Урок в 5-м классе по теме "Кошки Древнего Египта"

Разделы: МХК и ИЗО


1.Тема: Искусство Древнего Египта.

2.Тема урока: Священные животные в Древнем Египте.

3.Цели:

1. Познакомить учащихся со священными животными Древнего Египта.

2. Сформировать представление о религии Древнего Египта.

4.Задачи:

1.образовательные: формирование знаний о происхождении и истории кошек, о религии Египта;

2.развивающие: развивать ассоциативно - эстетическое мышление, творческую фантазию, развивать качества личности, мыслительные операции (память, внимание, мышление).

3.воспитательные: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.

5.Тип урока: комбинированный.

6.Вид урока: лекционно-информационный семинар.

7.Методы: словесный, наглядный.

8.Оборудование: фото-ряд “Породы кошек”, “Древний Египет”, “Искусство Древнего Египта”, слайды, Интернет (“По музеям мира”), сообщения учащихся подготовленные к данному уроку: “Домашние кошки”, “Ориентальная кошка”, “Египетский мау”.

9.Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка ЗУН.

Фронтальный опрос.

1. Назовите Богов Древнего Египта.

2. Какую одежду носили Древние Египтяне?

3. Какие были причёски и украшения у Древних Египтян?

4.Что изображали древние египтяне на настенных фресках?

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы урока учащимся.

IV. Изложение программного материала.

Учитель: Египетская художественная культура предстаёт пред нами как величавый монолит, запечатлевший стройную картину мироздания и незыблемые устои жизни людей. В религиозных представлениях египтян было много заимствований из примитивных первобытных верований, но наряду с ними на берегах Нила родились новые идеи, во многом предвосхитившие христианство.

Подобно другим древним народам народ Египта испытывал чувство родства с живыми существами, населяющими землю. В египетской мифологии (миф – предание о богах, духах и героях) сохранились поверья о происхождении человека от животного. Тотемизм (тотем – животное, которое считалось предком или покровителем рода) оказал огромное влияние на египтян, с незапамятных времён обожествлявших зверей, птиц и насекомых. Неслучайно многие египетские боги имели в облике признаки животных. Например, Сет – бог злых сил, представлялся человеком с головой осла, Баст – богиня любви и веселья с головой кошки, бог Анубис, сопровождавший умерших в их путешествие по загробному миру, - с головой шакала.

Сообщение учащегося: КОШКИ ДОМАШНИЕ, животные рода кошек. Принято отделять беспородную домашнюю кошку от породистых домашних кошек. Всего выделяют около двухсот пород, большинство из которых выведено в конце 19 — начале 20 веков. Изучением кошек занимается наука фелинология. Кошки разных пород различаются размерами и массой тела, формой туловища, цветом глаз, длиной и окрасом шерсти. По последнему признаку породы разделяют на длинношерстные (персидская, колор-пойнт), полудлинношерстные (ангорская, балинезийская, бирманская, мейн-кун, сибирская), короткошерстные (рексы, египетский мау, сиамская, русская голубая, британская). Сиамскую и ориентальную кошку часто выделяют в отдельную группу К короткошерстным относятся также бесхвостые кошки.

Кошка сиамской породы

Сообщение учащегося:

ОРИЕНТАЛЬНАЯ КОШКА (восточная кошка), порода короткошерстных домашних кошек. Порода появилась от скрещивания сиамской кошки с обычными домашними кошками. Порода создана в Англии.

Тело этих кошек средней длины, вытянутое, гибкое. Голова клиновидная, с длинным прямым носом. Глаза среднего размера, широко расставлены. Уши большие, заостренные.

Белая ориентальная кошка

Ноги длинные, стройные. Лапки небольшие, овальные. Хвост длинный, тонкий, заостренный. Шерсть блестящая, короткая, плотно прилегающая к телу. Ориентальные кошки любят тепло. Они легко поддаются дрессировке (откликаются на кличку, носят поноску). Существует свыше 40 цветовых вариаций.

Красная ориентальная кошка

Чёрная ориентальная кошка

Коричневая пятнистая ориентальная кошка

Наиболее известна коричневая, или Гавана (напоминает цвет гаванской сигары). Эта порода выведена и стандартизирована в Великобритании в 1958. Существуют также Эбони (черная с зелеными глазами), белая с фарфорово-голубыми глазами, голубая — с зелеными, дымчатая, лилово- полосатая, “набивной ситец”. Разнообразен окрас шерстного покрова черепаховых, тигровых и т. д.

Сообщение учащегося:ЕГИПЕТСКИЙ МАУ, порода короткошерстных кошек. Выведена в США в 1950-е годы на основе уличных каирских кошек. Возможно, им поклонялись древние египтяне: на лбу животных до сих пор сохраняется характерный рисунок в виде жука-скарабея, и они очень напоминают священную египетскую кошку (“мау”).

Элегантная, стройная кошка с коренастым мускулистым телом. У взрослых котов бывает мощный затылок и крепкие плечи. Закругленно-клиновидная форма головы, нос длинный. Глаза большие, поставлены косо, бывают зеленые, желтые, ореховые. Задние ноги длиннее передних. Лапы тонкие, изящные, овальные. Хвост средней длины, толстый у основания. Уши крупные, далеко отстоящие друг от друга, бледно-розовые, могут заканчиваться кисточками; внутри покрыты короткой плотной шерстью. Шерсть на теле плотная, густая, шелковистая, но длиннее, чем у сиамских или ориентальных кошек, которых египетская внешне напоминает.

Зарегистрированы четыре разновидности мау: серебристый с пятнами цвета древесного угля; медовый — с темными пятнами; дымчатый — шерсть цвета древесного угля, подшерсток белый, пятна черные; оловянный с темно-серыми или коричневыми пятнами на бледном желто-коричневом фоне. Все пятна удлинены.

Учитель: Большинство специалистов сейчас придерживаются мнения, что одомашнивание кошки произошло в долине Нила в Древнем Египте около 4000 лет до н.э.; её предком была кошка ливийская. Домашняя кошка, следовательно, сопровождает человека уже более 6000 лет. Сейчас невозможно точно установить, пришла ли кошка к человеку или человек привёл кошку в свой дом, но очевидно одно: такой симбиоз был выгоден, прежде всего, человеку, а не кошке.

В древнеегипетской мифологии кошка играла немаловажную роль. По одной из легенд, бог солнца Ра превратился в кота, чтобы драться со змеем Апопом, повелителем темных сил. У древних египтян кошка считалась священным животным, ибо была символом богини ночи, богини солнечного тепла, радости, веселья, плодородия, рождаемости, охоты, защитницы беременных женщин и детей, хранительницы домашнего очага и урожая – богини Басты (Бастет), которую изображали обычно с телом женщины и головой кошки. В подобном обожествлении проявилось восхищение человека чистоплотностью кошки, ее заботливостью о своих котятах. Кроме того, ночной образ жизни, загадочные, светящиеся ночам глаза и невероятная способность исчезать, бесшумно ступая мягкими лапами и столь же неожиданно появляться, вызывали удивление, смешанное со страхом.

Возможно, кошка завоевала уважение и своим свободолюбивым и независимым характером: хотя она живет вместе с человеком, но при этом всегда гуляет сама по себе, никому не подчиняясь.

Бастет, олицетворявшая такие качества как изящество, красота, ловкость и ласковость, считается египетским аналогом Афродиты и Артемиды. Ее скульптурные и живописные изображения использовались для защиты дома от злых духов.

Родиной богини Бастет был город Бубастис, который находился восточнее Нила. Приблизительно в 950 году до н.э. фараон Шешонк-I основал в этом городе свою столицу, и оттуда культ богини Бастет распространился по всей стране. В этом городе был построен великолепный храм около 300м в длину, посвященный Бастет. Здесь жили тысячи кошек, за которыми смотрел специальный, уважаемый всеми жрец. В красиво украшенном зале, окруженном рвом с водой, возвышалась метровая статуя богиня. В других городах тоже строили храмы Бастет, а многие египтяне носили деревянные, глиняные или металлические амулеты этой богини. В начале года тысячи египтян приплывали в Бубастисе на торжествах, посвященные богине – кошке.

И начинался веселый праздник, на котором люди ели и пили, совершали щедрые жертвоприношения Бастет. Почти у каждого египтянина была дома кошка – за ней ухаживали как за самым дорогим существом. Если в доме начинался пожар, кошку выносили из огня раньше, чем детей. Когда она умирала, вся семья надевала траурные одежды.

Бронзовая фигурка кошки, изображающая богиню Баст. Поздний период Нового Царства.

Ископаемые останки кошек найдены в древнейшем городе планеты — Иерихоне (5-6 тысячелетие до н.э.), при раскопках в Иордании, в древнейших городах Индии. Но эти животные, видимо, были еще не вполне домашними. Многочисленные свидетельства пребывания кошек в Египте хорошо прослеживаются с 3 тысячелетия до н. э.

На росписях в гробницах Саккараха (2750-2650 до н. э.) кошки изображены с ошейниками, что, безусловно, свидетельствует об их одомашнивании. А на знаменитой фреске из Бени-Хасана кошка уже изображается в доме, рядом с хозяйкой.

На древнеегипетской фреске из Бени-Хасана кошка в ошейнике расположилась рядом с хозяйкой дома. Ок. 3000 до н. э.

В храмах, посвященных богине Баст (египтяне изображали ее в виде кошки либо женщины с кошачьей головой), содержалось много кошек, почитаемых как священные животные. Когда кошка умирала, в семье объявлялся траур, все домочадцы сбривали брови и скорбели. При жизни этот зверь был равноправным членом семьи.

Умершее животное натирали благовонными маслами и бальзамировали – только тогда, по представлению без- утешных хозяев, душа их любимой кошки могла вновь вернуться в свое тело. Мумию кошки заворачивали в пестрое погребальное платье, укладывали в маленький гроб из дерева, бронзы и известняка, а затем хоронили на специальном кладбище. Чтобы кошка хорошо себя чувствовала в загробном мире, к ней в могилу клали игрушки и мумии мышек. В 1980г. Археологи нашли целое кошачье кладбище вблизи Бубастиса. Обнаружено около 300 тысяч мумий, относящихся к 4 тысячелетию до н. э.

Кошки находились под особой охраной: если человек случайно, а тем более умышленно убивал кошку, это каралось смертью.

Персидский царь Камбуз во время войны против фараона Псамметиха-III воспользовался этим. Он велел своим воинам поймать как можно больше кошек и привязать их к щитам. Военная хитрость удалась: египтяне сдались. Они считали, что лучше проиграть битву, нежели ранить или убить это почитаемое животное.

Первые иероглифические знаки, обозначающие слова “кот” и “кошка”, датируются примерно 2300 годом до н. э. и читаются как “минт” и “миу”.

И в Гелиополе ((греч. — “город солнца”; египетское название — Иуну), древний город в Дельте Нила, к северо-востоку от современного г. Каир. С V династии (26-25 вв. до н. э.) до греко-римского времени — центр культа бога Ра, отождествившегося с местным богом Атумом. Отождествляется с библейским городом Он.) бога солнца изображали наподобие кошки, глаза которого сужались или расширялись в зависимости от местонахождения солнца, подобно зрачкам кошки.

Но кошка в Египте была не только священным животным, но и охотничьим и боевым зверем. Охотились кошки на птиц и мелкую дичь.

Охотничья сценка с кошкой, найденная в фиванской гробнице. 18я династия, 1450 до н.э.

Из Египта кошка на кораблях финикийских купцов попала во многие уголки европейского Средиземноморья, но вплоть до начала нашего тысячелетия она была редким зверем. Немногочисленные свидетельства о кошках в Древней Греции дают основание предполагать, что это животное посвящалось богине Луны и охоты Артемиде, несколько схожей с египетской Баст. Отчасти функции Баст присущи и римской богине любви Венере, которая иногда изображалась вместе с кошкой (вероятно, полудикой). Среди редких упоминаний о кошке в античной литературе следует отметить басни Эзопа.

V. Закрепление.

Для закрепления изученного материала учащимся задаются вопросы.

  1. Что общего между ориентальной кошкой и египетской мау?
  2. От какой породы кошек произошла египетская мау?
  3. Какую роль играла кошка в древнеегипетской мифологии? Символом чего она была?
  4. Расскажите кратко о богине Бастет?

5. Как совершалось погребение кошки?

VI. Обобщение.

В результате проведенного урока была достигнута поставленная цель и подготовлен выход на изучение нового материала.

VII. Домашнее задание.

Подготовить дополнительный материал о правителях Древнего Египта.

Литература

  1. Интернет
  2. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура.- М.: Владос, 2007.
  3. Рубинштейн Р. Как рисовали древние египтяне/ Юный художник. - №11..-1984.
  4. CD диск “Энциклопедия Кирилла и Мефодия”, 2008
  5. Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия.- М.: АСТ-ЛТД, 1998.