Цель: повторить и обобщить сведения об основных группах сложносочиненного предложения по значению и союзам.
Задачи.
Образовательные:
- совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;
- закрепить навык постановки знаков препинания в ССП;
- расширение и углубление знаний учащихся о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения.
Воспитательные: способствовать развитию культуры речи учащихся.
Развивающие:
- Продолжить формирование компетенций учащихся: рефлексивной - через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию; информационной – преобразование информации: текст-схема.
Тип урока. Урок закрепления знаний.
Цели использования ИКТ: повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя. Средства ИКТ применяются на каждом этапе урока.
Планируемый результат:
обучающиеся:
- знают основные понятия темы.
- определяют типы предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
- преобразовывают информацию: предложение – схема
- формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее.
Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная: систематизация полученных знаний, оценка собственной деятельности на уроке, самоконтроль, взаимоконтроль.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку “Сложносочиненное предложение”, раздаточный материал
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация имеющихся знаний.
Целеполагание. Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися.
Синтаксическая разминка. Работа со слайдами.
Презентация. Слайды № 2–12. (5 предложений разных типов и ответы к ним)
Задание для учащихся: определите тип предложения, прокомментируйте свой ответ.
(Проверка речевого умения – монолог)
Самоконтроль. Правильность каждого ответа фиксируется на полях тетради знаками “+”, “-”.
№ слайда | Предложения | Ответ | № слайда с ответом |
3 | Грядущие годы таятся во мгле, Но вижу твой жребий на светлом челе. |
ССП | 8 |
4 | Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы. |
ПП | 9 |
5 | Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит |
ССП | 10 |
6 | Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провел Изгнанником два года незаметных. |
СПП | 11 |
7 | Луна сияла, июльская ночь была тиха. | БСП | 12 |
Расшифровка аббревиатур:
ПП - простое предложение
ССП – сложносочиненное предложение
СПП – сложноподчиненное предложение
БСП – бессоюзное сложное предложение
3. Применение знаний.
а) Прочитайте формулировку темы урока, найдите в ней ключевые слова и определите содержание терминов. (Ключевые слова темы урока – сложное предложение, сложносочиненное предложение, пунктуация). Слайд № 13
Определим содержание выделенных нами терминов.
1. Дайте определение сложного предложения.
2. Дайте определение сложносочиненного предложения.
б) Слайды № 14–17. Обобщенная схема “ Разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения”.
в) Проверим ваши знания на примерах. Слайды №18–21
Учащиеся работают на схеме. (Раздаточный материал)
Задание на слайде № 18.
1. Распределите по группам предложения по разновидностям смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения. (1 балл за каждое предложение)
2. Начертите схемы предложений. (1 балл за каждое предложение)
№ слайда | Предложение |
Схема. Слайды № 23-24 |
19 | 1. То падал как будто туман, то
вдруг припускал косой дождь. 2. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет. |
То [ = - ] , то [ = - ]. Ни [ - = ] , ни [ = ]. |
20 | 3. Не только дети любят
компьютерные игры, но и взрослые часто
увлекаются ими. 4. Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову. |
Не только [ - = ] , но и [ - = ]. Либо [ - = ] , либо [ - = ]. |
21 | 5. В углу за печкой трещал
сверчок, да издали доносился своеобразный
весенний голос домового сычика. 6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою. |
[ = - ] , да [ = -].
[ - = ] , зато [ = ]. |
22 | Проверка. Ответы. |
Взаимоконтроль. Правильность каждого ответа фиксируется на полях тетради.
За каждый правильный ответ 1 балл.
Вывод. Различные группы сочинительных союзов должны вносить в предложение различное значение.
4. Практикум.
а) Ключевым словом нашего урока является также и понятие пунктуация. Дайте толкование слова: пунктуация. Как разделяются части сложносочиненного предложения? Слайд № 25.
б) Расставьте знаки препинания в предложениях. Дифференцированное задание. Слайд № 26.
- То светило солнце то шел дождь. (1 балл)
- На горе то расстилался лес малахитового оттенка то тянулись курчавые заросли то блестели на солнце травянистые поляны. (2 балла)
- Разговор то смолкал то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости речная волна лениво перебирала береговую гальку. (3 балла)
Самоконтроль учащихся. Правильность ответа фиксируется на полях тетради.
Слайд № 27.
в) Проблемная ситуация. Объясните, почему в данном предложении не нужно ставить запятую. Слайд № 28
В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.
Ответы учащихся.
Комментарий учителя. В сложносочиненном предложении запятая не ставится:
- Если его части объединены общим второстепенным членом.
- Если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями.
- Это кто такие и что им надобно?
- Как хороша эта девушка и как она умна!
- Гармонь, играй и веселитесь, люди!
Слайд № 29.
Задание. Укажите номер сложносочиненного предложения, в котором не нужна запятая. Объясните почему.
1. Становилось жарко и я поспешил домой.
2. Сумерки приближались и надо было торопиться.
3. Вот крик и снова все затихло.
4. От кого письмо и что в нем сообщается?
5. Контроль знаний.
Тест. Слайд № 30-36.
1. Найдите сложное предложение.
А. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.
Б. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет.
В. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.
Г. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.
2. Найдите, в каком примере части ССП связывает противительный союз.
А. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы.
Б. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить.
В. Месяца не было, звезды тоже не светили.
Г. Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.
3. Укажите ССП, между частями которого не нужна запятая.
А. Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
Б. Здесь краски не ярки и звуки не резки.
В. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.
Г. Солнышко село и зорька погасла.
4. Найдите ССП, в котором есть пунктуационная ошибка.
А. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.
Б. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет.
В. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.
Г. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.
5. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ], и [ ] (знаки препинания не расставлены).
А. Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.
Б. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни.
В. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.
Г. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.
Проверка. Взаимоконтроль. Слайд № 37.
6. Подведение итогов.
- Прошу суммировать все правильные ответы, отмеченные на ваших полях, и поставить оценку за урок.
Слайд № 38
Сумма ваших баллов за урок?
- “5” - 22-26 баллов
- “4” - 17-21 балл
- “3” - 12-16 баллов
7. Рефлексия. “Знаю – Узнал – Умею” (ЗУМ). Ответы учащихся.
Знаю | Узнал (а) | Умею |
8. Инструктаж по домашнему заданию. Слайд № 39. Домашнее задание.
- 1 уровень – упражнение 66.
- 2 уровень - упражнение 64.
- 3 уровень – выписать из комедии “Горе от ума” 6-7 ССП с разными смысловыми отношениями между частями предложения.