Занятие "Знакомство с единицей длины – миллиметр"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с новой единицей длины - миллиметром - и ее соотношением с другими единицами длины.

Задачи:

Развивающие:

  • развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
  • развивать навыки устного счета;
  • развивать воображение;
  • развивать внимание;
  • развивать чертежные навыки (точное измерение).

Обучающие:

  • продолжить формирование представлений о величинах;
  • закреплять вычислительные навыки;
  • закреплять умения находить площадь и периметр прямоугольника;
  • закреплять знания о единицах длины и площади;
  • закреплять умения измерять отрезки;
  • познакомить учащихся с новой единицей длины - миллиметр;
  • познакомить учащихся с соотношением миллиметра с другими единицами длины;
  • учить переводить из одних единиц длины в другие;
  • познакомить и учить применять знания о величинах и их единицах измерения на практике;
  • закреплять умения решать задачи.

Воспитательные:

  • воспитывать взаимопомощь;
  • воспитывать аккуратность;
  • воспитывать умение слушать мнения других и обосновывать, доказывать свою точку зрения.

Ход урока

I. Организационный момент

- Только что пришёл сигнал из космоса. Дружественные нам инопланетяне давно наблюдали за вами, и захотели познакомиться с вами поближе и посмотреть, как вы живёте, они просят разрешения прилететь к нам в гости. Пригласим их?

- Но у них не точные данные о нашей планете. Надо помочь им успешно долететь до нашей планеты и найти нашу школу. Они будут присылать нам сигналы, а мы поможем им.

II. Повторение изученного материала

а) работа с геометрическим материалом

а) Сигнал первый

- У нас потерян кусочек карты вашей Галактики. Помогите нам восстановить ее.

- Давайте посмотрим, что случилось Вам необходимо определить, какой именно кусочек потерян.

Можете обсудить ответ в парах.

- Какая геометрическая фигура получилась?

- Определите периметр и площадь прямоугольника самостоятельно.

- Давайте перед выполнением задания вспомним, как связаны эти единицы измерения.

+ Периметр - это сумма длин всех сторон.

+ Чтобы найти площадь нужно длину умножить на ширину.

Самостоятельная запись решения детьми.

Длина = 120 см

Ширина = 60 см

Р = ?

S = ?

- В каких единицах длины мы получили площадь?

+ кв.см

- выразите результат в кв. дм.

- Что мы должны знать?

+ в 1кв.дм = 100 кв.см

+ (120 + 60) * 2 = 360 (см) - периметр

120 * 60 = 7200 (см2) - площадь

7200 см2 = 72 см2

Проверьте себя в парах.

III. Сообщение темы.

- Какую самую маленькую единицу длины мы знаем?

+ см

- Сегодня мы познакомимся с еще одной единицей измерения длины - миллиметр, узнаем о ее соотношении с другими единицами и будем учиться переводить из одних единиц длины в другие.

IV. Знакомство с новым материалом.

Сигнал второй

- У нас на карте отмечены планеты, которые обозначены точками B, C, D. Помогите нам вычислить какая из них ваша планета и найдите точное расстояние до нее.

- Открываем учебник на стр.16 № 290. Здесь тоже есть эта карта. Читаем задание.

- Точка А - это космический корабль, а точки B, C, D - планеты. Что нам нужно найти?

+ Расстояние от точки А до других точек.

- Находим.

+ АС = 4см и еще 3 деления, мерки.

АВ = 8см и еще 7 делений, мерок.

АD = 5см и еще 9 делений, мерок или 6см.

- К нам поступил следующий запрос.

- Мы знаем, что на карте ваша планета находится на расстоянии меньше 8 см, но больше 5 см.

- Какой отрезок подходит к этому условию?

+ АD

При измерении этого отрезка кто-то назвал длину 5см, кто-то 6см. Но ведь одно маленькое деление на карте может означать миллионы километров в космосе. И наши друзья ошибутся в дороге. Теперь, я думаю, пришло время обратиться за помощью к нашим друзьям в учебнике Мише и Маше. Стр.17. Читаем.

Как называется одно маленькое деление на линейке?

+ миллиметр

Как теперь назовем длину отрезка АD?

+ Длина отрезка АD = 5см 9 мм

Переведем длину этого отрезка в миллиметры.

+ 5см = 50 мм, 50 мм + 5 мм = 59 мм.

- Вот мы и указали точное расстояние.

Какие единицы длины мы теперь знаем?

Осознание и осмысление учебной информации.

- Зачем нужны миллиметры?

+ Измерять маленькие предметы, для точности.

- Определите, в каких единицах длины удобнее измерять  ширину стола? А толщину оконного стекла?

№ 291 (расположите единицы длины в порядке возрастания)

V. Закрепление изученного о величинах.

а) перевод величин

- Пока инопланетный корабль летит, мы с вами потренируемся в переводе известных нам величин. Стр.17 № 291

а) устно по цепочке б) в тетради самостоятельно
1 км = :м 4 км 128 м = :м
1м = : дм 14м 3 дм = : дм
1 дм = : см 6м 30 см = : дм
1см = :мм 43дм 8 см = :см
1м = :см 3 м 5 см = : см
1м = :мм 4 км 8 м = : м
1км = :дм 94 м 6 дм = :дм

При проверке 2 ученика вписывают ответы на доске.

- А сейчас мы сделаем инопланетную зарядку

Физкультминутка

б) определение единиц для измерения

- К нам поступил следующий сигнал

.В нашем бортовом компьютере произошел сбой и он перестал показывать единицы измерения. Помогите нам! Заполните пропуски.

- стр.19 № 295. Какие же единицы измерения пропали?

(Устно с объяснением выбора единицы измерения).

а) расстояние между городами 760 :

б) высота полета самолета 12300:

в) площадь участка 420 :

г) масса курицы 4 :

д) ширина стола 7 :

е) высота дома 51 :

ж) длина забора 76 :

з) длина карандаша 170 :

и) рост человека 160 :

к) длина комнаты 60 :

л) длина гвоздя 90 :

м) длина иголки 30 :

- Молодцы, помогли восстановить данные в компьютере инопланетян.

в) решение задачи

- Следующий сигнал.

Чтобы починить наш компьютер, нужно три провода:

Первый - 5 дм, второй - 78 см, третий - 285 мм

Хватит ли нам катушки с проводом длинной 2 м?

- Поможем рассчитать инопланетянам.

Что нужно сначала сделать, чтобы было удобно решить задачу?

+ Перевести в одни единицы длины.

Запишите краткое условие и решите задачу самостоятельно.

- Проверяем решение.

+ 5 дм = 500 мм

78 см = 780 мм

500 + 780 + 285 = 1565 мм

2 м = 2000 мм

2000 мм > 1565 мм

Ответ: катушки с проводом длиной 2 м хватит, чтобы починить компьютер.

- Ура! Мы починили корабль. Спасибо.

- Помогите им приземлиться. Космические гости не должны задеть елочку. Измерьте высоту елочек и найдите, какая меньше.

VI. Итог урока.

- Вот космические гости долетели до нашей школы. Давайте расскажем им, что мы узнали на уроке и, что повторили. (Появляются инопланетяне - мягкая игрушка или картинка на проекторе).

- С какой новой единицей длины познакомились?

- Чему учились на уроке?

VII. Домашнее задание.

ТПО № 2 (дополнить миллиметры до 1 см), № 4 (сравнить, переводя в одни единицы длины)