами данного конкретного искусства запечатлеть события и дела, наиболее характерные для того или иного времени года, так весна-это пробуждение природных сил, начало, символ юности.
Концерты этого цикла – программная музыка, музыка соответствующая определенной в данном случае литературной программе. Музыка точно следует за образами стихов. Первая часть этого концерта иллюстрирует первые два четверостишья .
Первая часть концерта открывается необычно радостным мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны -“ весна грядет!” играет весь оркестр. Этот мотив(каждый раз в исполнении всего оркестра и солиста) помимо того, что обрамляет эту часть, еще несколько раз звучит по ходу по ходу части, придав ей форму рондо. Далее следуют эпизоды, иллюстрирующие следующие строки сонета. Играют три солиста -главный и концертмейстеры групп первых и вторых скрипок; все остальные участники молчат. Музыка, звучащая в высоком регистре, изображает здесь “пение птиц”. Как чудесно это передано звучанием скрипок. Следующий эпизод – бегущие ручьи. И опять рефрен. Следующий эпизод – гремит гром. Вивальди в высшей степени изобразительно изображает это явление природы: раскаты грома переданы грозным стремительным звучанием всего оркестра, играющим в унисон.
Грозу сменяет музыка рефрена – неомраченная радость прихода весны. И вновь – в следующем эпизоде – поют птицы. “Времена года” Антонио Вивальди принадлежат к числу самых популярных произведений всех времен. Не только композиторы, но и художники часто отражают в своем творчестве тему природы.
Особое место в изобразительном искусстве занимает знаменитая картина “Весна” Сандро Боттичелли, представителя искусства итальянского Возрождения (15 в).
Показ картины “Весна”.
Рис. 1
На протяжении нескольких лет Боттичелли выполнял многочисленные заказы для дома Медичи, большая часть которых шла на украшение роскошной виллы в Кастелло. Выполняя полотно “Весна” художник черпал вдохновение в поэтическом календаре Овидия “Фасты”.
Композиционная работа составлена из нескольких групп, которые соединяются между собой внутренним движением и тем самым образуют единую сцену. В правой части картины художник изобразил крылатого Зефира. Пораженный красотой нимфы Хлорис, бог ветров настигает ее, чтобы насильно взять в жены. Раскаявшись в содеянном, он превращает свою возлюбленную в Флору, фигуру которой живописец включил в эту же группу героев. На полотне изображен момент самого начала превращения, Хлорис словно вливается в свое будущее воплощение. Две женские фигуры никаким образом не реагируют друг на друга. Об этом говорит тот факт, что их виртуозно написанные одежды развиваются в разные стороны.
Прекрасная и юная Флора легко ступает вперед, осыпая все окружающее пространство нежными весенними цветами. В некотором отдалении от нее на фоне темной зелени изображена фигура Венеры. Она стоит в платье, сшитом из тончайшей ткани золотыми нитями. Роскошный алый плащ, дополняющий наряд, символизирует любовь и то, что перед нами богиня любви. Являющуюся центром всей композиции Венеру Боттичелли практикует аналогично образам созданных им Мадонны. Голова богини, немного склоненная вправо, покрыта тончайшим газовым покрывалом. Ее лицо выражает грусть, скромность и застенчивость. Над Венерой парит крылатый златокудрый Амур, целящийся из своего лука в одну из божественно прекрасных граций, танцующих на переднем плане. Белоснежная шелковая повязка , наложенная на глаза озорного карапуза, должна помешать сделать точный выстрел. Благодаря этому милому персонажу, Боттичелли направляет наш взгляд на группу из трех нимф (Красота, Целомудрие, Наслаждение), медленно кружащихся в хороводе. Легкие изгибы и повороты тел граций, изящное соединение рук и положение ступней передает поступательный ритм танца. Рядом с девушками стоит посланец богов Меркурий. Его взор, устремленный в небо, обращает внимание зрителя на часть грозового облака, которое угрожает этому благословенному раю. Легким грациозным жестом юноша удерживает его за пределами чудесного сада.
Вся представленная Боттичелли сцена разворачивается на фоне густо переплетенных ветвей апельсиновых деревьев, подчиняющихся единому гармоничному ритму всего произведения. Изображая в своей композиции различные сорта растений, художник был предельно точен. Он тщательно изучил то, что произросло в окрестностях Флоренции в период с марта по май. Последователи картины, “опознали” в ней свыше 50 видов цветов и трав.
Так, Боттичелли продумал не только ритмическое решение композиции, но и каждую деталь. Свое видение природы раскрыл нам великий сын осетинского народа К.Л.Хетагуров не только в своих стихах, но и в картинах.
Рис. 4
Перед вами картина Коста Левановича Хетагурова, “Перевал Зикара”. Он внес неоценимый вклад в развитие культуры осетинского народа. Перед нами грозные скалы ,нависшие над ущельем. Неприступность скал смягчает нежный цвет голубого неба и белого искрящегося снега. Хетагуров был не только поэтом, художником, но и просветителем своего народа. К.Л. Хетагуров писал стихи, которые полюбились народу. Некоторые из них стали осетинскими народными песнями. К стихам поэта часто обращались и осетинские композиторы. Сейчас вы услышите романс “Джук-тур”, который написал осетинский композитор Илья Габараев на стихи Коста Хетагурова .
Джуг-тур – дикий козел, который встречается на неприступных высотах кавказских гор. Слушаем записи.
– О чем этот романс? (О красивой природе Кавказа и гордом Джук-Туре.)
– С чего начался романс? (Фортепианного вступления, которое передает переживание автора.)
– А какое впечатление произвел на вас сам романс?
– Что вы себе представили, слушая это произведение? (Картину царственно застывших снежных гор.)
– Кто исполнил романс? (Солистка в фортепианном сопровождении.)
– Какое в нем настроение? (Грустное, печальное.)
Совсем другое настроение в песне над которой мы начали работать на прошлом уроке.
– Что это за песня и какое в ней настроение? (“Песня моя Иристон” осетинского композитора Ильи Габараева, сл. А.Налбалдяна.)
Песня яркая, радостная, торжественная, предает любовь к Родине, является неофициальным гимном нашей республики. Исполнение песни. Работа над вокально-хоровыми навыками.
Итог урока:
Итак, ребята сегодня мы еще раз убедились в том, что язык искусства понятен и интересен во всех проявлениях: будь то стихи, музыка, картины. Все это искусство, которое воздействует на человека и его душу. Прекрасные картины, которые мы сегодня видели, необыкновенно красивая музыка, которую мы слушали, были созданы великими творцами. Такое воздействие на них оказала природа, которая их окружала.
Приложение.
Ноты песни “О земной красоте”.
Слова стихотворения “Джук-Тур”.
Ноты песни “Песня моя Иристон”, И. Габараева.