Урок русского языка по теме "Роль имени прилагательного в речи"

Разделы: Русский язык


Тип урока: комбинированный урок.

Требования к уровню подготовки учащихся:

учащиеся должны:

  • знать речевые функции прилагательного: “рисующую” и “выделительную”;
  • изобразительно-выразительные возможности прилагательного;
  • уметь использовать эпитет при выполнении заданий творческого характера;
  • определять значение прилагательных;
  • правильно использовать имена прилагательные в речи.

Оборудование: учебный комплекс “Русский язык. Теория 5–9 кл.” В.В. Бабайцева, Л.Д.Чеснокова;
“Русский язык. Практика. 6 класс”/ Под ред. Г.К.Лидман-Орловой,
репродукции картин художников: И.Шишкина “Зима” и И.Грабаря “Февральская лазурь”,
поэтический сборник К.Бальмонта,
роман А.С.Пушкина “Дубровский”, индивидуальные карточки, мультимедийный проектор, экран.

Приемы работы: устный опрос, блиц-опрос, анализ стихотворения, практическая работа, творческая работа, зрительный диктант.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивационно-целевой блок.

Учитель: Я предлагаю вам прослушать текст и ответить на вопрос: какова основная мысль данного текста?

В сотый раз я пожалел, что не родился художником. Надо было передать в красках эту геологическую поэму. В тысячный раз я почувствовал вялость человеческой речи. Не было ни слов, ни сравнений, чтобы описать могущество кратеров, дыхание моря, влитого в их пропасти, крики орлов и тысячи малейших ласковых вещей – всплесков воды, прозрачных струй, солнечных зайчиков и нежнейших водорослей и медуз, сообщавших величавому пейзажу оттенок простоты и безопасности. Не было слов, чтобы передать изгибы бухт, затененные углы, выстланные черным блеском и светлой подводной травой, темную прозрачность волн, качавших далеко внизу спины серебряных пеламид, и, наконец, луну, видную снизу даже днем и похожую на клубок розового пара, замерзшего в холоде недосягаемых высот. (К.Паустовский)

Ученик: Основная мысль текста – неспособность человека передать свои впечатления от увиденного из-за неумения образно выражать свои мысли и недостатка определенных знаний в области русского языка.

Учитель: Какие слова помогают ярко и образно описывать окружающий нас мир?

Ученик: Имена прилагательные.

Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Ученик: О роли имен прилагательных в речи.

Учитель: Итак, тема нашего урока: “Роль имени прилагательного в речи”. Мы будем говорить о выразительных возможностях прилагательных. Как вы считаете, какие задачи стоят перед вами сегодня на уроке? Какова цель нашей работы на этом уроке? Узнать об …, определить их … и роль в … (Ответы учащихся). (Цель: узнать об изобразительно-выразительных возможностях прилагательных, определить их функции и роль в речи).

Учитель: Сегодня я предлагаю вам представить себя художниками. Людям этой профессии необходимо быть чуткими, внимательными и очень восприимчивыми. Какую картину вокруг себя вы хотели бы видеть? В ней есть место прилагательным? Давайте наполним мир вокруг нас самыми разными именами прилагательными. Но… чтобы это сделать, необходимо очень хорошо знать, что это за часть речи, по каким законам она живет в языке, как с ней нужно обращаться.

III. Актуализация опорных знаний об имени прилагательном.

1. Блиц-опрос.

1) На какие вопросы отвечает имя прилагательное? а) Что делать? Что сделать? б) Какой? Чей? в) Когда? Где?

2) Что обозначает прилагательное? а) Предмет б) Признак предмета в) Действие предмета.

3) Какие морфологические признаки не относятся к прилагательному? а) Род б) Склонение в) Падеж.

4) Чем, как правило, является прилагательное в предложении? а) Подлежащим б) Сказуемым в) Определением.

5) Сколько разрядов имен прилагательных? а) 4 б) 2 в) 3.

6) Какие разряды имен прилагательных имеют степени сравнения? а) Относительные б) Качественные в) Притяжательные.

7) Какие имена прилагательные имеют только полную форму? а) Качественные б) Относительные в) Притяжательные.

(Взаимопроверка ответов учащихся) (Ключи к блиц-опросу.)

1 2 3 4 5 6 7
б б б в в б б

2. Зрительный диктант (индивидуальное задание).

Учитель: В предложение, записанное на доске, необходимо вставить пропущенные слова. Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы…………….., обозначает………………., в предложении является………………..., в речи выполняет следующие функции……………….

IV. Изучение нового материала. 1. Учитель: На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о красоте и богатстве русского языка. Обратимся к словам писателя К.Паустовского.

Приложение 1.

– Как вы понимаете эти слова? Вы, наверное, знаете, что писателей называют художниками слова. Давайте подумаем, почему? (Ответы учащихся.)

Учитель: Писатель рисует картины жизни, явления природы, передает свои чувства с помощью слов, которые приобретают особую изобразительную силу. У этих слов есть специальные названия – изобразительно-выразительные средства языка. С некоторыми из них вы знакомы. С какими?

Ученик: Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.

Учитель: Какие из перечисленных изобразительно-выразительных средств имеют отношение к сегодняшней теме урока?

Ученик: Эпитеты. Учитель: Что же такое эпитет?

Ученик: Эпитет – образное определение, показывающее особенные признаки, качества, свойства предмета или явления.

Учитель: Как вы думаете, что труднее: нарисовать картину на полотне (например, картину природы) или описать ее словами? Почему? (Ответы учащихся.)

Сейчас прекрасное время года – зима, которое для многих из вас самое любимое. Конечно, художники очень часто обращались в своем творчестве к теме зимы. Посмотрите, сколько ярких красок играет на их картинах, хотя, казалось бы, у зимы, в основном, один цвет – белый.

Приложение 2.

(Репродукции картин: И.Шишкина “Зима” и И.Грабаря “Февральская лазурь”.)

Учитель: Что изображено на этих картинах?

Ученик: На обеих картинах изображен прекрасный зимний лес.

Учитель: Но не менее выразителен образ зимы у русских писателей и поэтов. Назовите, кто из них обращался к пейзажным зарисовкам.

Ученик: А.С.Пушкин, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев, И.С.Никитин…

Учитель: Познакомимся со стихотворением К.Бальмонта “Снежинка”.

Приложение 3.

(Один из учащихся читает наизусть, класс следит по тексту.)

Учитель: Вам понравилось это стихотворение? Чем? Какое чувство оно у вас вызвало? Какая картина представилась при его чтении? Встретились ли в этом стихотворении эпитеты?

Ученик: Это стихотворение насыщено эпитетами.

Учитель: Выпишите эпитеты, которые создают образ снежинки и делают его незабываемым. (учащиеся выписывают эпитеты)

Учитель: Какова роль эпитетов в тексте стихотворения?

Ученик: Эпитеты помогают передать авторскую оценку предмета, в частности снежинки, чувство и настроение, более точно рисуют картину, создают художественный образ.

V. Творческая работа.

Учитель: Попадая в контекст, слово преображается, часто приобретает не одно, а несколько значений. Иногда вы подбираете подолгу слова, чтобы точнее передать содержание книги, образ героя, красоту лирического стихотворения, выразительность картины. Сейчас вы посмотрите на своего соседа, что доброго вы можете о нем сказать?

– Расскажите о своем товарище, используя “добрые” прилагательные.

Приложение 4.

 (Проверка выполнения задания.)

Учитель: Используя свой дар видения и речи, определите, какую роль играют прилагательные в ваших текстах. Чем отличается роль прилагательных в текстах от роли прилагательных в стихотворении К.Бальмонта?

Ученик: Прилагательные могут использоваться в тексте как при описании природы, так и при описании человека.

VI. Закрепление нового материала. Исследовательская работа (по группам).

Учитель: Итак, вы попробовали себя в роли начинающих художников. Но, наверное, большинству из вас стало понятно, как многому еще вам предстоит научиться на этом поприще. Поэтому предлагаю не торопиться покидать мастерскую настоящего художника, а попробовать усвоить урок мастерства. Согласны? Тогда – вперед. Сегодня мастер – класс нам даст А.С.Пушкин. Помните: урок будет лишь в том случае полезен, если вы будете следовать правилу: “Здесь мало увидеть, здесь вслушаться нужно…”. Как уже много раз говорилось литературоведами, критиками и читателями, язык А.С.Пушкина прост и лаконичен. Каждое слово в его произведениях, будь то рассказ, повесть, роман, поэма или стихотворение, употребляется точно и поэтому легко доносит до читателей мысль автора. Посмотрим, как употребляются прилагательные в романе “Дубровский”, каковы их выразительные возможности.

1-я группа.

Учитель: На протяжении первых двух глав часто употребляются прилагательные старый и старинный. Запишите предложения.

Приложение 5.

– Каково значение этих прилагательных?
– Внимательные читатели знают, что на смену пожилым (старым) героям романа приходят молодые герои (их дети). Какое прилагательное все чаще употребляется в тексте в связи с появлением новых героев?

Ученик: Прилагательное старый вытесняется прилагательным новый.

2-я группа.

Учитель: Запишите предложения.

Приложение 6.

– Подчеркните прилагательные. Назовите общее значение прилагательного молодой. Укажите, о каких героях идет речь в каждом из предложений. Сопоставьте значения прилагательных старый и молодой.

Ученик: Старый и молодой – это антонимы.

Учитель: Какую роль они играют в романе?

Ученик: Благодаря этим прилагательным роман словно делится на две части. Героями первой части являются А.Г.Дубровский и К.П.Троекуров. Главными действующими лицами второй части становятся Маша и Владимир.

3-я группа.

Учитель: Запишите предложения.

Приложение 7.

– Определите значение прилагательного холодный в предложениях.

Ученик: Прилагательное холодный в “Дубровском” является многозначным. 1– не нагретый, не содержащий тепла, 2 – равнодушный, 3 – бесстрастный.

Учитель: Какую роль играют эти прилагательные в тексте?

Ученик: Употребление одного и того же эпитета в разных значениях позволяют автору кратко и точно описать и внешнюю обстановку и внутреннее состояние героини.

Учитель: Таким образом, с какой целью А. С.Пушкин использует прилагательные в своем романе?

Ученик: Имена прилагательные в романе “Дубровский” служат для противопоставления, описания внешней обстановки и внутреннего состояния героев, играют важную роль в композиции произведения.

VII. Практическая работа (дифференцированная – по выбору учащихся).

1-я группа (задание для слабых учащихся).

Работа с текстом. Выразительное чтение I главы романа (1 абзац) А.С.Пушкина “Дубровский”.

Учитель: Предлагаю выполнить ряд заданий по прочитанному отрывку:
– выписать все прилагательные;
– определите значение прилагательного старинный, произведите его морфемный анализ;
– найдите однокоренное прилагательное к слову старинный в 3 абзаце. (Индивидуальная работа по карточкам.)

2-я группа (задание для сильных учащихся).

Сравните репродукции двух картин – И.Шишкина “Зима” и И.Грабаря “Февральская лазурь”. Какая из них больше соответствует стихотворению Ф.И.Тютчева? Дайте развернутый ответ, используя изобразительно-выразительные возможности имени прилагательного (задание для сильных учащихся).

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Проверка выполненных заданий.)

VIII. Подведение итогов урока.

Учитель: Вот и подошел к концу наш сегодняшний разговор о выразительных возможностях прилагательных, их роли в речи. С каким настроением вы работали на уроке? Что было трудно? Легко? Чему научились на уроке? Мне бы хотелось каждому из вас сделать маленький подарок. Пусть эти снежинки напоминают вам о нашей сегодняшней встречи. Но эти снежинки непростые, раскройте их и прочитайте. – Учитесь работать со словом, старайтесь увидеть яркие строчки – красочные образы, ощутить их неповторимость. – Используйте изобразительно – выразительные средства языка в своей речи. Говорите красиво! – Учитесь видеть в обыкновенном необычное, новое.

IX. Рефлексия.

Учитель: Думаю, что слова К.Паустовского “ С русским языком можно творить чудеса” наполнились для вас сегодня особым смыслом. Подумайте и запишите в тетрадь одно имя прилагательное, которое, на ваш взгляд, опишет сегодняшний урок. (Ученики записывают прилагательное, а потом читают вслух друг за другом.)

X. Домашнее задание (по выбору учащихся).

1. Изменить и, где нужно, дополнить текст, чтобы осенний лес “превратился” в зимний, используя эпитеты.

Встреча с осенним лесом

Я шагнул на усыпанную листьями тропинку и замер от восхищения. Меня обступали разноцветные деревья, словно раскрашенные волшебницей – осенью. Вот золотоволосая красавица березка, изящная и стройная в своем черно-белом сарафане. Над ней шелестит своими ветвями дуб, как будто защищая березку то ветра. Ярко-зеленая ель раскинула мягкие пушистые лапы – под ними так и хочется спрятаться. Осенний лес удивителен и прекрасен.

2. “Точность и краткость – вот первые достоинства прозы”, – утверждал А.С.Пушкин. Подтвердите мысль поэта, продолжив исследование текста романа. (Выписать три прилагательных и определить их значение в романе.)