Занятие "Конфликты и их предупреждение"

Разделы: Работа с дошкольниками


Детские капризы – это особенность поведения ребенка, которая выражается в целесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем. У маленького ребенка они выражаются обычно в попытках добиться желаемого плачем, криком. Таким образом, внешние проявления характеризуются сильным раздражением, двигательным возбуждением.

Капризы могут быть случайными, эпизодическими. Однако они могут превратиться в привычную форму поведения, которая проявляется в общении ребенка со взрослыми (чаще в домашних условиях, особенно с некоторыми членами семьи).

Ребенок хнычет, плачет, часто находится в плохом настроении, стремится настоять на своем, не принимая во внимание доводов, требований взрослых.

Нервная система детей младшего дошкольного возраста еще не окрепла окончательно, поэтому процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Однако именно в этом возрасте у ребенка формируются первые тормозные процессы, а на их основе развиваются зачатки воли, нравственные чувства. Ребенок уже понимает характер поступков – какие из них хорошие, а какие плохие. Следовательно, капризы детей нельзя целиком отнести к возрастным особенностям; ошибочно полагать, что капризы могут со временем пройти сами собой. Для возникновения капризов имеются свои причины, искать которые следует прежде всего внутри отношений, сложившихся между взрослыми и детьми в семье. Основная причина детских капризов – неправильное воспитание. Чтобы устранить их, родителям нужно перестроить систему воспитания.

Причиной капризов может быть также нездоровье ребенка, переутомление. Но если малыш не избалован, то и в этих условиях капризы нестойки, ребенка нетрудно перестроить.

Во всех случаях надо опасаться перевозбуждения нервной системы маленького ребенка, ибо это вредно для его здоровья и чрезвычайно затрудняет решение воспитательных задач, в частности воспитания воли, преодоления капризов.

Превращаясь в привычку, капризы могут способствовать возникновению у детей отрицательных черт характера, таких, как грубость, драчливость, недоверие к людям. В любом случае их лучше не допускать, а с возникновением искать пути устранения.

Доброжелательный тон в обращении взрослых друг к другу, спокойное, ровное, мягкое обращение с детьми в сочетании с предъявлением им разумных требований, дружба между детьми в семье создает положительный микроклимат, в котором не будет основы для капризов ребенка.

И наоборот, несогласованность требований со стороны взрослых создает неблагоприятные условия для воспитания ребенка. Что разрешает мать – может запретить отец, что запрещает мать – разрешает бабушка. Конечно, в таком случае ребенок следует тем требованиям, которые совпадают с его желаниями. Дети обычно тонко чувствуют, как можно себя вести в каждом конкретном случае. “Я не тебе плачу, а бабушке”, – говорит ребенок. Он знает, что при маме плакать нельзя, она строгая, при бабушке – можно: она не устоит против требований любимой внучки. Единые требования к ребенку со стороны всех взрослых членов семьи, воспитывающих его, устраняют капризы, возникающие на этой основе.

В отдельных семьях маленькие дети с ранних лет живут в условиях чрезмерного эмоционального и физического комфорта, то есть ребенок изнежен, заласкан, родители предупреждают каждое желание ребенка и в то же время очень мало от него требуют. Дети в таком случае, наоборот, много требуют от родителей, вымогают, плачут, капризничают. Так устанавливается неверный стиль отношений ребенка со взрослыми, с которым последние в конце концов мирятся.

Эти отношения должны быть пересмотрены. Надо формировать у ребенка желание самостоятельно одеваться, есть, убирать игрушки на место, охотно откликаться на просьбу взрослого оказать помощь: отнести, принести, подать. Включение ребенка в посильные дела, соучастие в деятельности взрослого, бодрый, энергичный стиль жизни в семье и добрые отношения взрослых – лучшие средства “сокращения” неразумных желаний ребенка.

Некоторые взрослые считают, что воспитывать детей можно только строгостью. С маленькими детьми постоянно разговаривают в повышенном, раздражительном тоне, часто кричат. Дети очень чувствительны к этому. В результате такого воспитания ребенок может стать обидчивым, капризным, плаксивым.

А.С.Макаренко выдвинул важный принцип воспитания детей, так называемой “золотой середины”, то есть соблюдения чувства меры, которая обеспечивает гибкость применения методов воспитания, сочетания любви к детям с требовательностью к ним.

Для здоровья и хорошего самочувствия ребенка раннего, младшего дошкольного возраста особо важно не допускать срывов установившегося привычного распорядка дня. То, что не вызовет большой нервной и эмоциональной усталости у взрослых, может стать причиной переутомления нервной системы ребенка. Например, родители, желая доставить детям удовольствие, берут их с собой в гости, на праздники, разрешают подолгу смотреть телепередачи, мультфильмы. Яркие новые впечатления, незнакомые лица, сильные слуховые раздражители нарушают привычную атмосферу, переутомляют ранимую еще нервную систему ребенка, приводят к эмоциональной перегрузке. В результате малыш плачет, отказывается есть, не может уснуть, требует недозволенного.

В детском саду мы учитываем возрастные особенности детей, рационально распределяем эмоциональные и физические нагрузки. Например, читаем не более одной сказки; после занятий, требующих усидчивости, умственного напряжения, проводим музыкальное или физкультурное занятие в старшей группе, а в младшей группе – подвижные игры.

Маленькому ребенку постоянно необходимы эмоциональные контакты с любимыми людьми (теплые руки, добрая улыбка матери, бабушки, приветливое слово отца). На протяжении третьего года жизни у ребенка познавательные потребности. Он просит взрослых с ним поиграть, задает много вопросов, требует оценки своего поведения. Эмоциональное благополучие обеспечивается удовлетворением потребностей в эмоциональном общении и в содержательной деятельности со взрослыми.

Маленьких детей легко утешить, уговорить, отвлечь от предмета раздражения, переключить на другое. Если отвлечение не получается, то очень важно терпение, спокойствие взрослых. Это не просто, но необходимо, так как возбуждение взрослых только усиливает возникший конфликт.