Цели урока: закрепление навыков решения уравнений, обобщение знаний через соревнования, активизировать мышление учащихся.
Тип урока: комбинированный с элементами игры.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Отметить отсутствующих.
Работа с эпиграфом. " Знания не пополняемые ежедневно, убывают с каждым днем".
Учитель: в чем смысл этого предложения? (Ответы учащихся)
Учитель: значит, ребята, нужно каждый день заниматься, делать домашнее задание, не пропускать уроки.
2. Опрос.
- один ученик выполняет задание "Найди ошибку в решении примера"
34 - Х = 17, Х - 18 = 25, Х + 14 = 25, Х = 34 + 17, Х = 25 - 18, Х = 25 - 14, Х = 51, Х = 7, Х = 10.
- Два ученика выполняют задание "Собери орехи". (Плакат, на плакате карточки в виде орехов с заданиями, устно выполнить и положить в карман с данным ответом)
- Х + 13 = 20,
- 21 - Х = 12,
- Х - 8 = 2,
- Х + 12 = 27,
- 14 - Х = 6,
- Х - 7 = 15.
- четыре ученика получают карточки тесты с выбором правильного ответа:
1. Как найти неизвестное слагаемое?
а) из уменьшаемого вычисть разность,
б) из суммы вычисть известное слагаемое,
в) не знаю.
2. Упростите 4 + Х + 18:
а) 22 + Х,
б)23х,
в) 21 + Х.
3. Решите уравнение: Х + 12 = 20.
А) Х = 32,
б) Х = 8,
в) не знаю.
4. У Коли 5 марок, что на Х марок больше, чем у Миши. Сколько марок у Миши?
А) 5 - Х,
б) 5 + Х,
в) Х - 5.
- А с остальными выполняем устный счет (заранее записано на доске):
- 9*3,
- 7*8,
- 25 + 17,
- 14 + 19,
- 49 : 7,
- 9*6,
- 18 - 12,
- 64 + 18,
- 56 : 7,
- 72 : 8,
- 48 - 29,
- 100 - 47.
Учитель: а теперь, ребята, проверим правильность работ ваших товарищей.
3. Устная фронтальная работа. Записи на доске.
Прочитайте выражения:
а) (4 + Х ) - 5,
б) (Х - 4)*17,
в) 6х + 8у,
г) 3*( Х + у).
Назовите неизвестные компоненты в уравнении:
а) (9 + Х) - 5 = 6,
б) (14 - Х) + 8 = 13.
Учитель: что называют уравнением?
Ученик: уравнением называется равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.
Учитель: что значит решить уравнение?
Ученик: Решить уравнение - значит найти все его корни или убедиться, что это уравнение не имеет корней.
4. Закрепление учебного материала.
Учитель: а теперь открыли тетради, записали число, тему урока, классная работа.
Решаем следующие номера: № 492, 494, 495.
Двое к доске, остальные в тетрадях.
За 15 минут до конца урока самостоятельная работа с проверкой. Сверяем с правильным решением, по листу самопроверки.
Учитель: Ребята! Большой вклад в изучение уравнений внес среднеазиатский математик Мухаммед аль Хорезми. В дальнейшим многие математики занимались проблемами уравнений. Одним из них был французский математик, имя которого вы узнаете, если выполните правильно задания, предложенные для самостоятельной работы.
Решите уравнения:
а) 342 - Х = 128,
б) 40 - (Х + 8) = 18.
в) Х + 28 = 82,
г) (у - 35) + 12 = 212.
Ответы зашифрованы: И - 14, Е - 54, В - 215, Т - 235.
Итак, вы узнали имя - Виет. (Выступление ученика с кратким сообщением)
5. Итог урока. Домашнее задание.
Домашнее задание: выполнить № 496,решить уравнение, № 498 найти значение выражения по действиям, учитывая порядок выполнения действий.
Подведение итогов урока. Ученики оценивают свою работу.
Рефлексия.
- что понравилось на уроке?
- кто почувствовал удовлетворенность на уроке?
- желаю успехов при выполнении домашней работы.
- урок окончен, спасибо за внимание, до свидания.