Проблема преемственности обучения на начальной и основной ступенях общего образования, несмотря на многочисленные исследования путей ее решения, до сих пор остается актуальной.
Понятие “преемственность” в учебном пособии для студентов “Методика преподавания русского языка” рассматривается следующим образом: “Преемственность – это учет знаний, полученных учащимися в предшествующих классах, при изучении нового материала. Необходимость в учете преемственности в учебном процессе возникает на стыке концентров курса, ступеней его изучения, а также между учебными годами”.4 Е.В.Архипова считает актуальной ориентированность современных программ на общее развитие ребенка и определенный уровень сложности материала для начальной школы, который затем, в средней школе, не должен быть “потерян”.1 Л.Д. Санина определила компоненты преемственности в контексте гармоничного сочетания ценностного, личностного и деятельностного подходов к реализации концепции непрерывного образования.7
Нет никакого сомнения в том, что русский язык и литература – предметы, познавательная ценность которых велика. “Родной язык – величайший наставник”, – звучат непреложной истиной слова великого педагога К.Д. Ушинского. Русский язык и литература – одни из наиболее сложных и трудоемких предметов в курсе средней школы, а потому соблюдение одного из основных принципов дидактики – принципа преемственности, необходимо. Изучение русского языка и владение русским языком – эффективный путь культурного воспитания человека, начало которому положено в начальной школе.
Уроки литературного чтения в начальной школе наряду с русским языком формируют функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы, как и изучение литературы в среднем и старшем звене.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. На уроках литературного чтения в начальной школе очень важно научить ребенка грамотно, выразительно и осознанно читать, начиная же с 5-го класса, эти навыки не только закрепляются и совершенствуются, но пятиклассники должны научиться воспроизводить художественное произведение как сюжетно-композиционное единство в его причинно-следственных связях, уметь определять жанрово-родовую природу произведения, видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения, уметь грамотно строить монологические высказывания, владеть культурой диалогической речи.
На уроках русского языка и литературы продолжается работа по привитию чувства любви к Родине, национальной культуре. Ребенок начинает понимать, что язык народа – “цвет его духовной жизни”, величайшая сокровищница нации. По словам К. Ушинского, “дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка”. Действительно, язык и до школы, и в школе обогащает и развивает духовный мир ребенка, приобщает его к нравственным нормам жизни, к традициям и воззрениям народа. С малых лет у детей вырабатывается чутье языка, развивается речевое творчество, эстетическое чувство, любовь к художественному слову. Задача учителя-филолога – воспитать духовно богатую и высоконравственную личность, развивать речевые, интеллектуальные, творческие способности учащихся, развивать связную устную и письменную речь.
Сохранение преемственности в занятиях по русскому языку между III(IV) и V–VI классами должно выражаться:
а) в таком отборе материала для изучения, при котором бы учитывалось общее развитие учащихся, их подготовленность по предмету в целом и конкретные знания и навыки по отдельным частным вопросам программы, доступность этого материала для сознательного усвоения его учащимся;
б) в таком построении занятий по русскому языку (в методическом отношении), чтобы формы и методы работы, примеры и упражнения, язык учителя, способы объяснения нового не очень резко (особенно на первых порах) расходились бы с теми, к каким привыкли учащиеся в I–III(IV) классах, и чтобы был обеспечен постепенный переход к новым, более сложным для учащихся формам работы.
Для успешного обеспечения адаптационного периода учащимся 5 классов по предмету “русский язык и литература” учитель должен знать:
а) специфику содержания и методическую концепцию учебных предметов начальной школы “русский язык” и “литературное чтение” той обучающей системы, в которой работали учащиеся;
б) способы, средства, методику и формы организации учебной деятельности в 4 (выпускном) классе данной образовательной модели;
в) систему оценивания и учебных заданий (как классных, так и домашних), в русле которой работал учитель начальной школы.
Каждая модель начального образования построена на единых психолого-педагогических концептуальных основах, особенности которых должен учитывать учитель-предметник в своей образовательной области.
Основные концептуальные положения курса “русский язык” в образовательной модели курса “Гармония” (Учебник: Соловейчик М.С, Кузьменко Н.С. Русский язык) можно определить следующим образом:
а) осуществление коммуникативного подхода к изучению русского языка, т.е. направленность учебной работы на становление всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения;
б) системное развитие орфографической зоркости и орфографического самоконтроля;
в) органическое сочетание изучения языка с работой над культурой устной и письменной речи;
г) обучение созданию текста в конкретных жанрах.
Учебники по системе Занкова Л.В. способствует формированию у младших школьников основ теоретического мышления через решение системных задач. В программе русского языка выделена система понятий, раскрывающая содержание фонематического принципа письма через осознание учащимися отношений между звуковой оболочкой слова и его лексическим значением; звуковой оболочной слова и его буквенной записью. Программа предполагает обязательную систему развития речи. Выпускники начальной школы, помимо сформированных общих умений читать, писать и понимать текст, владеют не только большим объемом знаний по предмету, но и навыками, необходимыми для обучения в основной школе: осознают себя как языковую личность с развитым лингвистическим мышлением; выполняют разные виды работ, связанные с культурой устной и письменной речи.
Основные положения адаптационного периода в основной школе применительно к предмету русский язык могут быть определены следующим образом:
а) на каждом уроке осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к ученику, опираясь на положения личностно-ориентированного обучения, т.е. на уроке русского языка учитывать темп письма каждого ученика, его возможности построить устное высказывание;
б) в период адаптации в 5 классе (1 полугодие) процесс оценивания достижений учащихся должен быть максимально приближен к системе оценивания в начальной школе. в) продолжить и усовершенствовать методику работы с картой знаний, тетрадями учета ошибок; учета достижений, выполнения творческих заданий и т.п., по усмотрению учителей.
Практика показывает, что благополучно преодоленный адаптационный период способствует дальнейшему развитию функциональной грамотности учащегося, речевой культуры, читательских умений и навыков.
Проблемы преемственности современной школы можно решить путем создания непрерывного курса русского языка, разработанного в едином концептуальном ключе и способного обеспечить органичную связь всех звеньев от начала и до конца изучения предмета.
По мнению педагогов и методистов, решение проблемы успешно при определенных условиях: создание единого образовательного пространства в школе; создание условий для сотрудничества между педагогами на всех ступенях данного образовательного учреждения, а также между образовательными учреждениями города, района.3
Многолетний опыт работы позволяет сделать вывод: обеспечение преемственности связано не с наличием вариативных учебников, не в попытке стыковать программы начальной и средней школы, а в сохранении единых подходов к целям и задачам обучения русскому языку. Большое значение также имеет перестройка деятельности учителя, который должен не только владеть определенной суммой знаний, умений и навыков, быть мотивационным к деятельности в новых условиях, но владеть диагностико-технологической культурой.
Современная школа на всех ступенях ставит перед собой цель: развитие личности ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами учебного предмета, в частности “русский язык”. Работа с пособием Е.И. Никитиной “Русская речь: Развитие речи” (УМК под редакцией В.В. Бабайцевой) строится по этапам: на начальном этапе используются репродуктивные методы и приемы, затем репродуктивно-творческие, а потом творческие, требующие литературно-образного воплощения замысла в сочинении. Внутри каждого этапа работа проводится по такой же схеме: репродуктивный – репродуктивно-творческий: обучение специальным навыкам (составлению плана, строгому отбору конкретного материала, соблюдению логики изложения и т.д.); творческий: развитие потребности в самовыражении, в сопереживании, развитие чувства слова, умения переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над фактами, явлениями. Таким образом создаются условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей на основе технологического подхода, а методы и приемы учитель выбирает в соответствии с качественным составом обучающихся, с уровнем их подготовленности.
В школьных программах по русскому языку как в начальных, так и в старших классах уделяется особое внимание систематической работе над формированием орфографической грамотности обучающихся, которую можно организовать следующим образом: обучение орфографии на основе концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и тематическое изучение слов, помещенных в словари “Пиши правильно”.
Необходимость поиска путей и условий повышения качества обучения русскому языку в целом, и особенно орфографии как наиболее сложного его раздела возникает у каждого преподавателя. Успешная адаптация пятиклассников во многом зависит от реализации преемственности между начальным общим и основным общим образованием. При обучении на ступени среднего (полного) общего образования и далее совершенствование навыков грамотного письма связано с уже сформированными навыками и умениями самостоятельной учебной деятельности, с самообразованием и самореализацией.
Формирование орфографических навыков как в начальной школе, так и в среднем звене зачастую происходит по традиционной схеме: заучивание правил – выполнение письменных упражнений. Работу по формированию и совершенствованию орфографических навыков можно организовать с использованием наглядных ориентиров, названных схемами ориентировочной основы действий (ООД). Согласно теории П. Я. Гальперина ООД дают обучающимся возможность без заучивания, механического запоминания безошибочно действовать при выполнении упражнений. ООД представляют собой четыре группы карточек с выписанными на них орфограммами в зависимости от морфемы. В пятую группу – “Справки” – включены правила, связанные со слитным, раздельным и дефисным написанием слов. В каждой группе карточки располагаются в произвольном порядке, так как в течение занятия обучающиеся несколько раз могут поменять их местами.
Учитель обеспечивает обучающихся схемами ООД (карточками с правилами), упражнениями, словарями разных типов. Его роль на занятии организующая, направляющая, ученики самостоятельно выполняют задания, пользуясь схемами ООД. Вся учебная деятельность учеников протекает самостоятельно в форме решения ими мыслительных задач.
Работа со словами в упражнениях проходит в определенной последовательности: прочитать слово – записать слово так, как дано в упражнении (с пропущенной буквой или нет) – разделить его на морфемы – проверить правильность написания каждой морфемы по карточкам – правилам (ООД) – написать слово целиком правильно. Особенность этой деятельности: изучение орфограмм проводится не постепенно, не отдельно по темам, а сразу по всем имеющимся в учебных программах правилам. Знания усваиваются обучающимися благодаря их собственной активной деятельности, организуемой и управляемой при помощи реальных ориентиров, позволяющих совершать все действия правильно и одновременно контролировать себя.
В основе совершенствования орфографической грамотности лежат два принципа – морфемный и морфологический, поэтому работу по данной системе можно начинать с того момента, когда у обучающихся сформировались навыки определения состава слова и частей речи, то есть уже в начальных классах. Занятия целесообразно проводить на уроках повторения в конце учебного года в 4 классе, в начале года в 5-м классе, как промежуточное и итоговое повторение в 5–7-х классах.
Второе важное направление формирования орфографической грамотности – работа со словарными словами. Методика преподавания русского языка располагает различными приемами, достаточными для того, чтобы обучающиеся усвоили разработанный по классам минимум слов, не проверяемых правилами. Это повторное многократное механическое выписывание таких слов, словообразовательный и морфемно-этимологический анализ слов, прием послогового проговаривания, списывание слов со вставкой пропущенной буквы и другие. Все приемы “развивают орфографическую зоркость, учат быстро и правильно определять беспроверочные написания и запоминать графический образ соответствующих слов”.7
Работа со словарными словами лишь тогда дает результат, когда она “проводится планомерно, от темы к теме и входит органически в работу учителя”.5 Наиболее эффективно изучение слов по тематическим группам, в основе которого лежит определенная система изучения и повторения правописания не отдельных слов, а целых блоков, с которыми обучающиеся познакомились на предыдущих уроках. Тематика может быть различной: “Спорт”, “Армия”, “Квартира”, “Транспорт, дорога, движение”, “Искусство, литература”, “Профессия”, “Общественно-политическая лексика” и т. д. При разделении слов на тематические группы необходимо учитывать следующие принципы отбора: коммуникативную необходимость, частотность употребления, доступность понимания лексем. Тематический отбор слов способствует тому, что экономно расходуется время и создаются условия для прочного запоминания слова не только с точки зрения написания, но и употребления в речи. Обогащается словарный запас обучающихся, изучаемые слова становятся “организующим ядром будущего высказывания на заданную (речевую) тему”.6
Тематическая работа над словами позволяет использовать межпредметные связи с литературой, иностранным языком (этимология слова), историей и обществознанием (тематический раздел “Общественно-политическая лексика”). Работая с тематическими группами слов, обучающиеся получают прочные знания, так как у них возникает устойчивость и постоянство ассоциаций. Школьникам прививаются навыки самостоятельной и творческой работы: составление предложений, текстов, диалогов, написание сочинений, работа с определенными видами словарей.
Каждый учитель по своему усмотрению может расширить границы тематических групп, включив слова из начальной школы, в которых обучающиеся делают ошибки, или, наоборот, не вошедшие в словарь–минимум “Пиши правильно”, но часто употребляемые. К этой работе обязательно надо привлекать детей, предлагая им самим называть для пополнения словаря слова, связанные с появлением новых понятий, актуальных в речи школьников. Работа над каждой темой продолжается на протяжении всех лет обучения, на определенном этапе обучающиеся дополняют словарь новыми словами, а виды упражнений с ними усложняются. Наличие тематических словариков создает предпосылку для формирования умения пользоваться справочной литературой, так как в процессе работы у обучающихся возникает потребность в использовании различных видов словарей.
В настоящее время, когда школа вступила в процесс модернизации, когда в практику внедряются новые технологии, программы, методики, разные учебные пособия, вопрос преемственности становится наиболее важным.
Наличие комплекта учебников – важная составляющая преемственности, но не решающая. Любой учитель-профессионал может перестроить содержание в соответствии с подготовкой детей. Материал учебника 5 класса, как правило, обеспечивает взаимосвязь усвоенных и новых знаний в процессе изучения нового. Одна из задач преподавания русского языка состоит в реализации идей преемственности обучения по характеру ведущей деятельности, которая определяется психологическими особенностями данного возраста учащихся.
Вопросам преемственности в изучении русского языка посвящены специальные
исследования, в которых основное внимание уделяется дифференциации языкового
материала по степени сложности и распределению его по ступеням обучения.
Учебники русского языка под редакцией В.В. Бабайцевой, М.М. Разумовской, Т.А.
Ладыженской для 5 класса построены на основе системы научных понятий, осознанных
учениками в начальной школе. Система упражнений, заданий в этих учебниках
разработана таким образом, чтобы организовать самостоятельный поиск способов
решения. Поэтому материал представлен не только в виде готового информационного
изложения, но и в таких формах, которые предполагают самостоятельную
деятельность учащихся по усвоению этой информации или добыванию новых знаний.
Однако, к сожалению, не всегда может перестроиться сам учитель. К учебникам
нового поколения он подходит с устаревшими методиками: “прочитайте-спишите”
(если упрощенно). Сейчас надо овладевать содержанием учебника на уровне
технологий. В этом смысле хороша образовательная система “Школа 2100”, которая,
к стати, имеет завершенную линию учебников по русскому языку и по литературе.
Соблюдение преемственности и перспективности, то есть единства, систематичности в обучении школьным предметам – залог эффективного усвоения знаний, приобретения прочных умений и навыков. Недооценка, невнимание, пренебрежение со стороны учителя к вышеперечисленным требованиям, так и неумение обеспечить их выполнение, приводят к тяжелым последствиям, сказывающимся в дальнейшем в течение ряда лет, и часто почти непреодолимым затруднениям.
Мы убедились, как важно правильно осуществлять решение проблемы преемственности в преподавании, ведь анализ состояния качества обучения показывает, что наибольшие потери приходятся на 1 и 5 классы. Спад обучения обуславливается низким уровнем преемственности. А успех зависит только от согласованных действий всех специалистов школы.
Литература.
- Архипова, Е.В. О реализации принципа преемственности в программах по русскому языку начальной и средней школы / Е.В. Архипова // Русский язык в школе. – 1998. – № 3. – С. 3–7.
- Гальперин, П. Я. Общий взгляд на учение о поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий / П. Я. Гальперин // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14, Психология. – 1998. – № 2. – С. 3–8.
- Дубинина, В.Л., Коломиец, Д.Л. Обеспечение преемственности в применении вариативного обучения / В.Л. Дубинина, Д.Л. Коломиец. – Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2007. – 104 с.
- Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / под ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – С. 109–110.
- Пименова, С.И. Словарно-орфографическая работа в 6 классе / С.И. Пименова // Русский язык в школе. – 1993. – № 5. – С.22.
- Разумовская, М.М. Словарная работа в 5–7 классах / М.М. Разумовская. – М., 1956. – С. 3.
- Санина, Л.Д. Преемственность и перспективность начального образования: теория и практический опыт / Л.Д. Санина // Начальная школа: плюс – минус. – 2001. – № 9. – С. 42–48.