Тип урока: урок повторение.
Вид урока: интегрированный.
Цель урока: углубление знаний учащихся о металлах и их свойствах.
Задачи:
- образовательные: показать связь теоретических знаний и их практического использования для получения и использования металлов; способствовать патриотическому воспитанию учащихся.
- воспитательные: повысить интерес к предмету, добиться более глубоких и прочных знаний по химии, в частности по теме "Металлы", своевременно и быстро откликаться на актуальные вопросы и события, воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма, организаторские способности, дисциплину;
- развивающие: развивать речь, память, мышление, воображение, смекалку, самостоятельность.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, химические реактивы, лабораторное оборудование для проведения опытов.
Оформление: презентация “ Планеты и металлы”.
Подготовительный этап:
- Разделить класс на две команды.
- Команды выбирают капитанов, название команды и девиз.
- Соревнование судит жюри из учителей.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
а) Вводное слово учителя, девиз урока: “ Через тернии к звездам”.
–
Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ, согласно которому в честь 50-летия первого полета Юрия Гагарина в космос 2011 год объявляется в нашей стране Годом российской космонавтики. Сегодняшний урок будет посвящен году космосу. Мы попробуем объединить знания химии и астрономии. Как связаны планеты и химические элементы – металлы.Наш урок будет проходить в виде игры “ Космическое путешествие”. Команды, предоставляем вам слово (визитная карточка).
Предлагаю совершить путешествие на космическом корабле. Наш полет начинается с планеты Земля. Ио время путешествия мы будем знакомиться с планетами Солнечной системы и элементами их символизирующими. (Презентация Слайд 1–2). На каждой планете для вас проводятся конкурсы, желаю вам интересного путешествия, счастливого пути!
Первое приземление мы совершим на планете Меркурий (Слайд 3). 2/3 планеты занимают металлы. Основным металлам является железо. Планета Меркурий самая жаркая планета, поэтому здесь мы проведем Разминку.
1. Назовите элемент, символизировавший в древности Меркурий (а также болезни, долги, торговлю, страх и день недели – среду)? (Hg – ртуть ).
2. Властелин неба у греков – бог (и элемент). U – уран.
3. Имя древнегреческий бога земных недр и планеты носит элемент….(Pu – плутоний).
4. "Небесный металл", символ Марса в древности, дня недели – вторника, а также войны, тюрьмы, ненависти? (Fe – железо.)
5. Древний символ Венеры, дня недели – пятницы, дружбы и любви?(Cu – медь.)
6. "Посланец Сатурна", символизирует науку, жизнь и субботу? (Pb – свинец.)
7. Элемент, посланный на Землю Юпитером, как символ чести, желания, богатства? День недели – четверг. (Sn – олово.)
8. Символизирует Луну, сны, раны, грабежи, день недели – понедельник? (Ag – серебро.)
9. "Царь металлов", символ Солнца, надежды, счастья, прибыли и наследства? День недели воскресенье. (Au – золото.)
10. Какой химический элемент открыт раньше на Солнце, нежели на Земле? (Гелий.)
I1I, I3I, I4I
Мы продолжаем полет на планету Венера (Слайд 4).
Конкурс “Эх,капитан, капитан…”. (Приложение 1)
Капитанам дается задание, на карточке они должны закончить предложение.
Вопросы.
- Все металлы обладают … блеском. (Металлическим.)
- Самый тугоплавкий металл…(вольфрам).
- Металлы могут образовывать соединения друг с другом и с неметаллами, которые называются…(сплавы).
- Большинство металлов находятся в …состоянии, правда, есть и жидкая, всем известная…, которая используется в термометре. (твердом, ртуть).
- Самый легкий металл…(литий).
- В природе металлов гораздо…, чем неметаллов. (Больше.)
- Металлы, гидроксиды которых хорошо растворимы в воде, называются…(щелочными).
- Самый твердый металл…(хром).
- Существует группа “благородных металлов”; они встречаются в природе в чистом виде – это…,…(золото, платина).
- Химический элемент, входящий в состав гемоглобина …(железо). I2I, I5I, I7I
Наш космический корабль отправляется на планету Марс (Слайд 6).
Вас здесь ждет конкурс “ Кто быстрее?” Прошу выйти от каждой команды по 2 Человека. Участник на каждый шаг называет 10 металлов. Помощники записывают на доске химические знаки элементов.
Наш полет продолжается мы на планете Юпитер (Слайд 7).
Учитель: Задание для конкурса “Найди родственников”. (Приложение 2)
1. Из предложенных веществ выпишите оксиды и гидроксиды металлов.
Al(OH)3 Al2O3 Mn2O7 HNO3
CuO Li Al(NO3)3 MgO SO2
Na2O2 Cu(OH)2 H3PO4 Fe2O3
Al Li2O CaO ZnCl2 LiOH.
2. Из предложенных веществ составьте генетическую цепочку по схеме: металл→ оксид металла →соль металла → гидроксид металла.
Вселенная она огромна. Впереди нас ждет планета Уран (Слайд 8).
Конкурс “ Кто больше?”
(За 1 мин выполняет каждый участник команды. Одинаковые ответы не учитываются.)
Задание 1. Составьте формулы различных соединений натрия (кальция) и напишите их формулы.
Задание 2. Ответьте на вопрос: где используются металлы?
Мы отправляемся на планету Сатурн (Слайд 9).
При приземлении мы видим два черных ящика, открываем их. В ящиках лежат свертки.
Что в них находится? (В каждом черном ящике по 2 кусочка металла и небольшая подсказка).
На планете Нептуний вас ждет “ Своя игра” (Слайд 10).
Команды отвечают на вопросы по очереди. (Приложение 3). (Приложение 4).
Вот и последняя из планет солнечной системы – Плутоний. Что же нас там ждет?
(Cлайд 11)
А сейчас на некоторое время вы станете химиками-аналитиками! В нашей лаборатории перепутались склянки с реактивами, и ваша задача распознать вещества и объяснить, как вы это сделали. (На столах у учащихся 3 пробирки с веществами под номерами, набор склянок с реактивами и карточка с заданием. Задание может выполняться в парах или по группам.)
Задание. Помогите лаборанту определить, в какой из пробирок находятся вещества хлорид алюминия, нитрат бария и сульфат железа(II). Составьте уравнения в молекулярном и ионном виде.
И в конце нашего путешествия хотелось бы взглянуть на солнце и луну. У них тоже есть свои символы, назовите их? (Слайды 12)
Урок я хочу закончить стихотворением, а вы выберите одну из мордашек человечка, которая будет символизировать ваше отношение к прошедшему урок у и вашей роли в нем: улыбка – мне было интересно, весело; прямая линия – мне безразлично, чем вы занимались; гримаса презрения, мне было неинтересно.
(Cлайд 13)
Я же хочу вам сказать.
Сейчас прозвенит долгожданный звонок,
Увы, но…к концу подошел наш урок.
Прошу уберите рабочее место.
Давайте без слов и, пожалуй без жестов.
А я благодарность вам всем объявляю
Оценки в журнал я выставляю
Отметки все ваши, надеюсь привычно,
Что будут они “хорошо” и “отлично”.
Большое спасибо я вам говорю.
Мы цели достигли. Благодарю. (Слайды 14)
Литература:
- Научно-методический журнал “Химия в школе” № 6 2001.
- Научно-методический журнал “Химия в школе” № 2 2004.
- Научно-методический журнал “Химия в школе” № 8 2005.
- Научно-методический журнал “Химия в школе” № 9 2005.
- Научно-методический журнал “Химия в школе” № 3 2005.
- Новошинская Н.С., Новошинский И.И., Химия 9 кл., М., 2005.
- Щербаков Г.В., Простые вещества – металлы и неметаллы, // “Первое сентября”, Химия, № 5, 2008.