Урок русского языка в 4-м классе "Родительный падеж множественного числа имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. познакомить уч-ся с особенностями окончаний имен существительных в Р.п. множественного числа;
  2. развивать орфографическую зоркость;
  3. воспитывать культуру речи.

Оборудование: таблица “Имена существительные в родительном падеже множественного числа”, карточки для детей для работы по вариантам, сигнальные карточки с окончаниями в родительном падеже.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок, начался урок русского языка.

Ребята, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи. На уроке будьте внимательными, думающими, сосредоточенными, старательными, догадливыми.

Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости.

– Как понимаете?

II. Проверка домашнего задания.

а) – Что надо было сделать дома? – Чему учились, выполняя это задание? (Учились правильно ставить ударение в словах.)

б) Дополнительное задание было 2 девочкам: выписать из орфографического словаря школьника трудные случаи постановки ударения у существительных во мн.ч.

в) – Прочитайте существительные, которые имеют форму ед. числа. (Молодежь, золото, ворота, асфальт, порох, темнота, керосин, молоко, сметана.)

– Прочитайте существительные, которые имеют форму мн. числа. (Щипцы, шахматы, часы, весы, шаровары, сутки, каникулы, сани, весы.)

г) Игра “Назови словечко”.

Учитель называет имя существительное, учащиеся хором называют форму множественного числа этого существительного, если это возможно.

ПортфЕль – портфели
дирЕктор – директорА
звено – звенья
инженер – инженеры .
председатель – председатели
 
день – (дни)
метро – нет мн.ч.
пень – (пни)
лень – нет мн.ч.
 
столЯр -столярЫ
тОрт– тОрты
квартАл – квартАлы
.
 

Итог:

III. Словарная работа.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом

Килограмм – основная единица веса.

Это сложное слово, состоящее из двух корней. Кило – в переводе с греческого означает тысяча. Грамм – это единица веса.

Придумайте однокоренные слова.

Килограммовый

– Придумайте предложение с новым словарным словом.

IV. Новая тема.

(Тема записана на доске и закрыта.)

а) – Проверяя ваши тетради, я в ваших ответах к задаче я встречала такие записи:

Ответ: 100 килограмм… пшеницы привезли.

– Какое окончание должно быть у сущ-го килограмм? Как вы думаете?

– В каком падеже и числе стоит сущ-е килограмм?

Мы сегодня на уроке будем говорить о родительном падеже.

А точнее, учиться определять безударное окончание имен существительных в родительном падеже множественного числа.

Научимся правильно употреблять их в речи.

б) Допишите окончания.

М.р. ученик…., геро…,писател…. –ов, -ев,– ей, -□

Ж.р. учениц…, тетрад.., туфель… – □, -ей

Ср.р яблок.., облак…, плать… –ов, -ев,– ей, -□

Р.п. Мужской род Женский род Средний род
-ов, -ев, -ей, -□ -□, -ей -ов, -ев, -ей, -□

– Сделайте вывод.

Физкультминутка.

Возвращаемся к нашему вопросу. Килограмм какого рода?

В мужском роде во мн.ч. какие окончания?

Принято говорить 1 килограмм, и т.д. до 4-х, но пять килограммов и т.д.

в) Обратите внимание! Образование родительного падежа множественного числа нередко вызывает трудности. В таком случае надо обратиться к словарю или спросить у взрослых.

Запомните сущ-е в Р.п. мн.ч. с нулевым окончанием, с окончанием -ов.

Читают с доски: килограммов, помидоров, апельсинов, мандаринов, носков, облаков, рельсов.

Ботинок, туфель, сапог, чулок, яблок, груш, каникул, мест, дел, рам, окон, задач, валенок.

V. Закрепление изученного.

1. Работа у доски.

1. Спишите, изменив слова в скобках, поставив их в какой падеж? (Р.п. мн.ч.) Выделите окончания.

Дети выполняют у доски с комментированием.

Ур.жай (огурцы), ств.лы (д.рев.я), много (площ.дь), пара (с.поги), у ш.роких (п.ля), (из)вкус.ных (груши), ключи от (двери),много (рощи, задачи, тучи)

Вывод.

2. Самостоятельная работа.

По вариантам: 1 в. по карточкам, 2 в. – № 254. Работа по карточкам.

Карточка № 1.

Составьте и запишите словосочетания с существительными в родительном падеже множественного числа.

Стволы (дерево), крылья (самолет), простор (площадь), аромат (гриб), ключи от (дверь).

Карточка № 2.

Запишите существительные в родительном падеже множественного числа.

Дача, роща, крыло, инженер, корабль, ключ, галоша.

Проверка: прочитать, назвать окончания.

3. Упражнение “Правильно ли мы говорим”.

(Карточки, сигнальные карточки.)

– А теперь проверим, правильно ли мы говорим.

Сбор помидор…
Покупка плат….
Починка сапог….
Сушка яблок….
Доставка газет….
Полив огурц….
Слушать пение солов….
Много двер….

VI. Подведение итогов, рефлексия.

 – Чему учились на уроке?

– Подумайте над заданием – шуткой:

Один мальчик спрашивает у другого:

– Как будет правильно:

– У рыб нет зуб.

У рыбов нет зубов.

(У рыб нет зубов.)

– Учитывая сегодняшний урок, как можно было рассуждать?

(– рыба – Ж.Р., нулевое окончание
зуб – М.Р.., окончание -ов)

– Какие окончания в родительном падеже имеют имена существительные?

Молодцы! Вы дружно работали на уроке!

– Спасибо за работу!

VII. Домашнее задание. № 257.