Урок внеклассного чтения "Глухая пора листопада". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


Цели.

  1. Обобщить знания детей по разделу “Глухая пора листопада”.
  2. Развивать у учащихся эмоционально-эстетическое восприятие.
  3. Развивать внимание к слову, воображение, речь детей.
  4. Продолжить работу над выразительностью чтения.
  5. Прививать любовь и интерес к чтению, музыке и живописи.

Оборудование.

  1. Презентация к уроку.
  2. Аудиозапись: П.И.Чайковский “Времена года” (отрывок)
  3. Выставка книг.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель: Начинаем урок внеклассного чтения.

а) Закройте глаза и повторяйте за мной:

- я на уроке внеклассного чтения

- я спокоен

- я всё знаю

- я готов к уроку

б) Заходит Осень:

Здравствуйте! Отгадайте, кто я?

Загадка: Листьям – время опадать,

Птицам – время улетать,

Грибникам – блуждать в тумане,

Ветру – в трубах завывать.

Солнцу – стынуть,

Тучам – злиться,

Нам с тобой – идти учиться.

Осень: Правильно осень. Я пришла не с пустыми руками, у меня в корзинке на карточках есть задания. Я буду читать отрывки из стихотворений, а вы отгадывайте авторов этих стихов.

Учитель: Какое хорошее задание! Если вы отгадаете поэтов, то мы отгадаем и кроссворд.

Презентация, слайд 2

Осень читает карточки:

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…

(Плещеев)

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

(Есенин)

Славная осень! Здоровый, ядреный
воздух усталые силы бодрит.
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит.

(Некрасов)

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

(Майков)

Ветер осенний в лесах подымается,
Шумно по чащам идет,
Мертвые листья срывает и весело
В бешеной пляске несёт.

(Бунин)

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

(Тютчев)

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча, еще бежит за мельницей ручей.

(Пушкин)

Ребенок спросил
Ни с того ни с сего:
- А ну-ка скажи,
Что красивей всего?
Да, вот так вопрос:
“Что красивей всего?”
Ответить
Я сам не сумел на него.

(Заходер)

Учитель: Какое явление характерно осени? (изменение цвета листьев, похолодание, отлёт птиц, листопад, частые дожди, низкое серое небо)

Из всех названных признаков найдём ключевое слово темы нашего урока в кроссворде.

Правильно листопад.

Сообщение темы урока.

Презентация, слайд 2, 3

Чтение ключевого слова в кроссворде и темы урока на доске “Глухая пора листопада”.

Учитель: Как по-вашему, о чём пойдёт речь на уроке? (Об осени)

Почему пора листопада названа глухой? (В это время года природа готовится к зиме. Птицы улетают в тёплые края. Не слышно в лесу их пения, стало тихо, глухо.)

Сегодня мы с вами через музыку, пейзажную живопись и поэзию постараемся почувствовать красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе писателей, поэтов, художников и музыкантов.

Послушаем отрывок из альбома П.И.Чайковского “Времена года” и посмотрим прекрасные картины русских художников.

Аудиозапись П.И.Чайковский “Времена года” и презентация, слайды 4, 5, 6

Какие яркие краски они использовали! Но настоящим художником является сама осень.

Давайте посмотрим, как фотографы запечатлели эти прекрасные моменты. Такими же фотографами можете стать и вы.

Аудиозапись П.И.Чайковский “Времена года” (продолжение). Презентация, слайд 7

Многих поэтов воодушевляла осень на прекрасные стихи. Кто из вас желает прочитать стихи? Чтение стихов детьми.

Кто из вас хочет прочитать стихотворение И. Бунина “Листопад”? Чтение стихотворения.

Многие стихи поэтов стали народными песнями. Споём и мы с вами.

Песня “Падают, падают листья” (без сопровождения), презентация, слайд 8

Исполнение песни с движениями (физкультминутка):

Осень

Слова М. Ивенсен, музыка М. Красева

Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.

В руки возьмём по корзинке,
В лес за грибами пойдём.
Пахнут пески и тропинки
Вкусным осенним грибком.

Учитель: Откроем учебник вторую часть рассказа Константина Паустовского “Мой дом” на стр. 180, чтение про себя.

Гимнастика для глаз:

– быстро помигать,

- крепко зажмуриться и открыть глаза,

- смотреть глазами влево – вправо, вверх – вниз по часовой стрелке и против часовой стрелки,

- приближать указательный палец вытянутой руки к носу (до раздвоения пальчика) и медленно обратно,

- надавливать на закрытые глаза подушечками пальцев до появления тёмных пятен.

Чтение рассказа вслух.

Учитель: Почему автору нравится ночевать в беседке, а не дома? (Автору нравится ночевать осенью в беседке, потому что в ней он может ощущать звуки и запахи осеннего сада).

Задание по группам:

  1. Что нравилось писателю, когда он просыпался в беседке утром?
  2. Что нравилось писателю в беседке ночью.
  3. Что видит писатель на рассвете?
  4. Что ощущает писатель, когда отплывает в сентябре на рыбалку?

(Ответы детей)

Молодцы, учебники закройте.

Осень: У меня для вас есть еще задание “Доскажи пословицу”. Я читаю начало, а вы говорите конец.

Презентация, слайд 9

В осеннее ненастье – семь погод на дворе

Холоден сентябрь – да сыт

Лето со снопами – осень с пирогами

В сентябре одна ягода – да и то горькая рябина

Что посеешь – то и пожнёшь

Хочешь есть калачи – так не сиди на печи

Учитель: Молодцы! Золотая осень прекрасна, но по-своему хороша и поздняя.

Кто из вас знает стихи о поздней осени?

Презентация, слайд 10

Чтение стихов детьми. (Если дети не знают, читает учитель)

А.С.Пушкин “Евгений Онегин” (отрывок)

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча, ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

Евгений Онегин ( отрывок)

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Учитель: Мы с вами прочитали отрывок из рассказа Паустовского “Мой дом”, почитали стихи поэтов, послушали музыку, сами спели, полюбовались картинами осенней природы.

А кто из вас прочитает стихи собственного сочинения об осени? Чтение стихов детьми.

Итог урока.

  1. Что понравилось на уроке?
  2. Что нового узнали?
  3. Какое настроение осталось от урока? (Показать осенними листочками на дереве: красный, желтый листок – хорошее настроение, бурый - плохое).
  4. Оценки за урок.
  5. Дом. задание. Подготовиться к сочинению “Разная осень” по вашим наблюдениям и этому уроку, можете использовать книги нашей выставки.