Литературно-музыкальный вечер на тему "Календарно-обрядовые песни"

Разделы: Внеклассная работа


Ход мероприятия

Ведущий 1. Календарные обряды ведут своё начало из глубокой древности. До наших дней уцелело очень немногое. Календарный обряд – неотъемлемая часть народного празднества, это установленные традицией символические действия, имеющие магический смысл. Народные празднества у большинства народов связаны с хозяйственной деятельностью и приурочены к временам года. Песни, сопровождающие праздничный обряд, по мысли наших предков, оказывали влияние на плодородие земли, и на благополучие семьи, и на здоровье скота. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат. Следует различать характер обрядовой песни: песни величальные, корильные, заклинательные, ритуальные, игровые, лирические. Это жанры обрядовой песенной поэзии.

Ведущий 2. Русские учёные И. Сахаров и Е.Аничков разделили календарные обряды на 4 цикла: зимний, весенний, летний и осенний.

Зимние календарные обряды у русских.

Ведущий 1. Рождественско-новогодние праздники начинались колядованием. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок-песен, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия. Началу года придавалось особенное значение: как встретишь Новый год, таков он и будет. Весёлые, коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.

Коляда, коляда!
Подавай пирога,
Блин да лепёшку
В заднее окошко!

Новый год пришёл,
Старый угнал, Себя показал!
Ходи, народ,
Солнышко встречать,
Мороз прогонять

Ведущий 2. Коляда – первоначально производили от «коло» – колесо (напоминает форму солнца) – от колоды, которую зажигают в эти дни. Но позже было установлено, что слово имеет нерусское происхождение. От лат. Calendae – в Древнем Риме 1-й день месяца. Христианское название коляды – святки.

Стук в дверь. Пение колядок.

Уж кафтан-то короток, а я весь передрог,
У нас торбасы тоненьки, у нас ножки зябнут,
У нас перчаточки тоненьки, у нас ручки зябнут,
Уж как шапочки голеньки, у нас темечко зябнет.
Коляда, коляда, отпирай ворота!
Не отворишь ворота – подавай пирога.

Поющие (ряженые) входят в «дом».

Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
На Новый год, на ново счастье
Уродись пшеничка, горох, чечевичка!
На поле – копнами,
На столе – пирогами!
С Новым годом,
С Новым счастьем, хозяин, хозяюшка!

Ведущий 1. Колядование у европейцев тоже составляло центральное действо святочно-новогоднего ритуала, сопровождалось собиранием даров (обрядовых хлебов и печенья в виде фигурок животных), исполнением заклинательных, величальных песен. «Колядники разносили зелёные ветки, били ими хозяев, зелёной ветвью старались разворошить горящие в очаге угли, совершали обряд «посевания», то есть обсыпали зерном, орехами, фасолью, сушёными фруктами хозяина дома, домашнюю скотину, птицу или рассыпали всё это добро по дому».

Гадание.

Ведущий 2. В эти дни, когда солнце начинало свой годичный путь, когда начинался новый год в природе, а, значит, и в жизни человека, связанного с землёй, естественно было задуматься, каким он будет, что он принесёт природе и человеку. И кроме колядования происходило ещё одно магическое действо – гадание.

Оно сопровождалось пением подблюдных песен:

Секи, мати, капустку, пеки пироги.
Свят вечер. Свят вечер.
К тебе, мати, гости, ко мне женихи.
К тебе, мати, в лаптях, ко мне – в сапогах.
Кому мы поём, тому с добром.
Тому сбудется и не минуется.

Масленичные песни.

Ведущий 1. Масленица праздновалась на последней неделе перед Великим постом. Она отличалась весельем, гостеприимством и обильным застольем. Название праздника масленица появилось у русских потому, что в это время очень много масленой пищи, «блинов масленых». Проводам Зимы и встрече Весны придавалось важное значение. Было убеждение, что не потешить Масленицу – значит «жить в горькой беде и жизнь худо кончить». Зажигались костры на высоком месте (на горке, на возвышенности), потому что стремились приблизить огонь к Солнцу, тем самым ускорить наступление долгожданной весны. Сжигали солому (отслужившую), то есть возвращали земле, чтобы возродилась и принесла плоды.

Как на Масленой неделе
Со стола блины летели,
И сыр и творог –
Всё летело под порог!
Как на масленой неделе
Из печи блины летели.
Весело было нам,
Весело было нам!
Прошла Маслёна,
Кончилось гулянье,
Идём теперь на отдыханье!

Угощение блинами.

Ведущий 2. У европейцев русской масленице соответствует Карнавал.

Весенние песни.

Ведущий 1. Обряды, связанные со встречей весны, сопровождались пением так называемых веснянок. Их не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши. Кликанья сопровождались обрядами с птичками, выпеченными из теста. Птичек подкидывали с высокого места или прикрепляли к шесту, крыше на нитке, чтобы они «летали» на ветру.

Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью, со льном высоким,
С конем глубоким,
С хлебами обильными.

Летние песни.

Ведущий 2. Широко отмечался такой летний праздник, как Троица. Этот праздник был связан с расцветающей, входящей в силу природой.

На Троицу дома украшали берёзками, с берёзками ходили по деревне. Из берёзовых веток с листьями плели венки, на которых гадали. Гадания и хороводы сопровождались песнями.

Ребята водят хоровод и исполняют «Во поле берёзонька стояла»

Осенние песни.

Ведущий 1. Последний календарно-обрядовый цикл был связан со сбором урожая. Обряды эти совершали в тот день, когда заканчивали уборку хлеба. Окончив жатву, обычно «завивали бороду», то есть завязывали последнюю горсть стеблей веночком, чтобы сила земли не скудела. После этого катались по жатве, чтобы восстановить силы, потерянные в дни страды. Потом с последним снопом, распевая песни, торжественно шли домой.

Жали мы, жали,
Жали-пожинали,-
Жнеи молодые,
Серпы золотые,
Нива долговая,
Постать широкая;
По месяцу жали,
Серпы поломали.
В краю не бывали.
Людей не видали.

Ведущий 2. Обрядовые песни – это песни, которые исполнялись во время самых разных обрядов и являлись необходимой их частью.