Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы “Частица не с глаголами”.
Задачи урока.
Предметно-содержательная: формировать умение написания частицы не с глаголами.
Деятельностно-коммуникативная: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.
Ценностно-ориентационная: способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний учащихся.
Оборудование урока.
- Интерактивная доска, презентация.
- Раздаточный материал.
- Учебник: С.В.Иванов, Русский язык. 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова. - М.: Вентана-Граф, 2010.
- Рабочая тетрадь “Пиши грамотно” №1 М.И. Кузнецова.- М.: Вентана-Граф, 2009.
- Лист самооценки.
Методы и приемы использования ИКТ.
- Цель применения средств ИКТ: повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя.
- Формы взаимодействия учащихся с электронным образовательным ресурсом: условно-пассивные, активные, деятельностные, частично-поисковые.
Структура урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний учащихся.
- Изучение новых знаний.
- Усвоение новых знаний.
- Закрепление новых знаний.
- Контроль и самоконтроль знаний.
- Рефлексия.
- Подведение итогов.
- Инструктаж о домашнем задании.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Продолжительность этапа |
1. Организационный момент. | 1 мин. |
2. Актуализация знаний учащихся. | 5 мин. |
3. Изучение новых знаний. | 7 мин. |
4.Усвоение новых знаний. | 8 мин |
5. Закрепление новых знаний. | 5 мин. |
6. Контроль и самоконтроль знаний. | 5 мин. |
7. Рефлексия. | 3 мин. |
8. Подведение итогов. | 3 мин. |
9. Инструктаж о домашнем задании. | 1 мин. |
Ход урока
Этап урока | Задачи этапа | Формы и методы | Планируемый результат | Результативность этапа |
1. Орг-й момент | 1. Психологически подготовить
учащихся к общению на уроке. 2. Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке. |
Словесный | Кратковремен-ность этапа | Быстрое включение учащихся в деловой ритм |
2. Актуализация знаний | 1. Обеспечить мотивацию учащихся. 2.Формулирование темы урока. |
Частично-поисковые | Формулирование учащимися темы и цели урока | Учащиеся формулируют тему и цель урока |
3 .Изучение новых знаний | 1. Обеспечить восприятие,
осмысление и первичное запоминание учащимися
изучаемого материала. 2. Обобщение новых знаний по теме. |
Частично-поисковые, словесные | Уметь правильно писать частицу не с глаголами | Знают правило написания не с глаголами |
4. Усвоение новых знаний | 1. Выявить пробелы первичного
осмысления изученного материала. 2. Проверить применение изученного правила на практике. |
Словесные, проблемно-поисковые | Уметь применять новое правило на практике | Умеют применять правило написания не с глаголами |
5. Закрепление новых знаний. | 1. Обеспечить закрепление уч-ся
нового правила. 2. Обеспечить закрепление изученного материала с учетом групповой работы. |
Практические | Умение работать в группе, применять правило написания частицы не с глаголом | Умеют работать в группе, применяют изученное правило |
6. Контроль и самоконтроль знаний. | 1. Диагностика понимания и
усвоения нового материала. 2. Выявление пробелов в изучении нового материала. |
Самост. работа | Уметь писать частицу не с глаголами | Знают правило написания частицы не с глаголами |
7. Рефлексия. | Учить адекватно оценивать свою работу на уроке | Словесные | Уметь правильно оценить себя на уроке | Адекватно оценивают свою работу |
8. Подведение итогов. | Развивать умение делать выводы на основе проделанной работы на уроке | Словесные | Уметь делать выводы о полученных знаниях на уроке | Делают выводы |
9. Инструктаж о домашнем задании | Обеспечить понимание способа выполнения домашнего задания | Словесные |
1. Организационный момент.
Учитель: “Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы?”.
Дети: “Да”.
2. Актуализация знаний.
Учитель: “Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду -
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады
И хлеб в полях растёт.
Какая часть речи может так о себе сказать?”
Дети: “Глагол”.
Учитель: “Что объединяет слова?”
Учитель: “Сегодня мы продолжим путешествие по острову Глаголов.
Прослушайте внимательно стихотворение и запишите глаголы, которые вам встретились в стихотворении.
Бобик, Тузик, Джек, Дружок
Сели во дворе в кружок.
Стали петь, играть, плясать,
Всех смешить и развлекать.
Дети записывают в тетрадь глаголы: сели, стали петь, играть, плясать, смешить, развлекать.
Интерактивная доска
Слайд 2–3
Самопроверка работы.
Учитель: “Почему вы выписали эти слова?”.
Дети: “Мы выписали эти слова, потому что они - глаголы”.
Учитель: “Докажите, что вы выписали глаголы”.
3. Изучение новых знаний.
Учитель: “Я вам предлагаю поиграть. Помогите при помощи приставок составить новые глаголы”.
Интерактивная доска
Слайд 4
Плыть прятать клеить
бежать
до не за
на рисовать
беседовать по дремать с
Проверка: доплыть, наклеить, сбежать, спрятать, побеседовать, нарисовать, задремать.
Учитель: “Почему не составили слова с не?
Дети: “Не не является приставкой, это частица и пишется с глаголами раздельно. Значит, сегодня мы будем изучать, как пишется частица не с глаголами”.
Интерактивная доска
Слайд 5
Учитель: “Абсолютно верно! Я хочу рассказать вам сказку.
Интерактивная доска
Слайд 6
Однажды к Острову Глаголов причалила лодочка- с ноготок величиной, и вышло из неё слово- крошка по имени НЕ. Просто НЕ. Слово называло себя частицей. Вдруг глаголы заволновались, расстроились и убежали куда-то. А в это время мимо острова пролетал добрый волшебник, он удержал одного из глаголов за руку и спросил:
- Ты куда?
- Куда-нибудь. Терпеть не могу частицу “не”! - отвечал глагол.
- За что же? – удивился волшебник.
- Как за что? Она такая маленькая, а перечеркивает все, что мы говорим. Она все отрицает! Только мы хотим сказать, что что-нибудь произошло, происходит или будет происходить, как она пытается к нам пристроиться и любое действие отменить. Мы, глаголы, оттолкнули ее от себя за это. “Не смей, - говорим, прикасаться к нам. Держись от нас подальше!”
- Так вот почему “не” с глаголами раздельно пишется! – догадался волшебник.
- Ну конечно! Если только может любой глагол без этой “не” обойтись, то обязательно дистанцию держит. И я держу”
Глагол убежал. Волшебник задумался, а потом открыл свою волшебную книгу и нашел страницу, на которой было записано правило написания частицы “не” с глаголами:
Глаголу очень нравится
Все делать очень живо…
Частица “не” - красавица,
Но как она ленива!
Интерактивная доска
Слайд 7
Глагол же, не любя безделья,
С частицей “не” пишется раздельно!
4. Усвоение новых знаний и умений.
Учитель: “Попробуем применить наше новое правило. Я вам приготовила пословицы. Прочитайте их”.
Кто (не) стыдится спрашивать, узнает многое.
Чего (не) знаешь, о том (не) говори.
Волков бояться – в лес (не) ходить.
Работа в парах.
Учитель: “С красной строки запишите любую пословицу, раскройте скобки”.
Проверка работы.
Интерактивная доска
Слайд 8–9
Учитель: “Я предлагаю вам вспомнить еще пословицы, которых есть частица не перед глаголом”.
Дети: “Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Под лежачий камень вода не течет. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь”.
Учитель: “Итак, как же пишется частица не с глаголом?”
Дети: “Частица не с глаголом пишется раздельно”.
Интерактивная доска
Слайд 10
Волить, навидеть, годовать, взлюбить, здоровится, доумевать
Учитель: “Ребята, скажите, пожалуйста, вам знакомы эти глаголы? Можно так говорить?”.
Дети: “Нет, таких глаголов нет в русском языке”.
Учитель: “Как же нам исправить ошибку?”.
Дети: “Приписать к глаголам не, записать не с глаголами слитно”.
Неволить, ненавидеть, негодовать, невзлюбить, нездоровится, недоумевать
Учитель: “Давайте я вам расскажу, что же в сказке было дальше.
Волшебнику стало интересно: всегда ли частица НЕ пишется с глаголами раздельно. Он перелистнул страницу своей волшебной книги и прочел окончание правила:
Глаголы, не любя безделья,
С частицей пишутся раздельно!
Всегда? Нет! Без сомнения,
Бывают исключения.
Интерактивная доска
Слайд 11
Бывает все же, что глагол
Совсем без “НЕ” не может!
Тогда, куда бы он ни шел, -
И “НЕ” с ним вместе тоже.
И нет глаголу воли,
Если глагол – неволить.
Не может “не” не видеть
В глаголе ненавидеть.
Дети читают правило в учебнике на странице 70.
Физкультминутка.
5. Закрепление новых знаний.
Учитель: “А сейчас поработаем в группах. Вам надо будет соединить с буквой с только те глаголы, которые с частицей не пишутся раздельно”.
Работа в группах.
Проверка работы.
Учитель: “Давайте проверим, как вы справились с работой”.
(не)звонил | (не)здоровится | |
(не)взлюбить | (не)навидеть | |
(не)узнает | (не)горели | |
(не)пойму | (не)доумеваю | |
(не)горели | (не)читает |
Интерактивная доска
Слайд 12
Учитель: “Молодцы! Вы хорошо справились с работой”.
6. Контроль и самооценка знаний.
Учитель: “А сейчас каждый из вас проверит себя. Вам надо вставить подходящие по смыслу слова и раскрыть скобки”.
Пингвины хоть и птицы, но не летают.
Людей пингвины не боятся.
Белый медведь не страшится мороза и ледяной воды.
На Луне никто не живет.
На тигра никто не охотится.
Проверка работы. Самоконтроль.
Интерактивная доска
Слайд 13
7. Рефлексия.
Учитель: “Какую учебную задачу вы решали на уроке? Удалось ли ее решить? С каким новым знанием вы уходите с урока?”
8. Подведение итогов.
9. Инструктаж о домашнем задании.
Учитель: “Домашнее задание – рабочая тетрадь, стр.32, упражнение 2, записать глаголы в два столбика, раскрывая скобки”.