Игра "Остров любимых книг"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:
– формировать интерес к чтению художественной литературы;
– воспитывать стремление к приобретению новых знаний;
– содействовать проявлению творческого потенциала учеников.

Участники: учащиеся 5–6-х классов.

Оформление:
– нарисовать корабль, море, чайки, остров и подписать “Остров любимых книг”, любимых литературных героев;
– песня “Спой нам, ветер…” (песенка пятнадцатилетнего капитана);
– песня разбойников из мультфильма “Бременские музыканты”.

Герои: капитан, штурман, боцман, радист, пассажиры корабля, пираты, пленники.

Атрибуты: подзорная труба, свисток.

Жюри оценивает игру.

Ход игры

Звучит песня “Спой нам, ветер, веселую песню…”.

Входят капитан и штурман.

Капитан: Добрый вечер, уважаемые пассажиры!

Штурман: Прошу удобнее расположиться в уютных креслах нашего лайнера. Мы отправляемся в увлекательное путешествие на “Остров любимых книг”.

Капитан: Верю в то, что наше путешествие пройдет без особых приключений.

Штурман: Надеемся, что в путь отправляются истинные знатоки и любители книг.

Радист: (вбегает и взволнованно кричит):

Капитан! Капитан! Страшная радиограмма!

Капитан: Что случилось? Читайте же быстрей!

Радист: SOS! SOS! Радиограмма с “Острова любимых книг”! Остров захватили неграмотные пираты. Взяли в плен всех читателей! Что делать? Что делать? Они ждут от нас помощи!

Капитан: Но остров от нас в тысячу милей. Как же мы поможем так быстро?

Радист: Пленники надеются на то, что пассажиры лайнера – истинные знатоки литературы.

Именно знания пассажиров укоротят столь долгий путь и приблизят их освобождение.

Капитан: Так в чем же дело? Это нужно срочно выяснить! Боцман! Боцман!

Боцман: (вбегает): Боцман по вашему приказанию прибыл!

Капитан: Свистать всех наверх!

Боцман: Есть! Свистать всех наверх! (Свистит в свисток)

Команды поднимаются на сцену.

Капитан: Уважаемые пассажиры! Судьба пленников зависит только от нас. Нам нужно пройти мелководные места, миновать айсберги, преодолеть шторм, чтобы спасти пленников.

Штурман: От того, как вы успешно пройдете испытания, мы сможем быстро добраться до острова.

Команды получают первое задание: “Найди ошибку!"

  1. Александр Сергеевич Пушкин.
  2. Лев Николаевич Толстой.
  3. Иван “Михайлович” Тургенев.
  4. Николай Васильевич Гоголь.
  5. Антон Павлович Чехов.

(Пока команды выполняют первое задание, остальные пассажиры вспоминают пословицы и поговорки о книгах, знаниях и т. д.)

Жюри оценивает, вручая за правильный ответ медаль.

Штурман: Предлагаем Вам пройти второе испытание: “Кто написал эти произведения?”

  1. Стих-ие “Утес” (М.Ю.Лермонтов).
  2. Повесть “Метель” (А.С.Пушкин).
  3. “Бородино” (М.Ю.Лермонтов).
  4. “Муму” (И.С.Тургенев).
  5. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” (А.С.Пушкин).

Штурман: Надеюсь, что успешно выполненное третье испытание, приблизит нас к пленникам.

“Определить размер стихотворной строки”

Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч. (хорей)

Пассажиры лайнера поддерживают свои команды.

(Количество заданий и их содержание может быть разное.)

Капитан: А сейчас мы узнаем, близки ли мы к заветной цели. Штурман, спуститесь к жюри и сообщите нам на капитанский мостик о результатах выполненных заданий.

Штурман: Есть! Сейчас доложу!

Капитан: Уважаемые пассажиры! Помогите нам как можно быстрее добраться до заветной цели.

Игра с пассажирами корабля, сидящими в зале. (Проводит капитан, пока жюри подсчитывает баллы.)

1. Кто составил первую историю Руси? (Нестор.)

2. Как звали станционного смотрителя? (Самсон Вырин.)

3. Как называется священная книга, написанная до рождения Христа? (Ветхий Завет.)

4. Из какого стихотворения строчки: “Мы вольные птицы, пора, брат, пора!” (Пушкин “Узник”.)

5. Этот князь любил читать и собирал многих книгописцев. Во время правления этого князя Киев стал культурным центром Древней Руси. (Ярослав Мудрый.)

6 .Она была воспитана на французских романах. (Марья Гавриловна “Метель” Пушкин.)

7. Что означает слово Завет? (Союз, договор.)

8. Повесть А.С.Пушкина “Метель” предваряет эпиграф.Кто его автор? (Жуковский.)

9. Какие дары принесли волхвы Иисусу? (Золото, ладан, смирну.)

10. Щедрик, ведрик!
Дайте вареник,
Грудочку кашки,
Кильце ковбаски! Назвать произведение. (Гоголь “Ночь перед Рождеством”)

(За правильный ответ капитан вручает медаль.)

Молодцы! Надеюсь, и штурман порадует нас!

Капитан: Штурман! Доложите о результатах!

Штурман: Слово предоставляется жюри.

Жюри оглашает результаты игры.

Капитан: (смотрит в подзорную трубу) Я не вижу землю! Что делать? Кругом одни айсберги! Да и шторм надвигается.

Штурман: Капитан! Позвольте мне! (Обращается к залу.)

Давайте все вместе справимся с надвигающейся бурей. Я читаю начало стихотворных строчек, а вы хором заканчиваете:

Белеет парус…
В тумане моря…
Что ищет он в стране…
Что кинул он в краю…
Играют волны, ветер…
И мачта гнется и …
Увы, он счастия…
И не от счастия …

В это время пока читается стихотворение, открывается надпись “Остров любимых книг”. На полу сидят пленники (герои книг) в окружении пиратов. Тихо звучит песня разбойников.

Капитан: Земля! Я вижу землю! Прошу всех быть особенно внимательными. Помните, что нас ждет встреча с коварными пиратами, которые не умеют ни читать, ни писать. И только от нас зависит судьба пленников.

Звучит песня (громко) из мультфильма: “А мы разбойники – разбойники, пиф – паф…”

К пиратам подходит команда корабля: капитан, штурман, радист, боцман.

Капитан: Уважаемые разбойники, просим освободить пленников!

Главный пират: Добрались все –таки до острова! Что же это у вас нет Незнаек в литературе? Не верю! Обман!

Все пираты: Не верим! Не верим! Обман!

Главный пират: Ладно, допустим, они все много знают, читают каждый день. А что эти умеют? Пусть покажут (обращается к пленникам). А там я решу, что с ними делать! Ох! И намучился я с ними.

Такие у – ч – е – н – ы – е! Тьфу! Как неинтересно!

1-й пират: Любознательные!

2-й пират: Культурные!

3-й пират: Настырные!

4-й пират: Умные!

5-й пират: Скучно с ними! Ничего не умеют: ни воровать, ни грабить! С – к – у – к – о – т – а!!!

Все пираты (громко): С – к – у – к – о – т – и – щ – а!!!

Капитан: А если мы вас развеселим, отдадите?

Гл. пират: Ну… если утешите душу, посмотрим.

Все уходят со сцены. Пираты остаются смотреть.

Инсценировки отрывков из литературных произведений.

На сцене снова команда корабля.

Пираты совещаются в стороне. Выходит главный пират.

Гл. пират: Хочу говорить с капитаном!

Капитан: Я жду ответа!

Гл.пират: Мне понравились эти люди! Оказывается, как хорошо и весело, когда много знаешь и умеешь! Пираты! Слушай мою команду! (Пираты вскакивают.)

Равняйсь! (Равняются кое-как.)

Шагом марш в библиотеку! Хватит бить баклуши, грабить, бродяжничать по морям.

Я займусь теперь вашим обучением! (Пираты уходят.)

Звучит песня “Спой нам, ветер…”

Все участники праздника собираются на сцене.

Капитан: Наше путешествие подошло к концу! Надеемся, что на нашем “Острове любимых книг” постоянно будут любознательные читатели, потому что (все вместе): “Книга – лучший друг!”

Жюри вручает подарки всем пассажирам лайнера.