Программа курса информатики и информационных технологий в старшей школе на профильном уровне

Разделы: Информатика


Пояснительная записка

Данная программа курса “Информатика и ИКТ” на профильном уровне написана в соответствии с разрабатываемым ФГОС для старшей школы, где учтены требования к предметным результатам освоения базового курса и дополнительно отражают:

1) владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
2) овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
3) владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
4) владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ;
5) сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче; систематизацию знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
6) сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии “операционная система” и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
7) сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
8) владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
9) владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, пользоваться базами данных и справочными системами;
10) сформированность умения работать с библиотеками программ; наличие опыта использования компьютерных средств представления и анализа данных.

Планирование курса “Информатика и ИКТ” в старшей школе на профильном уровне ориентировано на 8 блоков. Каждый блок включает 15 часов занятий +2 зачетных часа по теме блока. (см. Приложение 1).

Каждый учебный блок представляет отдельный тематический раздел, который включает перечень темы из разделов стандарта образования. Для каждого блока определена цель изучения и даются краткие комментарии, в которых акцентируются ключевые моменты при изучении блока. Данное планирование дает общую картину построения курса изучения предмета.

Многие темы программы, присутствуют в кодификаторе ЕГЭ. Используя базовые знания по этим темам, полученные учащимися при изучении информатики в основной школе, в профильном курсе происходит их закрепление и углубление на уровне требований ЕГЭ. Рассмотрение тем изучения языков программирования не входит в базовый уровень. В данном курсе предлагается углубленное изучение программирования на языке Паскале.

Т.к. одной из дополнительных целей обучения информатике является подготовка к сдаче единого государственного экзамена, то основной формой итогового и промежуточного контроля является тестовая работа в электронном виде или на бумажном носителе. Кроме того, активно используются такие формы контроля как контрольные работы по нескольким вариантам, например, при изучении темы " Арифметические и логические основы компьютера " (см. Приложение 2).

Используются практические работы для контроля освоения информационных технологий, практические контрольные работы, проектная деятельность для итогового контроля за усвоением крупных тем курса информационных технологий.

Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в старшей школе на профильном уровне ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  • Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса Авторы: Угринович Н. Д. Год издания: 2011
  • Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 11 класса Авторы: Угринович Н. Д.  Год издания: 2010
  • Информатика и ИКТ: практикум. Авторы: Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Год издания: 2011
  • Информатика и ИКТ. 8–11 классы : методическое пособие Авторы: Угринович Н. Д.   Год издания: 2010

А также включают в себя:

Аппаратные средства: мультимедийные компьютеры, интерактивная доска, локальная сеть; мультимедиа проектор; принтер; сканер; графический планшет; цифровой фотоаппарат; цифровая видеокамера.

Программное обеспечение: операционная система Windows; полный пакет офисных приложений Microsoft Office; редакторы web-страниц FrontPage, Dreamweaver; система программирования TurboPascal.

Приложение 3 (Список используемых источников).