Задачи:
- Познакомить
I. Организационный момент
II. Тема, цели урока
– Сегодня на уроке вы узнаете о правописании -тся, -ться в глаголах. Но сначала повторим пройденный материал. Отгадайте кроссворд.
- Этот знак препинания ставиться внутри сложного предложения.
- Изменение слов по лицам и числам.
- Что нужно определить, чтобы правильно написать окончание существительного любого склонения?
- Это поможет верно написать падежное окончание прилагательного?
- Так называют неопределенную форму глагола.
- Изменение слов по падежам.
- Флексия.
– Какое слово у нас получилось по вертикали? (Правило.
III. Изучение нового материала
– Прослушайте урок радио-няни и ответьте на вопрос: когда в глаголах на
-тся нужно писать ь, а когда – нет?
– Прочитайте правило в учебнике.
IV. Закрепление нового материала
– Запись под диктовку с комментированием.
Пора возвращаться. Он возвращается. Полезно купаться. Они купаются.
Она торопится. Не надо торопиться. Нужно бороться. Надо собираться.
V. Физкультминутка
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На «четыре» – полетела.
VI. Работа по карточкам
– Я буду читать предложения, а вы будете поднимать карточки с -тся и -ться.
Вова купается. Завтра он тоже будет купаться. Класс готовится к празднику. К празднику нужно готовиться. Девочки шепчутся.
Шептаться на уроке нельзя. Миша любит заниматься физкультурой. Занимается он с удовольствием.
– В каких же глаголах с -тся нужно писать ь, в каких – нет?
VII. Работа у доски
– Образовать от глаголов 2-лица глаголы 3-лица единственного числа и глаголы неопределенной формы:
Радуешься –
Смеешься –
Трудишься –
Учишься –
Стараешься –
VIII. Работа по карточкам (по вариантам)
– Выполнить синтаксический разбор предложения:
Местность кругом нам очень нравится.
– Вставить пропущенные буквы, прочитать выразительно стихотворение Н. Рыленкова всему классу:
На доброе слово
Не надо скупит-ся
Сказать это слово –
Что дать нам напит-ся.
Со словом обидным
Нельзя торопит-ся,
Чтоб завтра себя самого не стыдит-ся.
IX. Итог урока
– С каким правилом правописания познакомились сегодня на уроке?
Х. Домашнее задание
Стр. 147, упр. 251, выучить правило.