Урок по окружающему миру "Охрана растений"

Разделы: Начальная школа


Цель: расширить и углубить знания учащихся по теме: «Охрана растений»

Задачи:

  • образовательная: обобщить знания о растениях; формировать экологическую компетентность;
  • развивающая: развивать познавательный интерес учащихся; обогащать словарный запас; развивать творческую активность детей;
  • воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к Родине.

Оборудование и оформление:

  • Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир. Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы. – М.: Вентана-Граф
  • выставка книг о растениях, занесённых в Красную книгу;
  • слайды и рисунки растений;
  • сообщения о растениях, занесённых в Красную книгу.

Ход урока

I. Организационный момент

Итак, друзья, внимание!
Вновь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее,
Начнём сейчас урок!

II. Тест по теме «Растительный мир Земли»

1. Отметь правильный ответ.

Признаки организма – питание, рост, дыхание, размножение
Признаки организма – дыхание, размножение.

2. Запиши царства природы.
3. Запиши, какие группы растений живут на Земле.
4. Напиши, какое значение имеют

Корень –
Лист –
Стебель –

5. Отметь неверные ответы.

Растения обогащают воздух углекислым газом
Растения улучшают природную среду
Растения не могут очистить воздух от вредных примесей и пыли.

6. Выбери неправильный ответ на вопрос: путешествуют ли растения?

Нет, все растения растут строго на определённых местах
Да, растения могут перемещаться с помощью воды и ветра
Да, растения перемещают животные.

7. Соедини линиями растение и способ его размножения.

картофель
малина
клубника
нарцисс
корнем
усами
луковицей
клубнем

III. Изучение нового материала

– Сегодня на уроке мы будем говорить об охране растений.

а) Отгадывание загадок.

Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной.
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной. (слайд 3)

Приложение 1

Лёг пластом у дороги,
Разметал руки, ноги.
Его бьют сапогом,
Его бьют колесом,
Ему всё нипочём,
Хоть ударь кирпичом. (слайд 3)

Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одёжке,
Свесив серёжки. (слайд 4)

Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (слайд 4)

Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт
А в иголках круглый год. (слайд 5)

Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной
А на кончиках ветвей
Много-много желудей. (слайд 5)

б) Постановка проблемной ситуации

– Ребята, на лесной полянке слышен шум, шелест листьев. Это деревья и другие растения «разговаривают».
– О чём они могут «говорить»?
– Они просят о помощи. Гибнут растения, некоторые из них просто исчезают.
– Почему так происходит?
– Люди губят растения, уничтожают их.
– Как помочь зелёным насаждениям? (Нужно бережно относиться к ним.)
– Вот на эти вопросы постараемся ответить.

Учитель. Все богатства русской природы принадлежат народу, а значит, и вам, ребята.

Ученик.

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни…
(В. Берестов)

7. О Красной книге

Учитель. На планете Земля остаётся всё меньше растений: одни исчезают совсем, численность других резко сокращается. Они занесены в Красную книгу. Эта книга не совсем обычная, цвет у этой книги красный. Что символизирует красный цвет? (Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения).

В этой книге перечислены животные и растения, которые могут погибнуть. И если мы не защитим их, они могут безвозвратно исчезнуть. В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов – МСПО. Была создана специальная комиссия службы спасения.

– Для чего же нужна Красная книга?

– Она информирует, какие растения и животные в опасности, призывает изучать природу, охранять растения и животные.

В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году и составила один том, а в 1984 году вышло уже два тома. В них о каждом животном и растении кратко, но точно сказано всё: насколько бедственно его положение, в каких краях встречается, по каким причинам исчезает. Но главное – что нужно сделать, чтобы уберечь его от полного вымирания. (слайд 6)

Физкультминутка

Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят
Как они сядут тоже покажем
Крылья сложили назад. (слайд 7)

Рассказ о растениях, занесённых в Красную книгу

1-й ученик

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.

2-й ученик. Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений.

Учитель. Давайте познакомимся с некоторыми редкими растениями, занесёнными в Красную книгу. (слайд 8)

Ученица. Венерин башмачок встречается в лесах.

Цветки его по форме напоминают башмачки. Зацветает это растение на пятнадцатом или семнадцатом году жизни!

Ученик. Женьшень – ценнейшее лекарственное растение. Название его в переводе с китайского языка означает «человек-корень», так как он по форме напоминает человеческую фигуру.

Ученица.

Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит,
Мне кажется: его задень,
И он тихонько зазвенит.

Ученик.

Колокольчики мои, цветики степные,
Что глядите на меня, тёмно– голубые?
И о чём звените вы в день весёлый мая,
Средь некошеной травы головой качая?

Ученица. А может быть, говорят цветы о том, как много их гибнет от рук человека и как с каждым годом их становится всё меньше и меньше?

Ученик.

В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.

Учитель. Ребята, в ходе исследовательских работ, во время экскурсий вы узнали, что охрана растительного мира – дело чрезвычайно важное, которое требует принятия срочных мер по защите наших зелёных друзей. Опасность полного уничтожения нависла сейчас не только над некоторыми видами растений, но и над целыми растительными сообществами. Не допустить их гибели очень важно!

IV. Причины исчезновения растений

– Как вы думаете, правильно ли поступают люди?

а) человек вырубает леса и осушает болота, чтобы на их месте вспахать землю и вырастить культурные растения;
б) люди любят отдыхать на природе, сидеть у костра, собирать охапки красивых и приятно пахнущих цветов. Букет обязательно должен быть попышнее и побольше;
в) человеку известно, что растения имеют лечебные свойства, поэтому он активно собирает для засушки самые разные травы, чтобы потом готовить из них лекарства;
г) любители отдыха на природе выезжают в лес, чтобы полакомиться его дарами (ягоды, грибы, орехи), оставляя после себя дымящиеся пепелища, груды бутылок, банок, бумаг;
д) чтобы построить жилые дома нужно вырубить лес, парк, осушить пруд

V. Работа по учебнику

1. Чтение и анализ текста на с.55–56.

– Что нужно делать для охраны природы?

2. Работа с рубрикой «Этот удивительный мир»

VI. Правила поведения в природе (слайды 9–15)

VII. Итог урока

Рефлексия.

– Мне понравилось…
– Я узнал(а)…
– Я запомнил(а)..

VIII. Домашнее задание

Подготовить рассказ о растении из Красной книги; повторить правила поведения в природе.