Урок с элементами исследовательской деятельности "Природные источники углеводородов"

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


“Нефть – не топливо, топить можно и ассигнациями”.
Д. И. Менделеев

Цели урока:

образовательные – изучить основные источники углеводородов, способы переработки газа, нефти и каменного угля, выделить экологические проблемы, связанные с переработкой, сделать выводы о качестве углеводородных продуктов на разных этапах их получения;

развивающие – развивать познавательный интерес к химии, умение излагать материал, выделять главное и делать выводы;

воспитательные – воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий, формировать умения работать в группах, уважительного отношения друг к другу, ответственного отношения к учебе.

Оборудование: карточки с заданиями и тест для закрепления (приложение 1), шаблон конспекта урока (приложение 2), компьютер, мультимедиапроектор, учебник, доска, модели для составления молекул, таблица Д. И. Менделеева.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте ребята! На предыдущих уроках мы изучали углеводороды, их свойства и применение, получение в лаборатории и промышленности. А сегодня на уроке мы выясним, что является природными углеводородными источниками, как они перерабатываются, где применяются продукты переработки и т.д.

Вопрос: Что такое углеводороды? Какие классы углеводородов вы знаете?

Обратите внимание на эпиграф урока… Цель урока – исследовав теоретический материал, выяснить:

- почему нефть ценится “дороже денег”, а среди полезных ископаемых ее называют “королевой”?

- почему запасы углеводородного сырья определяют экономический потенциал и мощь страны?

- почему на протяжении веков люди стараются открыть месторождения нефти, газа и каменного угля, овладеть рынками их сбыта, нередко вступая в конфликты?

- одним словом, почему нефть, газ и каменный уголь так необходимы человеку?

На эти вопросы нам предстоит найти ответы на этом уроке. Вы были разделены на 4 группы. Каждой группе было предложено провести исследование по определенному вопросу проблемы: Почему нефть, газ и каменный уголь так необходимы человеку.

1. Теоретическая часть

Предоставим слово представителям каждой группы. В ходе выступления делаем записи так, чтобы теоретическая часть была представлена в тетради в виде конспекта. Для этого воспользуйтесь шаблоном (приложение 2).

(Доклады 4 группы по 4 мин. + 1 ученик “работа двигателя внутреннего сгорания” = 20 мин.)

- Хорошо, вы справились со своими заданиями. Что записали? Почему так необходимы нефть, газ и каменный уголь?

2. Практическая часть

Следующее задание. В каждой группе у вас есть консультанты по основным вопросам. Таким образом, все темы каждой группе знакомы. На основании полученного теоретического материала, выполните следующие задания (приложение 1).

На обдумывание 5 минут. Затем отвечаете: 1 ученик устно с места, 2 – у доски по одному вопросу.

(4 группы по 3 мин. = 12 мин. + 5=17)

- Хорошо. Мы не случайно взяли для решения именно эту задачу. Говоря о природных источниках, мы не можем не упомянуть о проблеме загрязнения окружающей среды.

Любое производство, как монета, имеет две стороны. Аверс производства – это сырье и переработка его в продукцию. Реверс – это производственные отходы, загрязняющие природную среду.

С учетом того, что запасы полезных ископаемых небезграничны, а количество потребляемой человечеством энергии постоянно растет, экологические проблемы становятся все более острыми.

Среди учащихся 8–11 классов был проведен опрос, кто-то написал эссе:

- можно ли обойтись без нефти, газа и каменного угля?

-наносит ли вред переработка нефти, газа и каменного угля окружающей среде?

- можно ли заменить природные источники углеводородов другими видами энергии?

- 87 % учащихся считают, что без нефти и газа жить нельзя;

- 98 % учащихся считают, что переработка нефтепродуктов загрязняет окружающую среду и вредит экологии;

- 56 % учащихся считают, что заменить топливо альтернативными источниками можно, но это не просто.

Как вы думаете, каким образом загрязняется окружающая среда и что делать для того, чтобы не произошло экологической катастрофы?

- В настоящее время нефть занимает 6 место по загрязнению воздушного бассейна и 2 место по загрязнению водного бассейна.

С 1900 г. использование топлива увеличилось в 10 раз. Ежегодно в атмосферу поступает более 200 млн. т. оксидов серы, углерода, азота. Сейчас в мире имеется более 500 млн. автомобилей. На них приходится 60 % всех вредных выбросов в атмосферу; в выхлопных газах содержится не менее 200 пагубных для здоровья компонентов (это угарный газ, оксиды азота, сернистый газ, углеводороды, соединения свинца).

Что же делать? Как сохранить экологию?

Что нужно предпринять, чтобы не погибла природа?

- Д.И.Менделеев писал: “В химии нет отходов, а есть неисчерпаемое сырье”. Необходимо внедрять в производство безотходные технологии, комплексное использование сырья.

- Надо устанавливать очистные сооружения на предприятиях химической промышленности, использовать фильтрующие материалы и пылеулавливатели.

- Надо разрабатывать стандарты по выхлопным газам для грузовых и легковых автомобилей.

- Нужно переходить на использование альтернативных источников энергии.

- Прекратить вырубку лесов.

- И, наконец, пусть каждый из нас задумается: - А какой будет природа следующих поколений? – Что каждый из нас может сделать, чтобы не произошла экологическая катастрофа? И как написала в своем эссе ученица 10 класса Алена М.: “…остается только верить … и помнить о том, что даже один человек может изменить мир”. Подумайте об этом!!!

3. Подведение итогов

Подведем итог нашей работы, нашего исследования, ответив на вопросы теста (приложение 1) 3 мин. Закончили, теперь поменяйтесь листами ответов и проверьте правильность друг у друга.

Оцените: “5” – если все правильно, “4” – если одна ошибка, “3” – если две ошибки.

Если ошибок больше, следует прочитать материал параграфов еще раз.

Домашнее задание (на выбор):

1. Составьте три вопроса по теме “Природные источники углеводородов”.

2. Составьте расчетную задачу на практический выход продукта (например, бензина) по известной массе исходного вещества.

Спасибо за урок. Дайте дневники, для выставления оценок. До свидания.