Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Продолжительность урока: 2 часа.
Цель урока: закрепить, обобщить и систематизировать знания и умения учащихся в вычислении логарифмов, логарифмических уравнений и неравенств.
Задачи урока:
дидактическая: добиться усвоения учащимися систематических, осознанных сведений о логарифме; формировать навыки использования свойств логарифмов при решении задач;
развивающая: развивать познавательный интерес у учащихся через раскрытие практической необходимости и теоретический значимости темы и использование возможностей ЭВМ в изучении темы; развивать логическое мышление, память, продолжить формирование математической речи;
воспитательная: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса; воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения, аккуратности и трудолюбия.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.
Применяемые педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, игровые технологии, проектный метод.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оснащение урока:
- мультимедийный проектор;
- маркерная доска, которая используется в качестве экрана;
- презентации, подготовленные преподавателем и учащимися;
- подборка разноуровневых упражнений для совершенствования навыков вычисления логарифмов, решения логарифмических уравнений и неравенств.
Этап подготовки учащихся к уроку: Предварительно за две недели до урока класс разбивается на подгруппы. Каждая группа проводит исследовательскую работу по заданной теме и готовит презентацию в программе PowerPoint.
Темы, по которым работают группы:
- исторические сведения о логарифме;
- логарифмы в природе;
- логарифмы в экономике.
На этом этапе учитель проводит не менее двух консультаций с каждой группой.
На занятии проекты оцениваются по критериям:
- полнота изложения материала;
- рациональная организация работы в группе;
- оформление проекта;
- умение воспользоваться данным проектом другими учащимися.
Ход урока
Весь урок сопровождается презентацией.
1. Организационный момент
Приветствие. Оглашение цели и плана урока. Вступительное слово преподавателя:
Логарифм – одно из важных понятий математики. Умение решать задачи с применением логарифмов требует хорошего знания теоретического материала, умения проводить исследование различных ситуаций. Поэтому сегодня на уроке мы закрепим и систематизируем полученные знания, рассмотрим и оценим творческую работу наших учеников.
2. Актуализация опорных знаний. (Приложение 1)
1. Повторение некоторых теоретических понятий и формул
2. Найдите соответствие (группа, представитель которой первым правильно ответил на вопрос, получает 1 балл. Все графики и вопросы демонстрируются на слайдах).
3. Устный счет
Следующая игра называется “Дешифратор”.
Вычислите устно. Каждому верному ответу
соответствует буква. Если вы верно решите
задания и выберете правильные ответы, то у вас
получится имя английского математика, который
изобрел первую логарифмическую линейку.
Учащиеся работают в командах. Выигрывает та
команда, которая первая назовет имя математика.
В результате этой работы учащиеся должны
получить имя математика – Эдмунд Гантер.
1 | log3 x = -1 | И. 1,3 Э. Я. 3 У. -3 |
2 | logx =-2 | Д. 2 В. 0,5 Л. -2 К. 1,2 |
3 | lg 8 + lg 125 | К. 1000 Л. 5 М. 3 Н. -10 |
4 | lg13-lg130 | У. -1 О. 10 А. 1 Ю. -10 |
5 | log2 | М. 1 Н. -1 Ф. 2 К. |
6 | 10 lg100 | Б. 100 Ж. 1000 З. 0,5 Д. 20 |
7 | log2log24 | Г. 1 Р. 4 С. 2 Х. 0 |
8 | 50 log39 | И. 25 Я. 0,04 Е. 2 А. 100 |
9 | log71 | Р. 7 Т. 1 Н. 0 Д. -1 |
10 | log2 8 - log3 27 | Т. 0 П. 2 К. 8/27 С. 2/3 |
11 | log4 (x-1) = 1 | О. 1 Ю. 4 Е.5 И. 0,25 |
12 | log813 + lg1000 | Д. 3250 Р. 3,25 П. 32,5 С. 325 |
3. Проверка домашнего задания
В течение предыдущих двух недель учащиеся готовили сообщения по теме урока. Свои работы они демонстрируют с помощью мультимедийного проектора.
- Исторические сведения о логарифме.
- Логарифмы в природе.
- Логарифмы в экономике.
4. Решение задач
Предложить командам решить следующие разноуровневые задачи. Задачи уровня А прячутся под зеленым цветом (они оцениваются в 1 балл), задачи уровня В – под желтым цветом (2 балла), задачи самого высокого уровня С – под красным цветом (3 балла). Каждая команда сама выбирает цвет и номер задачи. Начинает та команда, которая к этому моменту набрала самое большое количество баллов. Задачи решаются у доски одним из членов команд с комментариями. Остальные учащиеся записывают решение в тетради.
Уровень А:
- log4 3 + log4 x = log 4 21;
- lg x + lg 9 = lg 45;
- ;
- ;
Уровень В:
- log9 x2 + log3 x = 6;
- log8 x3 – log2 x2 = 2;
- ;
- ;
- ;
Уровень С:
- logx+2 (3x2 + x -5) = 2;
- ;
5. Задание на дом
1. Используя записи в тетради и учебник, повторить основные вопросы и формулы по данной теме;
2. Решить задачи (задачи распечатываются на листах и раздаются каждому учащемуся). (Приложение 2)
6. Подведение итогов. Рефлексия
Учитель отмечает, что благодаря огромной подготовительной работе учащихся, проведен очень интересный урок. Учитель объявляет оценки и просит учащихся проанализировать свою деятельность на уроке:
1. Удовлетворен ли ты своей работой на уроке?
а) да; б) частично; в) нет; г) затрудняюсь ответить.
2. Каким образом ты собираешься устранить пробелы?
а) спросить у преподавателя; б) спросить у товарища; в) справлюсь сам; г) не знаю.
3. Смог бы объяснить процесс решения задачи своему товарищу?
а) да; б) частично; в) нет; г) затрудняюсь ответить;
4. Какую форму работы на уроке ты предпочитаешь?
а) индивидуальную; б) парную; в) по подгруппам; г) всей группой.
Выбери картинку, соответствующую твоему настроению на уроке:
Список использованной литературы:
- Сборник конкурсных задач для поступающих в ВУЗы / Егерев В.К. [и др.]; под общ. ред. М.И. Сканави - Киев: Канон, 1997.- 528 с.
- Математика. Подготовка к ЕГЭ/ под ред. Ф.Ф. Лысенко. - Ростов-на-Дону: Легион, 2007.- 400 с.
- Практикум по высшей математике для экономистов / под ред. Н.Ш. Кремера - М.: Юнити, 2005. – 439 с.
- Агаков Н.Д. Математика. Для подготовки к единому государственному экзамену / Агаков Н.Д., Поляков В.Г. - Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2006. – 230 с.