Урок математики в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Тема: 3 класс “Таблица умножения и деления на 9”

4 класс “Таблица единиц времени”

 

3 класс

4 класс

 

Тема: Таблица умножения и деления на 9.

Тема: Таблица единиц времени.

 

Цели:

Цели:

 

1) Познакомить с таблицей умножения и деления 9.

2) Совершенствовать умения правильно называть компоненты действий сложения и вычитания, умножения и деления.

3) Развивать санитарно-гигиенические навыки.

4) Развивать логическое мышление учащихся.

1) Закрепить знания соотношений единиц времени.

2) Совершенствовать вычислительные навыки.

3) Совершенствовать навыки решения задач с единицами времени.

4) Совершенствовать математическую речь, память.

5) Совершенствовать санитарно-гигиенические навыки.

 

Учебник: Математика 3 класс (1-4)

Моро М. И., Москва, “Просвещение”, 2006 год.

Учебник: Математика 4 класс (1-4)

Моро М. И., Москва, “Просвещение”, 2006 год.

 

Оборудование: учебник, карточки, плакат “Перевёртыши”, таблицы с задачами.

Оборудование: учебник, карточки, таблицы.

1 мин

Ход урока

I.Организационный момент.

У. Сегодня ученики 4 класса за каждое выполненное задание получат баллы и определят свой рейтинг.

А в 3 классе ребята познакомятся с новым материалом. Учащиеся 4 класса работают самостоятельно, учащиеся 3 класса – со мной.

5 мин

II.Проверка домашнего задания.

1. стр.58 №3. Задача. Папа провёл 10 дней своего отпуска на даче. А остальные 2 недели – в доме отдыха. Сколько дней папа был в отпуске?

У. Выбери правильный вариант решения задачи из записанных на доске.

1) 10+2=12 (дн.)

2) 7*2+10=24 (дн.)

3) 10+7*2=24 (дн.)

Дети на карточках показывают номер ответа.

Д. 2 или 3

У. Докажите своё мнение.

Д. Сразу ответить на главный вопрос задачи не могу, потому что не знаю, сколько дней провел папа в доме отдыха. Но могу это узнать действием умножением. Потому что знаю, что папа был в нем 2 недели, а в одной неделе 7 дней. Теперь могу ответить на главный вопрос задачи действием сложением, так как папа был на отдыхе еще 10 дней.

У. Молодцы. Вы правильно решили задачу. Прочитайте ответ.

Д. Папа был в отпуске 24 дня.

2. стр. 58 №1 (2,4 столбик)

7*9=63    56:8=7

2*8=16    63:9=7

9*6=54    42:6=7

У. Прочитайте выражения с одинаковым ответом по - разному, используя названия компонентов.

Д. Частное чисел 56 и 8 равно 7.

Д. Делимое 63, делитель 9, частное 7.

Д. Частное чисел 42 и 6 равно 7.

У. Прочитайте примеры, в ответах которых, сумма отдельных десятков и единиц одинаковая.

Д. Первый множитель 7, второй множитель 9, произведение равно 63.

Произведение чисел 9 и 6 равно 54.

В этих примерах сумма отдельных десятков и единиц равна 9

У. Прочитайте оставшийся пример.

Д. Произведение 2 и 8 равно 16.

Итог. Молодцы. С домашним заданием справились все без ошибок.

II.Устный счёт (Карточки лежат на партах).

1 карточка

1.Сравни и поставь вместо звездочки знак >, <, =. Докажи.

1 сут. 20 час * 120 час

2. К какому веку относится:

1703 г .-…в.

3. Часы показывают четверть двенадцатого. Сколько это часов и минут.

4.* Из Москвы до Санкт- Петербурга самолёт летел 85 минут, а обратно 1 час 25 минут. Какой полёт длился дольше?

 

2 карточка

1.Сравни и поставь вместо звездочки знак >, <, =. Докажи.

1 сут. 20 час * 120 час

2. К какому веку относится:

1703 г.-…в.

3. Часы показывают четверть двенадцатого. Сколько это часов и минут.

 

Учащиеся 3 класса работают самостоятельно, задание - на карточке. Учащиеся 4 класса – со мной.

10 мин

III. Устный счёт. ( Карточки лежат на партах).

1. Запиши ответы в тетрадь.

40:5= 4*8= 8*(20-14)=

7*9= 80:10= (36 +12):6=

2. Запиши решение задачи

В школьном дворе росло 36 берёз, а рябин в 9 раз меньше. Сколько рябин росло на школьном дворе?

3. Найди в каждом ряду числа, которые не являются результатом табличного умножения. Выпиши их.

6 12 17 24 36 54

5 10 16 20 35 45

4 14 20 28 32 36

4.*Выпиши все числа, которые можно представить в виде произведения двух одинаковых множителей.

3, 64, 20, 8, 28, 36, 4, 14, 6.

Итог: взаимопроверка.

Проверка: сигнал “Да - Нет”

У. Какой знак поставили?

Д. Поставила знак меньше, потому что в одних сутках 24 часа, а в двух - 48 да ещё 20 часов, получилось 68 часов. 68 часов меньше 120 часов. (Ученики показывают сигнал).

У. Проверяем 2 задание.

Д. 1703 год - это 18 век.

У. Докажи

Д. В 1 веке -100 лет. 1700 год – это 17 век, да еще прошло 3 года 18 века.

У. Проверяем 3 задание.

У. Какое время показывают часы?

Д. 11 часов 15 минут.

У. Объясни, как ты выполнила задание под звёздочкой.

Д. 1 час - 60 минут, да ещё 25 минут, всего 85 минут. Значит, одинаковое время.

Итог. За каждое правильно выполненное задание возьмите балл.

 

III.Работа по теме урока. Работа в парах.

1. Составление таблицы единиц времени.

У. Почему мы начали урок с такой работы?

Д. Мы будем работать с единицами времени.

У. Выберите известные вам единицы времени.

(Год, век, месяц, тонна, секунда, час, ар, минута, сутки, сантиметр, килограмм)

(Дети называют, учитель выставляет карточки с этими наименованиями)

Д. Год, век, месяц, секунда, час, минута, сутки..

У. Расставьте наименования в порядке убывания. Расположите их столбиком.

(Век, год, месяц, сутки, час, минута, секунда)

У. Составим таблицу единиц времени. Как между собой связаны рядом стоящие величины?

Д. Отвечает представитель от пары.

1 век = 100 лет

1 год = 12 месяцев

1 месяц = 30 дней или 31 день (в феврале 28 или 29)

1 сутки = 24 часа

1 час = 60 минут

1 минута = 60 секунд

У. Откройте стр.56. Сравните. Что заметили?

Д. В таблице записано, что в году 365 дней или 366 дней в високосный год.

У. Выучите таблицу.

Итог. За составление таблицы добавьте 8 баллов.

 

Учащиеся 4 класса работают самостоятельно, учащиеся 3 класса – с учителем.

7 мин

IV.Работа по теме урока.

1.У. Найди закономерность. Заполни таблицу.

3   5   7   9

9  25  49  ?

У. Как рассуждали?

Д. Каждое число умножается на себя.

У. Кто самостоятельно может найти его значение любым способом, найдите.

У. Как вы нашли значение выражения?

Д. 1. 9*9=9+9+9+9+9+9+9+9+9=81

Д. 2. 9*9=9*8+9=81

Д. 3. 9*9=9*10-9=81

Д. 4. 9*9=9*5+9*4=81

(Карточки выставляются на доске)

У. Что общего во всех вариантах?

Д. Один и тот же ответ-81.

У. Найдите наиболее рациональные способы. Почему вы так решили?

Д. №2 и № 3,так как меньше арифметических действий, легче выполнять вычисления.

У. Сравните нашу практическую работу с учебником.

Д. 9*9=81

2. Расставьте выражения в порядке возрастания их значений и вычислите.

9*6 9*4 9*3 9*5 9*8 9*2 9*7 9*9

Проверка:

(Один ученик у доски)

9*2=18

9*3=27

9*4=36

9*5=45

9*6=54

9*7=63

9*8=72

9*9=81

У. Что общего во всех выражениях?

Д. Первый множитель - 9.

2.Самостоятельная работа №288.

Учащиеся выполняют на карточках.

Прочитай, заполняя пропуски:

1) Я родился в…году, …числа, …месяца. Мне полных …лет. Через …месяцев мне исполнится …лет. 2). Сейчас идёт …год, …месяц. В этом месяце … суток. В этом году …суток. 3) Сейчас …часов, … минут. Следующий час наступит через … минут.

Дополнительное задание: Вставь нужные наименования единиц времени, чтобы равенства стали верные.

24…= 1….. 365… = 1…

1… =12… 100…= 1 …

60 …=1 … 1 … = 7 …

1 мин

физкультминутка

 

Учащиеся 3 класса работают самостоятельно, учащиеся 4 класса – с учителем.

6 мин

3.У. Выполняете самостоятельно на странице 59, №1 1 и 2 столбик.

1. Проверка: учащиеся читают по карточкам.

У. Прочитайте 1 задание.

Д. Я родился в…году, …числа, …месяца. Мне полных …лет. Через …месяцев мне исполнится …лет.

У. Проверяем 2 задание.

Д. Сейчас идёт 2010 год, ноябрь месяц. В этом месяце 30 суток. В этом году 365 суток.

У. Сигналим

У. Проверяем 3 задание.

Д. Сейчас 10 часов 30 минут. Следующий час наступит через 30 минут.

У. Сигналим.

Д. У меня 10 часов 28 минут, и следующий час наступит через 32 минуты.

У. Почему у вас получились разные данные?

Д. Решали в разное время.

У. Марина правильно выполнила дополнительное задание.

Итог. За каждое правильно выполненное задание возьмите 1 балл.

2. Решение задачи стр.56 №289 (1)

Часы показывают 8 ч утра. Во сколько раз оставшаяся часть суток больше прошедшей?

У. Прочитайте задачу. Кто может сам решить? Выполняйте. (1 ученик решает)

Разбор задачи со 2 учеником.

У. Что известно в задаче?

Д. Мне известно, что от начала суток прошло 8 ч.

А всего в сутках 24 часа.

У. Прочитай главный вопрос задачи.

Д. Во сколько раз оставшаяся часть суток больше прошедшей.

У. Могу ли я сразу ответить на главный вопрос задачи?

Д. Нет, не могу, так как не знаю оставшуюся часть суток.

У. А можем ли мы это узнать?

Д. Да, можем. Мы знаем, что в сутках 24 часа, а прошло уже 8 часов. Значит, осталось 24, но без 8 часов.

У. Можем ли теперь ответить на главный вопрос задачи?

Д. Да, теперь сравним 8 ч и 16 ч. Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше, чем другое, надо большее число разделить на меньшее.

У. Запиши решение в тетрадь.

Проверка ученицы, сделавшей самостоятельно.

Итог. Молодцы. Добавьте себе за решение задачи 3 балла.

 

Учащиеся 4 класса работают самостоятельно, учащиеся 3 класса – со мной

6 мин

У. Проверяем. (на доске примеры с ошибками)

64:8=8 7*7=49

72:9=8 8*8=64

81:9=8 9*9=72

56:8=7 6*6=36

(Правильный ответ ученики обозначают ^,

Неправильный ___.

1 2 3 4 5 6 7 8).

^ ^    ^ ^ ^    ^

Д. Я нашел две ошибки на доске. В примере 81:9=9, а в примере 9*9=81

4.У. Чтобы вам было проще запомнить таблицу умножения и деления на 9, я познакомлю вас со специальными приемами.

У. Посмотрите на ответы таблицы умножения 9. (таблица на плакате)

- Найдите сумму цифр в каждом ответе.

- какую закономерность увидели?

Д. Сумма цифр в каждом ответе равна 9. Например: 1+8=9

2+7=9

3+6=9 и т. д.

У. Познакомимся со следующим приемом запоминания таблицы. Посмотрите на подсказку

(пособие “Перевёртыши”)

Число десятков в первом выражении соответствует числу единиц последнего выражения и наоборот: число единиц первого выражения равно числу десятков последнего.

У. Есть и третий способ, как можно легко и быстро найти значение забытого выражения табличного умножения 9.

Например: 7*9

1.Отсчитайте слева направо 7-ой палец, и согни его.

2. Слева от согнутого пальца десятки (6 дес.)

3. Справа от согнутого пальца – единицы (3 ед.)

4. Ответ-63

У. Давайте поиграем руками. Потренируемся в нахождении значения выражения.

8*9 3*9 2*9

(Ученики находят значения выражений с помощью рук и сравнивают свои ответы с ответами из таблицы)

У. Какой вариант вам понравился?

Д. (повторяют разные способы запоминания таблицы).

IV.Закрепление пройденного.

1. Срезовая работа.

Задача: Папа был в отпуске 2 месяца - июнь и июль и ещё 5 дней. Сколько дней длился папин отпуск?

2. Вставь вместо точек наименования времени.

2 сут 5 час=…час

2 века 3 года = …год

Сравни

4 мин 2 с*42 с

80 мин *1 час 20 мин

3 мин

Учащиеся 3 класса работают самостоятельно, учащиеся 4 класса – со мной

 

5)Задача №6.

Найди площадь и периметр квадрата, длина стороны которого 7см, 4см, 9см.

У.Прочитайте задачу. Узнайте самостоятельно периметр и площадь любого квадрата.

Д. (самостоятельно выполняют задание)

У. Взаимопроверка.

У. А теперь определим свой рейтинг. Посчитайте набранные баллы. Возьмите значок (смайлик) и закрепите его на доске. (на доске таблица)

19-18 “5”

17-16 “4”

15-14 “3”

Д. (Ученики закрепляют значки на доске в таблице)

Марина - 19 баллов Семён -15баллов.

0.5 мин

V. Итог

У. Чем занимались на уроке?

Д. Составляли таблицу умножения и деления 9, решали задачи и примеры.

У. Какие задания понравились больше всего?

У. За урок поставила:

Коля допустил 1 вычислительную ошибку. Оценка “4”.

Алёша все задания выполнил верно, в тетради все записи аккуратные - оценка “5”.

V. Домашнее задание.

У. Запишите домашнее задание.

Стр. 56 №289 (2), №291

0,5 мин

VI. Домашнее задание.

У. Запишите домашнее задание.

Стр.59 №2, №4

VI. Итог.

У. Чему учились на уроке?

Д. Вспомнили единицы времени и составили таблицу единиц времени.