Решение уравнений. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока: закрепление навыков решения уравнений, обобщение знаний через соревнования, активизировать мышление учащихся.

Тип урока: комбинированный с элементами игры.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Отметить отсутствующих.

Работа с эпиграфом. " Знания не пополняемые ежедневно, убывают с каждым днем".

Учитель: в чем смысл этого предложения? (Ответы учащихся)

Учитель: значит, ребята, нужно каждый день заниматься, делать домашнее задание, не пропускать уроки.

2. Опрос.

- один ученик выполняет задание "Найди ошибку в решении примера"

34 - Х = 17, Х - 18 = 25, Х + 14 = 25,
Х = 34 + 17, Х = 25 - 18, Х = 25 - 14,
Х = 51, Х = 7, Х = 10.

- Два ученика выполняют задание "Собери орехи". (Плакат, на плакате карточки в виде орехов с заданиями, устно выполнить и положить в карман с данным ответом)

  1. Х + 13 = 20,
  2. 21 - Х = 12,
  3. Х - 8 = 2,
  4. Х + 12 = 27,
  5. 14 - Х = 6,
  6. Х - 7 = 15.

- четыре ученика получают карточки тесты с выбором правильного ответа:

1. Как найти неизвестное слагаемое?

а) из уменьшаемого вычисть разность,

б) из суммы вычисть известное слагаемое,

в) не знаю.

2. Упростите 4 + Х + 18:

а) 22 + Х,

б)23х,

в) 21 + Х.

3. Решите уравнение: Х + 12 = 20.

А) Х = 32,

б) Х = 8,

в) не знаю.

4. У Коли 5 марок, что на Х марок больше, чем у Миши. Сколько марок у Миши?

А) 5 - Х,

б) 5 + Х,

в) Х - 5.

- А с остальными выполняем устный счет (заранее записано на доске):

  1. 9*3,
  2. 7*8,
  3. 25 + 17,
  4. 14 + 19,
  5. 49 : 7,
  6. 9*6,
  7. 18 - 12,
  8. 64 + 18,
  9. 56 : 7,
  10. 72 : 8,
  11. 48 - 29,
  12. 100 - 47.

Учитель: а теперь, ребята, проверим правильность работ ваших товарищей.

3. Устная фронтальная работа. Записи на доске.

Прочитайте выражения:

а) (4 + Х ) - 5,

б) (Х - 4)*17,

в) 6х + 8у,

г) 3*( Х + у).

Назовите неизвестные компоненты в уравнении:

а) (9 + Х) - 5 = 6,

б) (14 - Х) + 8 = 13.

Учитель: что называют уравнением?

Ученик: уравнением называется равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.

Учитель: что значит решить уравнение?

Ученик: Решить уравнение - значит найти все его корни или убедиться, что это уравнение не имеет корней.

4. Закрепление учебного материала.

Учитель: а теперь открыли тетради, записали число, тему урока, классная работа.

Решаем следующие номера: № 492, 494, 495.

Двое к доске, остальные в тетрадях.

За 15 минут до конца урока самостоятельная работа с проверкой. Сверяем с правильным решением, по листу самопроверки.

Учитель: Ребята! Большой вклад в изучение уравнений внес среднеазиатский математик Мухаммед аль Хорезми. В дальнейшим многие математики занимались проблемами уравнений. Одним из них был французский математик, имя которого вы узнаете, если выполните правильно задания, предложенные для самостоятельной работы.

Решите уравнения:

а) 342 - Х = 128,

б) 40 - (Х + 8) = 18.

в) Х + 28 = 82,

г) (у - 35) + 12 = 212.

Ответы зашифрованы: И - 14, Е - 54, В - 215, Т - 235.

Итак, вы узнали имя - Виет. (Выступление ученика с кратким сообщением)

5. Итог урока. Домашнее задание.

Домашнее задание: выполнить № 496,решить уравнение, № 498 найти значение выражения по действиям, учитывая порядок выполнения действий.

Подведение итогов урока. Ученики оценивают свою работу.

Рефлексия.

- что понравилось на уроке?

- кто почувствовал удовлетворенность на уроке?

- желаю успехов при выполнении домашней работы.

- урок окончен, спасибо за внимание, до свидания.