Урок по теме "Правописание частицы "не" с глаголами"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы “Частица не с глаголами”.

Задачи урока.

Предметно-содержательная: формировать умение написания частицы не с глаголами.

Деятельностно-коммуникативная: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.

Ценностно-ориентационная: способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний учащихся.

Оборудование урока.

  • Интерактивная доска, презентация.
  • Раздаточный материал.
  • Учебник: С.В.Иванов, Русский язык. 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова. - М.: Вентана-Граф, 2010.
  • Рабочая тетрадь “Пиши грамотно” №1 М.И. Кузнецова.- М.: Вентана-Граф, 2009.
  • Лист самооценки.

Методы и приемы использования ИКТ.

  • Цель применения средств ИКТ: повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя.
  • Формы взаимодействия учащихся с электронным образовательным ресурсом: условно-пассивные, активные, деятельностные, частично-поисковые.

Структура урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний учащихся.
  3. Изучение новых знаний.
  4. Усвоение новых знаний.
  5. Закрепление новых знаний.
  6. Контроль и самоконтроль знаний.
  7. Рефлексия.
  8. Подведение итогов.
  9. Инструктаж о домашнем задании.

Технологическая карта урока

Этапы урока Продолжительность этапа
1. Организационный момент. 1 мин.
2. Актуализация знаний учащихся. 5 мин.
3. Изучение новых знаний. 7 мин.
4.Усвоение новых знаний. 8 мин
5. Закрепление новых знаний. 5 мин.
6. Контроль и самоконтроль знаний. 5 мин.
7. Рефлексия. 3 мин.
8. Подведение итогов. 3 мин.
9. Инструктаж о домашнем задании. 1 мин.

Ход урока

Этап урока Задачи этапа Формы и методы Планируемый результат Результативность этапа
1. Орг-й момент 1. Психологически подготовить учащихся к общению на уроке.

2. Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке.

Словесный Кратковремен-ность этапа Быстрое включение учащихся в деловой ритм
2. Актуализация знаний 1. Обеспечить мотивацию учащихся.

2.Формулирование темы урока.

Частично-поисковые Формулирование учащимися темы и цели урока Учащиеся формулируют тему и цель урока
3 .Изучение новых знаний 1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала.

2. Обобщение новых знаний по теме.

Частично-поисковые, словесные Уметь правильно писать частицу не с глаголами Знают правило написания не с глаголами
4. Усвоение новых знаний 1. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала.

2. Проверить применение изученного правила на практике.

Словесные, проблемно-поисковые Уметь применять новое правило на практике Умеют применять правило написания не с глаголами
5. Закрепление новых знаний. 1. Обеспечить закрепление уч-ся нового правила.

2. Обеспечить закрепление изученного материала с учетом групповой работы.

Практические Умение работать в группе, применять правило написания частицы не с глаголом Умеют работать в группе, применяют изученное правило
6. Контроль и самоконтроль знаний. 1. Диагностика понимания и усвоения нового материала.

2. Выявление пробелов в изучении нового материала.

Самост. работа Уметь писать частицу не с глаголами Знают правило написания частицы не с глаголами
7. Рефлексия. Учить адекватно оценивать свою работу на уроке Словесные Уметь правильно оценить себя на уроке Адекватно оценивают свою работу
8. Подведение итогов. Развивать умение делать выводы на основе проделанной работы на уроке Словесные Уметь делать выводы о полученных знаниях на уроке Делают выводы
9. Инструктаж о домашнем задании Обеспечить понимание способа выполнения домашнего задания Словесные    

1. Организационный момент.

Учитель: “Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы?”.

Дети: “Да”.

2. Актуализация знаний.

Учитель: “Что без меня предметы?

Лишь названья.
А я приду -
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады
И хлеб в полях растёт.

Какая часть речи может так о себе сказать?”

Дети: “Глагол”.

Учитель: “Что объединяет слова?”

Учитель: “Сегодня мы продолжим путешествие по острову Глаголов.

Прослушайте внимательно стихотворение и запишите глаголы, которые вам встретились в стихотворении.

Бобик, Тузик, Джек, Дружок
Сели во дворе в кружок.
Стали петь, играть, плясать,
Всех смешить и развлекать.

Дети записывают в тетрадь глаголы: сели, стали петь, играть, плясать, смешить, развлекать.

Интерактивная доска

Слайд 2–3

Самопроверка работы.

Учитель: “Почему вы выписали эти слова?”.

Дети: “Мы выписали эти слова, потому что они - глаголы”.

Учитель: “Докажите, что вы выписали глаголы”.

3. Изучение новых знаний.

Учитель: “Я вам предлагаю поиграть. Помогите при помощи приставок составить новые глаголы”.

Интерактивная доска

Слайд 4

Плыть прятать клеить

бежать

до не за

на рисовать

беседовать по дремать с

Проверка: доплыть, наклеить, сбежать, спрятать, побеседовать, нарисовать, задремать.

Учитель: “Почему не составили слова с не?

Дети: “Не не является приставкой, это частица и пишется с глаголами раздельно. Значит, сегодня мы будем изучать, как пишется частица не с глаголами”.

Интерактивная доска

Слайд 5

Учитель: “Абсолютно верно! Я хочу рассказать вам сказку.

Интерактивная доска

Слайд 6

Однажды к Острову Глаголов причалила лодочка- с ноготок величиной, и вышло из неё слово- крошка по имени НЕ. Просто НЕ. Слово называло себя частицей. Вдруг глаголы заволновались, расстроились и убежали куда-то. А в это время мимо острова пролетал добрый волшебник, он удержал одного из глаголов за руку и спросил:

- Ты куда?

- Куда-нибудь. Терпеть не могу частицу “не”! - отвечал глагол.

- За что же? – удивился волшебник.

- Как за что? Она такая маленькая, а перечеркивает все, что мы говорим. Она все отрицает! Только мы хотим сказать, что что-нибудь произошло, происходит или будет происходить, как она пытается к нам пристроиться и любое действие отменить. Мы, глаголы, оттолкнули ее от себя за это. “Не смей, - говорим, прикасаться к нам. Держись от нас подальше!”

- Так вот почему “не” с глаголами раздельно пишется! – догадался волшебник.

- Ну конечно! Если только может любой глагол без этой “не” обойтись, то обязательно дистанцию держит. И я держу”

Глагол убежал. Волшебник задумался, а потом открыл свою волшебную книгу и нашел страницу, на которой было записано правило написания частицы “не” с глаголами:

Глаголу очень нравится
Все делать очень живо…
Частица “не” - красавица,
Но как она ленива!

Интерактивная доска

Слайд 7

Глагол же, не любя безделья,
С частицей “не” пишется раздельно!

4. Усвоение новых знаний и умений.

Учитель: “Попробуем применить наше новое правило. Я вам приготовила пословицы. Прочитайте их”.

Кто (не) стыдится спрашивать, узнает многое.

Чего (не) знаешь, о том (не) говори.

Волков бояться – в лес (не) ходить.

Работа в парах.

Учитель: “С красной строки запишите любую пословицу, раскройте скобки”.

Проверка работы.

Интерактивная доска

Слайд 8–9

Учитель: “Я предлагаю вам вспомнить еще пословицы, которых есть частица не перед глаголом”.

Дети: “Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Под лежачий камень вода не течет. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь”.

Учитель: “Итак, как же пишется частица не с глаголом?”

Дети: “Частица не с глаголом пишется раздельно”.

Интерактивная доска

Слайд 10

Волить, навидеть, годовать, взлюбить, здоровится, доумевать

Учитель: “Ребята, скажите, пожалуйста, вам знакомы эти глаголы? Можно так говорить?”.

Дети: “Нет, таких глаголов нет в русском языке”.

Учитель: “Как же нам исправить ошибку?”.

Дети: “Приписать к глаголам не, записать не с глаголами слитно”.

Неволить, ненавидеть, негодовать, невзлюбить, нездоровится, недоумевать

Учитель: “Давайте я вам расскажу, что же в сказке было дальше.

Волшебнику стало интересно: всегда ли частица НЕ пишется с глаголами раздельно. Он перелистнул страницу своей волшебной книги и прочел окончание правила:

Глаголы, не любя безделья,
С частицей пишутся раздельно!
Всегда? Нет! Без сомнения,
Бывают исключения.

Интерактивная доска

Слайд 11

Бывает все же, что глагол
Совсем без “НЕ” не может!
Тогда, куда бы он ни шел, -
И “НЕ” с ним вместе тоже.

И нет глаголу воли,
Если глагол – неволить.
Не может “не” не видеть
В глаголе ненавидеть.

Дети читают правило в учебнике на странице 70.

Физкультминутка.

5. Закрепление новых знаний.

Учитель: “А сейчас поработаем в группах. Вам надо будет соединить с буквой с только те глаголы, которые с частицей не пишутся раздельно”.

Работа в группах.

Проверка работы.

Учитель: “Давайте проверим, как вы справились с работой”.

(не)звонил   (не)здоровится
(не)взлюбить   (не)навидеть
(не)узнает   (не)горели
(не)пойму   (не)доумеваю
(не)горели   (не)читает

Интерактивная доска

Слайд 12

Учитель: “Молодцы! Вы хорошо справились с работой”.

6. Контроль и самооценка знаний.

Учитель: “А сейчас каждый из вас проверит себя. Вам надо вставить подходящие по смыслу слова и раскрыть скобки”.

Пингвины хоть и птицы, но не летают.

Людей пингвины не боятся.

Белый медведь не страшится мороза и ледяной воды.

На Луне никто не живет.

На тигра никто не охотится.

Проверка работы. Самоконтроль.

Интерактивная доска

Слайд 13

7. Рефлексия.

Учитель: “Какую учебную задачу вы решали на уроке? Удалось ли ее решить? С каким новым знанием вы уходите с урока?”

8. Подведение итогов.

9. Инструктаж о домашнем задании.

Учитель: “Домашнее задание – рабочая тетрадь, стр.32, упражнение 2, записать глаголы в два столбика, раскрывая скобки”.