Урок получения новых знаний в 4-м классе по развивающей системе обучения Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова на постановку и решение учебной задачи, связанной с поиском нового способа действия – определение порядка нахождения главных членов предложения.
Оборудование. Учебник Е. В. Восторговой, Т.В.Некрасовой, Л .В. Чеботковой (Издатель Рассказов.), на каждого ученика карточка с заданием для самостоятельной работы, большой лист для доски с алгоритмом порядка нахождения главных членов предложения.
Тема: “Алгоритм нахождения сказуемого и подлежащего в предложении”.
Цели.
- Образовательная: ввести алгоритм нахождения главных членов предложения, отрабатывать навык определения сказуемого и подлежащего в предложении, закреплять умение определять знаки препинания в предложении (тире между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже.
- Развивающая: развивать внимание к содержанию языкового материала, наблюдательность, умение рассуждать и делать выводы.
- Воспитательная: формировать умение общаться, воспитывать уважение к старшим, в том числе к матери.
Учитель. – Запишем число, классная работа. Трое учеников будут работать на карточках.
1. Словарная работа.
Сердце, радостный, распускает, березка.
2. Проверка д\з.
Учитель. Назовите подлежащее и сказуемое в первом предложении, (рассказ интересный и поучительный.) Вы согласны? Во втором предложении, (беседа – развлечение) В третьем предложении, (изучалось правило) Три ученика по очереди называют подлежащее и сказуемое.
Учитель. Что такое подлежащее? (Это член предложения от которого зависят грамматические формы сказуемого.)
Что такое сказуемое? (Это член предложения, выражающий грамматическое значение предложения.)
3. Постановка учебной задачи и поиск ее решения.
Учитель. Ребята, мне нужна ваша помощь – разобраться, кто прав? Два мальчика искали подлежащее и сказуемое в предложении:
Этот мяч подарили мне к дню рождения родители.
Петя рассуждал так. В предложении говорится о мяче. Значит, мяч – это подлежащее. А что сообщается о мяче? Что его подарили. Подарили – это сказуемое.
Алеша ему возразил.
– А почему ты начинал с подлежащего? Лучше сначала найти сказуемое, а уж потом искать подлежащее. Сказуемое выражает ГЗ предложения. Вот и нужно изменить это значение и посмотреть, какое слово изменится. Это и будет сказуемое. Например, это предложение нужно изменить так:
Этот мяч подарят мне ко дню рождения родители.
Изменился глагол подарили, значит, это и есть сказуемое.
Петя упрямился.
– Но ведь я тоже сказал, что это сказуемое. Какая же разница, как его искать?
– Есть разница. Ты сначала искал подлежащее и решил , что подлежащее – мяч.
А лучше сначала искать сказуемое. И только потом можно найти подлежащее – слово, от которого зависит сказуемое. И тогда окажется, что мяч – это совсем не подлежащее.
– Как это так?! – возмутился Петя. – Ведь в предложении говорится о мяче.
Учитель. Как вы считаете, кто прав – Петя или Алеша? Какое слово в этом предложении является подлежащим? (Подлежащее – родители.)
4. Моделирование.
Учитель. Так какой член предложения надо искать первым: подлежащее или сказуемое? А вторым? Как нам записать , что первым ищем сказуемое? {1. =)
Что записать дальше? (2. .) Итак, мы вывели сейчас алгоритм нахождения сказуемого и подлежащего в предложении. Наш вывод в этой памятке.
Учитель на доску вывешивает алгоритм:
1. = |
Учитель. Так можно работать только с этим предложением или с любыми?
5. Рефлексия.
– Найдите подлежащее и сказуемое в таком предложении: Этот мяч подарок ко дню рождения.
– Какой знак пропущен в этом предложении?
Запишите его, подчеркните в нем подлежащее и сказуемое, работая в парах.
Проверка. Двое учеников выходят к доске и подчеркивают. Все сверяют со своей работой.
Учитель. Ребята, вы получаете подарки от своих родителей. Ведь они любят вас. А как вы можете отблагодарить своих маму, папу за любовь и заботу?
Физкультминутка.
Гимнастика А. Н. Стрельниковой. (Приложение1)
Учитель. Откройте учебники. Найдите упр. 252. Прочитаем задание.
Прочитаем текст.
Запишем первое предложение. Обсудите в парах и подчеркните подлежащее и сказуемое.
А что будете искать первым? Как ?
(Надо изменить ГЗ предложения и посмотреть, какое слово изменится. Это и будет сказуемое.)
Работа в парах. Кто выполнил первым – на доске на записанных заранее
предложениях подчеркивают подлежащее и сказуемое. Все сверяют свои работы с
доской.
Также работаем со вторым предложением.
Учитель. Остальные предложения списываем и работаем также.
6. Индивидуальная рефлексия.
Работа на карточках по вариантам. (Приложение 2)
7. Проверка самостоятельной работы.
8. Итог урока.
Учитель.
– Ребята, что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
– Чему учились?
– Мы находили в предложениях главные члены, а как вы думаете, есть ли другие
члены предложения?
– Чему же еще нам предстоит учиться на следующих уроках?