Взаимодействие учащихся разных параллелей среднего звена.
Данная работа проходила в рамках школьного гранта по реализации проектов
приоритетного научно – методического подхода “Открытое образование”. Термин
открытое образование принят для обозначения нового качества
образования, для которого характерны следующие ценности и технологические
доминанты:
– диалог и терпимость как основа демократического сознания;
– ценность совместной деятельности и общения;
– образование как средство самореализации, достижения успеха в социуме;
– проблемный, информационно-исследовательский подход.
Идея данного проекта имеет структуру, которая предполагает работу в течение всего учебного года. Основное направление проекта: социализация учащихся, воспитание толерантности, личностной активности, популяризация математических знаний.
Участники проекта ученики параллели 8 классов (волонтеры) и шестиклассники – принимающая сторона.
Цели проекта: развитие умения выступать перед аудиторией; формирование навыков грамотной речи; готовность ответить на неожиданный вопрос; сориентироваться в ситуации, когда выступление пошло не по намеченному плану.
Этапы проекта:
– выбор тем для занятий;
– подбор интересного и запоминающегося материала, его актуальность;
– формирование групп волонтеров;
– создание презентаций, подготовка раздаточного материала, репетиции;
– выступления по выбранным темам;
– рефлексия.
Наиболее яркими и запоминающимися в нашей совместной работе оказались следующие темы:
Название темы | Основная идея, этапы реализации, материалы. |
1. Психология и геометрия. | Эту тему мы выбрали самой первой, чтобы разжечь интерес
к нашим занятиям, и не ошиблись. Сначала ребятам предлагалось быстро выбрать одну из пяти геометрических фигур, ту, которая ближе всего вам по духу: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник или зигзаг (ломаную линию). После того, как выбор был сделан, ребята узнали, что каждой фигуре присущи определенные черты характера. Бурно обсудив услышанное и согласившись или нет с результатами теста, мы на специально заготовленных карточках составили краткую памятку, чтобы провести этот психологический эксперимент дома, среди родственников. |
2. Цикл задач “Животные и птицы”. |
Коты и голуби, у них всего 9 голов и 22 лапы. Сколько котов, сколько голубей. Подобные задачи для пяти и шестиклассников можно встретить и на олимпиаде, ведь только в 7 классе их можно будет легко решить с помощью системы уравнений. А пока мы предлагаем такой веселый способ: Пусть все коты встанут на задние лапки, тогда и у котиков у голубей по 2 ноги на земле. Если у них всего 9 голов, то сейчас на земле стоят 9*2 = 18 ног, а 22 – 18 = 4 лапки поджаты в воздухе. У каждого котика поджато по 2 лапки, значит котов 4:2 = 2 ,а голубей 9 – 2 = 7 . Задача решена! |
3. Пропорция в нашей жизни. | Пропорция – одна из важнейших и основополагающих тем,
знание которой ребята должны пронести через всю свою математическую
жизнь. Предложив пару задач на пропорцию, мы даже дали возможность
запутаться тем, кто забыл об обратной пропорциональной зависимости и
получил неправдоподобный результат. Ребята стали искать причину ошибки,
и то, что они сами нашли ее – была наша методическая победа. Также наши старшие волонтеры удивляли мальчишек и девчонок прибором, с помощью которого можно измерять скорость велосипедиста. Была задана домашняя работа – решить 2 задачи (карточки). |
Психология и геометрия.
Фигура | ||
Квадрат | ||
Прямоугольник | ||
Треугольник | ||
Круг | ||
Зигзаг |
Квадрат..
Трудолюбие, усердие,
потребность доводить начатое дело до конца, упорство.Выносливость, терпение
и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области.Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок-все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Идеал Квадрата – распланированная, предсказуемая жизнь. Ему не по душе “ сюрпризы” и изменение привычного хода событий.
Прямоугольник.
Временная форма личности, которую могут “носить “ остальные устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Эти люди в настоящий момент заняты поиском наилучшего положения.
Ведущие качества Прямоугольника – любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.
Треугольник.
Эта фигура символизирует лидерство. Самая характерная черта истинного треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Треугольники – энергичные, неудержимые, сильные личности. Они честолюбивы, прагматичны, умеют представит руководству значимость своей работы и работы своих подчиненных.Треугольник хочет управлять положением дел, поэтому постоянно соперничает и конкурирует с другими.
Круг.
Самый доброжелательный из пяти фигур. Обладает высокой чувствительностью, способностью сопереживать, сочувствовать. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым. Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.
Зигзаг.
Фигура, символизирующая творчество. Зигзаг – самый восторженный ,самый возбудимый из всех пяти фигур. Они никогда не довольствуются обычными способами, комбинируют несходные идеи, ищут оригинальные решения. Зигзаги – неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь за собой многих. Когда у Зигзага появляется новая интересная мысль, он готов поведать ее всему миру!
В психологии связь между выбранной фигурой и чертами характера человека Вы можете найти под названием “психогеометрический тест”.