Цель:
- Сформировать представление о ведущих отраслях топливной промышленности (нефтяной, газовой, угольной); о размещении месторождений нефти, угля, газа.
- Познакомить учащихся с экономическими и экологическими проблемами.
- Развивать умение логически мыслить, развивать речь, работать со статистическими материалами, по карте.
Оборудование: Картина «Нефть и продукты ее переработки», «Топливная промышленность России» интерактивное наглядное пособие.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивационно-ориентировочный аспект
Учитель. Наша огромная страна расположена в умеренном климатическом
поясе с холодной сибирской зимой. Чтобы выжить в таких климатических условиях, о
чем людям нужно позаботиться?
О чем пойдет речь на уроке?
Дети. О топливе.
Учитель. Вернее о топливной промышленности. А что именно о топливной промышленности нам предстоит узнать сегодня?
Учитель совместно с учащимися определяет целевые ориентиры учебного занятия.
- Виды топлива?
- Где размещены основные бассейны?
- Как добывают нефть, газ, уголь?
- Существуют ли экологические и экономические проблемы?
3. Изучение нового материала
Словарная работа.
Себестоимость (учащиеся самостоятельно пользуясь текстом учебника записывают в
тетрадь)
Работа по карте:
Какую информацию можно получить из этой карты? (учащиеся пользуясь легендой карты называют, что можно определить, угольные бассейны, нефтяные базы, НПЗ, нефтепроводы и др.)
Сегодня нам с вами предстоит определить с одной стороны особенности основных отраслей топливной промышленности, а с другой – проблемы экологического и экономического характера.
Остановимся подробнее на нефтяной промышленности.
- нефтяные базы
- какие месторождения
- НПЗ
- особенности нефтяной промышленности
- транспортировка нефти
- экономические и экологические проблемы
(учащиеся отвечают пользуясь картой, учитель дополняет ответы учащихся)
Обратимся к диску.
- Рассмотрим пользуясь интерактивным пособием добычу нефти на шельфе Баренцева моря.
- Добычу нефти и газа в Тюменской области.
- Ханты-Мансийский район.
- Газопровод на Ямале.
- Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ)
Газовая промышленность.
Назвать пользуясь картой атласа:
- основные базы и месторождения;
- каковы особенности газовой промышленности;
- транспортировка газа
- экономические и экологические проблемы в этой отрасли
(учащиеся отвечают пользуясь картой, учитель дополняет ответы учащихся).
Остановимся подробнее на угольной промышленности.
- назовем пользуясь картой атласа бассейны каменного и бурого угля.
- особенности угольной промышленности
- экономические и экологические проблемы.
(учащиеся отвечают пользуясь картой, учитель дополняет ответы учащихся).
Обратимся к диску.
- Рассмотрим пользуясь интерактивным наглядным пособием бассейны каменного и бурого угля .
- Каменный уголь.
- Бурый уголь.
- Карьер по добыче каменного угля в Кемеровской области.
- Канско-Ачинский угольный бассейн.
А есть ли экономические и экологические проблемы в этой отрасли в нашей местности? (Учащиеся приводят примеры обеспеченности топливом нашей местности, транспортировку топлива, высокие цены на него, пути решения этой проблемы, предлагают альтернативные источники энергии и др.)
4. Практическая работа
Характеристика двух угольных бассейнов на основании статистических материалов, карт и текста учебника.
1. План характеристики
– Географическое положение.
– Экономические и экологические проблемы.
– Перспективы развития
2. Заполнить таблицу
(с целью экономии времени таблицу распечатываю и раздаю каждому ученику, они вклеивают ее в тетрадь)
Бассейн | Обще геологические запасы | Каменный или бурый | Средняя глубина добычи,м | Средняя мощность пластов,м | Калорийность угля, тыс.ккал/кг |
Добыча млн.т. |
Затраты на добычу 1т у.т. |
Направления перевозок. |
Кузнецкий | ||||||||
Печорский |
Домашнее задание
Параграф19, нанести на к/к базы нефтяной и бассейны угольной промышленности.
Итог урока
Обратимся к целям урока:
Какие виды топлива узнали?
Экономические и экологические проблемы?
Что запомнилось больше всего?
К чему не остались равнодушными?
Оценки за урок.
Список литературы:
- География России. Население и хозяйство. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.П.Дронов, в.Я.Ром. – М. :Дрофа, 2011.
- Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России. 9кл, Е.А.Жижина. – М.: ВАКО, 2009.
- «Топливная промышленность России» интерактивное наглядное пособие.