Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном, закрепить лексико– грамматические признаки прилагательных.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать работу по формированию умений и навыков при работе с именами прилагательными.
  • Развивать умения распознавать имена прилагательные в предложении, тексте.
  • Закрепить знания, умения учащихся при согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе

Коррекционно-развивающие:

  • Обогащать словарный запас.
  • Cпособствовать развитию памяти, внимания, логического мышления.
  • Развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство патриотизма.
  • Формировать устойчивые нравственные свойства личности школьника.
  • Поддерживать интерес учащихся к родному языку с целью совершенствования собственной речи.

Словарь: согласование, Невский пятачок, морпех, контратака, авиабомба, плацдарм,

Оборудлвание: раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор (презентация подготовлена в программе Power Point), учебник “Русский язык” экран, жетоны.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию.

Психологическая подготовка учащихся к деятельности

Девиз урока. (Приложение.) Слайд 1.

В школу мы пришли учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем и смотрим внимательно.

3. Сообщение темы урока.

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!

О какой части речи мы сегодня будем говорить? Слайд 2.

4. Работа со словарными словами.

Слайд 3. (Записаны словарные слова с пропущенными орфограммами.)

Словарь: б_ография, в_теран, г_рой, м_даль, з_щита, с_лдат, св_бода, те_итория, бр_гада, м_трос, л_генда, пр_красный.

Какие слова записаны на доске?

Почему они так называются?

Какое задание вы должны выполнить?

Взаимопроверка – поменяйтесь тетрадями и помоги другу.

Проверка . Слайд 4.

Какой частью речи являются эти слова?

Какое слово “лишнее”? Почему?

Какая это часть речи?

Что мы знаем об имени прилагательном?

5. Слайд 5.

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса.”
(И. Тургенев)

Как вы думаете, что хотел сказать автор? К кому он обращается?

Найдите в предложении прилагательное “прекрасный”.

С каким существительным оно связано?

Как называется такая связь?

Определите род и число.

Каким способом можно определить род имени прилагательного?

6. Игра “По цепочке”.

Задание: подберите слова, похожие по смыслу.

Прекрасный – чудесный, удивительный, великолепный, красивый, отличный, хороший, замечательный, блестящий, потрясающий, шикарный, бесподобный и др. Слайд 6.

7. Подберите к прилагательному “хороший” имя существительное (друг, день, отдых и др.) Слайд 7.

Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.

8. Гимнастика для глаз. Слайд 8.

9. Игра “Собери пословицу”

Слайд 9. (Новых друг лучше Старый двух.)

10. Слайд 10.

(Верная) друг, (великий) победа, (трудная) сражение, (торговые) порт, (блокадный) зима, (героическое) дни, (балтийская) берег, (глубокие) озеро.

С какой проблемой мы столкнулись?

Кто может сформулировать задачу?

Что мы будем делать?

Запишите. Проверка. Слайд 11.

11. Какой вывод можем сделать?

От чего зависит род и число прилагательного?

Прочитайте правило в учебнике (Стр.137)

12. Динамическая пауза. Слайд 12.

13. Слайд 13. Рассказ о Невском пятачке.

14. Слайд 14.

Работа с раздаточным материалом (на столе учителя).

Выберите себе вариант задания.

Кому будет нужна моя помощь, обращайтесь.

Сентябрь 1941. Под Ленинградом развернулись …. бои. ….. командование, несмотря на ….. потери своих войск, ….. сопротивление воинов …. фронта, принимало все меры, чтобы захватить город.

Гитлеровцы бросали в контратаки все …. батальоны. Тысячи мин, снарядов и авиабомб перепахали землю ….. пятачка. Казалось , что уже нет ничего ….. на этом клочке выжженной земли. Но плацдарм держался. ….. воины не только отбивали атаки противника, но и сами наносили врагу … удары..

1-й вариант

Слова для справок: немецкий, новый, тяжелый, Невский, живой, чувствительный, огромный, героический, советский, Ленинградский.

2-й вариант

Слова для справок: немецкое, новые, тяжелые, Невского, живого, чувствительные, огромные, героическое, советские, Ленинградского.

3-й вариант

Сентябрь 1941. Под Ленинградом развернулись (тяжелый) бои. (Немецкий) командование, несмотря на (огромный) потери своих войск, (героический) сопротивление воинов (Ленинградский) фронта, принимало все меры, чтобы захватить город.

Гитлеровцы бросали в контратаки все (новый) батальоны. Тысячи мин, снарядов и авиабомб перепахали землю (Невский) пятачка. Казалось , что уже нет ничего (живой) на этом клочке выжженной земли. Но плацдарм держался. (Советский) воины не только отбивали атаки противника, но и сами наносили врагу (чувствительный) удары..

Списать, вставить пропущенные слова. Определить род, число имен прилагательных.

Самоконтроль. Возьми карточку “Выполненное задание”

15. Тест. Выбери правильный ответ. Слайд 15.

Имя прилагательное:
– часть речи,
– часть слова,
– часть текста.

Обозначает:
– предмет,
– признак предмета,
– действие предмета.

Отвечает на вопросы:
– что? кто?
– что делать?
– какой? какая? какое? какие?

16. Домашнее задание.

Стр.140, упр. 228.

17. Итог урока.

Как оцениваете свою работу? Слайд 16

Расскажите по схеме:
узнал …

Сегодня на уроке я научился…
смог …
могу похвалить себя и ….