Тема: 3 класс “Таблица умножения и деления на 9”
4 класс “Таблица единиц времени”
3 класс |
4 класс |
|
Тема: Таблица умножения и деления на 9. |
Тема: Таблица единиц времени. |
|
Цели: |
Цели: |
|
1) Познакомить с таблицей умножения и деления 9. 2) Совершенствовать умения правильно называть компоненты действий сложения и вычитания, умножения и деления. 3) Развивать санитарно-гигиенические навыки. 4) Развивать логическое мышление учащихся. |
1) Закрепить знания соотношений единиц времени. 2) Совершенствовать вычислительные навыки. 3) Совершенствовать навыки решения задач с единицами времени. 4) Совершенствовать математическую речь, память. 5) Совершенствовать санитарно-гигиенические навыки. |
|
Учебник: Математика 3 класс (1-4) Моро М. И., Москва, “Просвещение”, 2006 год. |
Учебник: Математика 4 класс (1-4) Моро М. И., Москва, “Просвещение”, 2006 год. |
|
Оборудование: учебник, карточки, плакат “Перевёртыши”, таблицы с задачами. |
Оборудование: учебник, карточки, таблицы. |
|
1 мин |
Ход урока I.Организационный момент. У. Сегодня ученики 4 класса за каждое выполненное задание получат баллы и определят свой рейтинг. А в 3 классе ребята познакомятся с новым материалом. Учащиеся 4 класса работают самостоятельно, учащиеся 3 класса – со мной. |
|
5 мин |
II.Проверка домашнего задания. 1. стр.58 №3. Задача. Папа провёл 10 дней своего отпуска на даче. А остальные 2 недели – в доме отдыха. Сколько дней папа был в отпуске? У. Выбери правильный вариант решения задачи из записанных на доске. 1) 10+2=12 (дн.) 2) 7*2+10=24 (дн.) 3) 10+7*2=24 (дн.) Дети на карточках показывают номер ответа. Д. 2 или 3 У. Докажите своё мнение. Д. Сразу ответить на главный вопрос задачи не могу, потому что не знаю, сколько дней провел папа в доме отдыха. Но могу это узнать действием умножением. Потому что знаю, что папа был в нем 2 недели, а в одной неделе 7 дней. Теперь могу ответить на главный вопрос задачи действием сложением, так как папа был на отдыхе еще 10 дней. У. Молодцы. Вы правильно решили задачу. Прочитайте ответ. Д. Папа был в отпуске 24 дня. 2. стр. 58 №1 (2,4 столбик) 7*9=63 56:8=7 2*8=16 63:9=7 9*6=54 42:6=7 У. Прочитайте выражения с одинаковым ответом по - разному, используя названия компонентов. Д. Частное чисел 56 и 8 равно 7. Д. Делимое 63, делитель 9, частное 7. Д. Частное чисел 42 и 6 равно 7. У. Прочитайте примеры, в ответах которых, сумма отдельных десятков и единиц одинаковая. Д. Первый множитель 7, второй множитель 9, произведение равно 63. Произведение чисел 9 и 6 равно 54. В этих примерах сумма отдельных десятков и единиц равна 9 У. Прочитайте оставшийся пример. Д. Произведение 2 и 8 равно 16. Итог. Молодцы. С домашним заданием справились все без ошибок. |
II.Устный счёт (Карточки лежат на партах). 1 карточка 1.Сравни и поставь вместо звездочки знак >, <, =. Докажи. 1 сут. 20 час * 120 час 2. К какому веку относится: 1703 г .-…в. 3. Часы показывают четверть двенадцатого. Сколько это часов и минут. 4.* Из Москвы до Санкт- Петербурга самолёт летел 85 минут, а обратно 1 час 25 минут. Какой полёт длился дольше?
2 карточка 1.Сравни и поставь вместо звездочки знак >, <, =. Докажи. 1 сут. 20 час * 120 час 2. К какому веку относится: 1703 г.-…в. 3. Часы показывают четверть двенадцатого. Сколько это часов и минут. |
Учащиеся 3 класса работают самостоятельно, задание - на карточке. Учащиеся 4 класса – со мной. |
||
10 мин |
III. Устный счёт. ( Карточки лежат на партах). 1. Запиши ответы в тетрадь. 40:5= 4*8= 8*(20-14)= 7*9= 80:10= (36 +12):6= 2. Запиши решение задачи В школьном дворе росло 36 берёз, а рябин в 9 раз меньше. Сколько рябин росло на школьном дворе? 3. Найди в каждом ряду числа, которые не являются результатом табличного умножения. Выпиши их. 6 12 17 24 36 54 5 10 16 20 35 45 4 14 20 28 32 36 4.*Выпиши все числа, которые можно представить в виде произведения двух одинаковых множителей. 3, 64, 20, 8, 28, 36, 4, 14, 6. Итог: взаимопроверка. |
Проверка: сигнал “Да - Нет” У. Какой знак поставили? Д. Поставила знак меньше, потому что в одних сутках 24 часа, а в двух - 48 да ещё 20 часов, получилось 68 часов. 68 часов меньше 120 часов. (Ученики показывают сигнал). У. Проверяем 2 задание. Д. 1703 год - это 18 век. У. Докажи Д. В 1 веке -100 лет. 1700 год – это 17 век, да еще прошло 3 года 18 века. У. Проверяем 3 задание. У. Какое время показывают часы? Д. 11 часов 15 минут. У. Объясни, как ты выполнила задание под звёздочкой. Д. 1 час - 60 минут, да ещё 25 минут, всего 85 минут. Значит, одинаковое время. Итог. За каждое правильно выполненное задание возьмите балл. |
III.Работа по теме урока. Работа в парах. 1. Составление таблицы единиц времени. У. Почему мы начали урок с такой работы? Д. Мы будем работать с единицами времени. У. Выберите известные вам единицы времени. (Год, век, месяц, тонна, секунда, час, ар, минута, сутки, сантиметр, килограмм) (Дети называют, учитель выставляет карточки с этими наименованиями) Д. Год, век, месяц, секунда, час, минута, сутки.. У. Расставьте наименования в порядке убывания. Расположите их столбиком. (Век, год, месяц, сутки, час, минута, секунда) У. Составим таблицу единиц времени. Как между собой связаны рядом стоящие величины? Д. Отвечает представитель от пары. 1 век = 100 лет 1 год = 12 месяцев 1 месяц = 30 дней или 31 день (в феврале 28 или 29) 1 сутки = 24 часа 1 час = 60 минут 1 минута = 60 секунд У. Откройте стр.56. Сравните. Что заметили? Д. В таблице записано, что в году 365 дней или 366 дней в високосный год. У. Выучите таблицу. Итог. За составление таблицы добавьте 8 баллов. |
||
Учащиеся 4 класса работают самостоятельно, учащиеся 3 класса – с учителем. |
||
7 мин |
IV.Работа по теме урока. 1.У. Найди закономерность. Заполни таблицу. 3 5 7 9 9 25 49 ? У. Как рассуждали? Д. Каждое число умножается на себя. У. Кто самостоятельно может найти его значение любым способом, найдите. У. Как вы нашли значение выражения? Д. 1. 9*9=9+9+9+9+9+9+9+9+9=81 Д. 2. 9*9=9*8+9=81 Д. 3. 9*9=9*10-9=81 Д. 4. 9*9=9*5+9*4=81 (Карточки выставляются на доске) У. Что общего во всех вариантах? Д. Один и тот же ответ-81. У. Найдите наиболее рациональные способы. Почему вы так решили? Д. №2 и № 3,так как меньше арифметических действий, легче выполнять вычисления. У. Сравните нашу практическую работу с учебником. Д. 9*9=81 2. Расставьте выражения в порядке возрастания их значений и вычислите. 9*6 9*4 9*3 9*5 9*8 9*2 9*7 9*9 Проверка: (Один ученик у доски) 9*2=18 9*3=27 9*4=36 9*5=45 9*6=54 9*7=63 9*8=72 9*9=81 У. Что общего во всех выражениях? Д. Первый множитель - 9. |
2.Самостоятельная работа №288. Учащиеся выполняют на карточках. Прочитай, заполняя пропуски: 1) Я родился в…году, …числа, …месяца. Мне полных …лет. Через …месяцев мне исполнится …лет. 2). Сейчас идёт …год, …месяц. В этом месяце … суток. В этом году …суток. 3) Сейчас …часов, … минут. Следующий час наступит через … минут. Дополнительное задание: Вставь нужные наименования единиц времени, чтобы равенства стали верные. 24…= 1….. 365… = 1… 1… =12… 100…= 1 … 60 …=1 … 1 … = 7 … |
1 мин |
физкультминутка |
|
Учащиеся 3 класса работают самостоятельно, учащиеся 4 класса – с учителем. |
||
6 мин |
3.У. Выполняете самостоятельно на странице 59, №1 1 и 2 столбик. |
1. Проверка: учащиеся читают по карточкам. У. Прочитайте 1 задание. Д. Я родился в…году, …числа, …месяца. Мне полных …лет. Через …месяцев мне исполнится …лет. У. Проверяем 2 задание. Д. Сейчас идёт 2010 год, ноябрь месяц. В этом месяце 30 суток. В этом году 365 суток. У. Сигналим У. Проверяем 3 задание. Д. Сейчас 10 часов 30 минут. Следующий час наступит через 30 минут. У. Сигналим. Д. У меня 10 часов 28 минут, и следующий час наступит через 32 минуты. У. Почему у вас получились разные данные? Д. Решали в разное время. У. Марина правильно выполнила дополнительное задание. Итог. За каждое правильно выполненное задание возьмите 1 балл. 2. Решение задачи стр.56 №289 (1) Часы показывают 8 ч утра. Во сколько раз оставшаяся часть суток больше прошедшей? У. Прочитайте задачу. Кто может сам решить? Выполняйте. (1 ученик решает) Разбор задачи со 2 учеником. У. Что известно в задаче? Д. Мне известно, что от начала суток прошло 8 ч. А всего в сутках 24 часа. У. Прочитай главный вопрос задачи. Д. Во сколько раз оставшаяся часть суток больше прошедшей. У. Могу ли я сразу ответить на главный вопрос задачи? Д. Нет, не могу, так как не знаю оставшуюся часть суток. У. А можем ли мы это узнать? Д. Да, можем. Мы знаем, что в сутках 24 часа, а прошло уже 8 часов. Значит, осталось 24, но без 8 часов. У. Можем ли теперь ответить на главный вопрос задачи? Д. Да, теперь сравним 8 ч и 16 ч. Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше, чем другое, надо большее число разделить на меньшее. У. Запиши решение в тетрадь. Проверка ученицы, сделавшей самостоятельно. Итог. Молодцы. Добавьте себе за решение задачи 3 балла. |
Учащиеся 4 класса работают самостоятельно, учащиеся 3 класса – со мной |
6 мин |
У. Проверяем. (на доске примеры с ошибками) 64:8=8 7*7=49 72:9=8 8*8=64 81:9=8 9*9=72 56:8=7 6*6=36 (Правильный ответ ученики обозначают ^, Неправильный ___. 1 2 3 4 5 6 7 8). ^ ^ ^ ^ ^ ^ Д. Я нашел две ошибки на доске. В примере 81:9=9, а в примере 9*9=81 4.У. Чтобы вам было проще запомнить таблицу умножения и деления на 9, я познакомлю вас со специальными приемами. У. Посмотрите на ответы таблицы умножения 9. (таблица на плакате) - Найдите сумму цифр в каждом ответе. - какую закономерность увидели? Д. Сумма цифр в каждом ответе равна 9. Например: 1+8=9 2+7=9 3+6=9 и т. д. У. Познакомимся со следующим приемом запоминания таблицы. Посмотрите на подсказку (пособие “Перевёртыши”) Число десятков в первом выражении соответствует числу единиц последнего выражения и наоборот: число единиц первого выражения равно числу десятков последнего. У. Есть и третий способ, как можно легко и быстро найти значение забытого выражения табличного умножения 9. Например: 7*9 1.Отсчитайте слева направо 7-ой палец, и согни его. 2. Слева от согнутого пальца десятки (6 дес.) 3. Справа от согнутого пальца – единицы (3 ед.) 4. Ответ-63 У. Давайте поиграем руками. Потренируемся в нахождении значения выражения. 8*9 3*9 2*9 (Ученики находят значения выражений с помощью рук и сравнивают свои ответы с ответами из таблицы) У. Какой вариант вам понравился? Д. (повторяют разные способы запоминания таблицы). |
IV.Закрепление пройденного. 1. Срезовая работа. Задача: Папа был в отпуске 2 месяца - июнь и июль и ещё 5 дней. Сколько дней длился папин отпуск? 2. Вставь вместо точек наименования времени. 2 сут 5 час=…час 2 века 3 года = …год Сравни 4 мин 2 с*42 с 80 мин *1 час 20 мин |
3 мин |
Учащиеся 3 класса работают самостоятельно, учащиеся 4 класса – со мной |
|
5)Задача №6. Найди площадь и периметр квадрата, длина стороны которого 7см, 4см, 9см. У.Прочитайте задачу. Узнайте самостоятельно периметр и площадь любого квадрата. Д. (самостоятельно выполняют задание) У. Взаимопроверка. |
У. А теперь определим свой рейтинг. Посчитайте набранные баллы. Возьмите значок (смайлик) и закрепите его на доске. (на доске таблица) 19-18 “5” 17-16 “4” 15-14 “3” Д. (Ученики закрепляют значки на доске в таблице) Марина - 19 баллов Семён -15баллов. |
|
0.5 мин |
V. Итог У. Чем занимались на уроке? Д. Составляли таблицу умножения и деления 9, решали задачи и примеры. У. Какие задания понравились больше всего? У. За урок поставила: Коля допустил 1 вычислительную ошибку. Оценка “4”. Алёша все задания выполнил верно, в тетради все записи аккуратные - оценка “5”. |
V. Домашнее задание. У. Запишите домашнее задание. Стр. 56 №289 (2), №291 |
0,5 мин |
VI. Домашнее задание. У. Запишите домашнее задание. Стр.59 №2, №4 |
VI. Итог. У. Чему учились на уроке? Д. Вспомнили единицы времени и составили таблицу единиц времени. |