Правописание -тся, -ться в глаголах. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Задачи:

  • Познакомить с правилом правописания глаголов с -тся, -ться.
  • Развивать монологическую речь, память, орфографическую зоркость обучающихся.
  • Воспитывать внимательность и аккуратность.

I. Организационный момент

II. Тема, цели урока

– Сегодня на уроке вы узнаете о правописании -тся, -ться в глаголах. Но сначала повторим пройденный материал. Отгадайте кроссворд.

  1. Этот знак препинания ставиться внутри сложного предложения.
  2. Изменение слов по лицам и числам.
  3. Что нужно определить, чтобы правильно написать окончание существительного любого склонения?
  4. Это поможет верно написать падежное окончание прилагательного?
  5. Так называют неопределенную форму глагола.
  6. Изменение слов по падежам.
  7. Флексия.

– Какое слово у нас получилось по вертикали? (Правило.

III. Изучение нового материала

– Прослушайте урок радио-няни и ответьте на вопрос: когда в глаголах на -тся нужно писать ь, а когда – нет?
– Прочитайте правило в учебнике.

IV. Закрепление нового материала

– Запись под диктовку с комментированием.

Пора возвращаться. Он возвращается. Полезно купаться. Они купаются.
Она торопится. Не надо торопиться. Нужно бороться. Надо собираться.

V. Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На «четыре» – полетела.

VI. Работа по карточкам

– Я буду читать предложения, а вы будете поднимать карточки с -тся и -ться.

Вова купается. Завтра он тоже будет купаться. Класс готовится к празднику. К празднику нужно готовиться. Девочки шепчутся.
Шептаться на уроке нельзя. Миша любит заниматься физкультурой. Занимается он с удовольствием.

– В каких же глаголах с -тся нужно писать ь, в каких – нет?

VII. Работа у доски

– Образовать от глаголов 2-лица глаголы 3-лица единственного числа и глаголы неопределенной формы:

Радуешься –
Смеешься –
Трудишься –
Учишься –
Стараешься –

VIII. Работа по карточкам (по вариантам)

– Выполнить синтаксический разбор предложения:

Местность кругом нам очень нравится.

– Вставить пропущенные буквы, прочитать выразительно стихотворение Н. Рыленкова всему классу:

На доброе слово
Не надо скупит-ся
Сказать это слово –
Что дать нам напит-ся.
Со словом обидным
Нельзя торопит-ся,
Чтоб завтра себя самого не стыдит-ся.

IX. Итог урока

– С каким правилом правописания познакомились сегодня на уроке?

Х. Домашнее задание

Стр. 147, упр. 251, выучить правило.