Подготовка к написанию сочинения по картине К.Ф. Юона "Мартовское солнце"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Обучающая: организовать деятельность учащихся по подготовке к написанию сочинения по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце»; создать условия для учащихся пользоваться определёнными группами слов (прилагательными), научить точно, правдиво и ярко описывать предметы с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний; помочь овладеть навыками описания изображённого на картине; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль высказывания; формировать навыки самоконтроля; предупреждать речевые недочёты и грамматические ошибки в работах;
  • Развивающая: способствовать обучению школьников сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях, развивая чувство прекрасного, внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;
  • Воспитывающая: в процессе взаимодействия дать возможность проявить самостоятельность, творческую активность через эстетическое восприятие произведений искусства, воспитывая чувство красоты, любовь к природе, интерес к устному народному творчеству, живописи, музыке.

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала (урок развития речи)

Форма проведения: урок-путешествие

Оборудование урока: репродукции картин К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», «Весенний солнечный день», «Волшебница зима»; диск с записью пьесы П. И. Чайковского «Март. Песня жаворонка», стихотворением Плещеева «Весна»

Ход урока

1. Организационный этап

Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работать с вами! Сегодня мы будем с вами путешествовать.

Вчера я слышала далёкий крик журавлей.
И дико и легко
Он прозвенел над тихими полями…
Путь добрый! Им не жаль нас покидать:
И новая цветущая природа.
И новая весна их ожидает
За синими, за тёплыми морями,
А к нам пришла угрюмая зима.
(И.Бунин)

А эпиграфом нашего урока-путешествия станут строки Н. Брауна:

Мне русская речь – как музыка:
В ней слово звучит, поёт,
В ней дышит душою русскою
Создатель её – народ,
И я в эту речь ныряю, как в речку,
И там, со дна, сокровища добываю,
В которых поёт весна.

Ребята, обратите внимание на маршрут нашего путешествия и первая остановка– станция «Весна».

2. Этап проверки домашнего задания. Станция «Весна»

Турнир знатоков весны.

Вспомните пословицы, поговорки, загадки о весне. Какие стихотворения о весне вы знаете?

Загадки

Прилетела пава,
Села на лаву,
Распустила перья
Для всякого зелья. (Весна.)

Была белая да седая,
Пришла зелёная, молодая. (Зима и весна.)

Пословицы и поговорки

  • Весна днём красна.
  • Апрель с водой, а май с травой.
  • В марте курица из лужицы напьётся.
  • Весна да осень – на дню погод восемь.
  • Весна – зажги снега, заиграй овражки.
  • Весна красна цветами, а осень пирогами.
  • Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами.

Стихотворения.

Учащиеся читают стихи Ф.И. Тютчева «Зима не даром злится…», «Ещё земли печален вид…», А.Н. М айкова «Ласточка примчалась из-за бела моря…»

3. Этап подготовки к изучению нового материала. Станция «Картинная галерея

Закройте глаза… (Звучит стихотворение Плещеева «Весна» в музыкальном оформлении)

– Как вы думаете, где мы сейчас оказались? (В картинной галерее)

– А как вы думаете, какова же тема нашего урока? (Знакомство с творчеством какого-то художника, описание одной из его картин.)

– Действительно, тема нашего урока «Подготовка к сочинению по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце».

– Ребята, как вы думаете, какова цель нашего урока? (Научиться точно, правдиво и ярко описывать картину, использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях, не делать речевые недочёты и грамматические ошибки в работах)

Вступительное слово учителя и беседа с учащимися.

– Сегодня, ребята, в нашей картинной галерее мы познакомимся с творчеством замечательного русского художника, создателя глубоко национальных образов русской природы Константина Фёдоровича Юона.

Слово искусствоведу.

О художнике К. Ф. Юоне
Константин Федорович Юон (1875–1958) прожил долгую и внешне вполне благополучную жизнь. Он был счастлив в семье, признан в творческой среде. Это художник многогранного дарования – живописец, график, театральный декоратор, педагог, искусствовед, художественный критик, публицист.

Юон, как говорят, «родом из детства» – его жизнь представляла собой развитие заложенных, усвоенных в детском и отроческом возрасте творческих возможностей.

По происхождению он связан со Швейцарией – его род в этой стране прослеживается от XIV века, поэтому будущий художник, который родился в 1875 г., имеет двойное имя – Константин-Николай. Жизнь большой семьи (Константин был четвертым из одиннадцати детей) протекала, как и во многих интеллигентных московских семьях: домашние концерты, детские спектакли, постановки «живых картин». Все дети любили музыку и увлекались ею. Рисование, архитектурные памятники, театр – особые пристрастия Константина Юона.

Закончив реальное училище, Юон продолжил учебу в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учителей были В. Серов, К. Коровин, И. Левитан.

Константин Федорович Юон много путешествовал, черпая в поездках впечатления и сюжеты. Бывая в старинных русских городах, он проникался их духом и красотой, воплощал образы национальной культуры на своих полотнах. Художник был увлечен суетой жизни, ее неугомонным кипением. Его привлекали места многолюдные – площади, монастыри, берега рек. Слитный гул базаров, гуляний, праздников передан на его картинах множественностью фигур, красочной пестротой одежд. В селе Лигачеве под Москвой, Юон купил участок земли на окраине, построил мастерскую не по деревенски большими, сдвоенными окнами, со временем обросшую пристройками, и провел там пятьдесят наполненных творчеством лет.

«Счастье художника-живописца, лучшее его счастье всегда живет рядом с ним и вокруг него», писал Юон. И до конца своих дней он жил с желанием дарить это счастье другим. Его работы по-настоящему удивляют свежестью взгляда и живописным темпераментом, говорят о неувядающей наблюдательности, ярком эмоциональном восприятии природы.

Художник очень любил среднерусскую природу, поэтому его полотна отличаются поэтичностью и жизнерадостностью. Но больше всего Юон любил изображать конец зимы, начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна. Нежное голубое небо, голубовато-розовый снег, яркое весеннее солнце, сказочно-волшебное убранство зимнего леса – всё это предстаёт на полотнах К. Ф. Юона. Его картины «Русская зима», «Весенний солнечный день», «Конец зимы. Полдень» создают праздничное, жизнерадостное настроение. Всмотритесь в эти картины.

– В чём же счастье художника? «Счастье художника-живописца, лучшее его счастье всегда живет рядом с ним и вокруг него» – запишите в тетрадь.

– Мы продолжаем работу над описанием. Будем строить свою работу на материале пейзажа – по картине Юона «Мартовское солнце».

Вопросы классу:

  • Как строится описание?
  • Каковы задачи художественного описания?

Конкретность описания, передача авторского отношения к предметам описания, эмоциональность и образность языка. Своеобразие описания по картине заключается в том, что необходимо понять замысел художника, уяснить, как художнику удалось воплотить этот замысел (своеобразие композиции картины, краски, освещение), и передать своё отношение к пейзажу на картине, те чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает у вас.

Чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным, какие художественные средства надо использовать? (Сравнения, метафоры, эпитеты, слова в переносном значении.)

– А какая часть речи помогает вам точно и ярко описать признаки предметов? (Имя прилагательное.)

4. Этап изучения нового материала

I. Беседа по картине (работа в парах)

1. Рассмотрим картину К.Ф. Юона «Мартовское солнце».

– Каково общее впечатление от пейзажа, грустное или радостное?
– Какие чувства, желания рождает пейзаж?
– Приходилось ли вам наблюдать нечто подобное?

Неподвижно стояли деревья.
И избы белели во мгле.
И казалась мне эта деревня
Чем-то самым святым на земле. (Н.Рубцов)

– Каков, по-вашему, замысел художника? О чём эта картина?
– Почему она названа «Мартовское солнце»?
– Как рисунок переднего плана раскрывает основную мысль художника?
– Какова роль освещения на переднем плане?
– Что, по-вашему, больше всего нравится художнику на переднем плане?

II задание.

Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна.

Разве снег, с высот летящий,
На леса, поля и чащи,
Разве он, как мёртвый мел,

Только бел, бел, бел?
Весь игольчатый с мороза,
На заре он нежно-розов,
Он вдали, в тени, в низине
Голубой и даже синий!

– Ребята, а как выглядит снег на переднем плане картины Юона?
– А можно сказать, что снег перламутровый? Обратимся за помощью к лингвисту.

Словарь:

  • Перламутровый – серебристо-розовый, напоминающий окраску перламутра
  • Перламутр – твёрдый внутренний слой раковин некоторых моллюсков

– Ребята, каким изобразил художник небо?
– Обратите внимание на фон неба. Какого он цвета? (Фон неба лазурный.)

Словарь: лазурь – светло-синий цвет.

– Составьте предложение.

На лазурном фоне неба раскинулись ветви деревьев. (Сравните: Грабарь «Февральская лазурь»)

– Можно ли рассматривать картину как жанровую сценку?
– Что же хотел передать художник зрителю?

III. Прослушивание музыкальной пьесы. Станция «Концертный зал»

– Богатством красок и звуков весна привлекла и замечательного художника К. Ф. Юона, и великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 г. написал «Времена года» – альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес, одну из которых вы сейчас услышите, побывав в концертном зале. Это «Март. Песня жаворонка».

После небольшой паузы класс отвечает на вопросы:

  1. Что представляете вы, когда слышите эту музыку? (Сияние солнца, бегущие ручьи, таяние сосулек.)
  2. Как звучит мелодия в музыке П. Чайковского? (И грустно, и радостно, как будто зима не хочет уступить весне.)
  3. Понравилась ли вам эта музыка и чем? (Живая, волнующая душу.)
  4. Что общего между картиной Юона и музыкальной пьесой Чайковского? (Чайковский передал в звуках то же, что Юон красками, – пробуждение природы, наступление весны.)

5. Этап проверки первичного усвоения

1. Речевая подготовка.

– Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов.

Задание 1. Подберём синонимы к словам. (Работа в группах)

Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист. Картина – полотно, репродукция. (Картина) чудесная – замечательная, прекрасная. Создаёт – пишет (но не описывает и не рисует). Блестит – искрится, сияет, сверкает. (Небо) голубое – лазоревое, светло-синее, лазурное. (Берёзки) стройные – статные. (Настроение) праздничное – доброе, жизнерадостное.

Задание 2.

Можно ли при описании картины воспользоваться следующими образами? Объясните, почему нельзя? Доказать или опровергнуть.

Снег, как цветной ковёр; белоснежный ковёр.

Задание 3.

Укажите, в каких случаях будет уместно использовать переносный смысл, ввести олицетворение? (Снег играет, солнце льёт свет, задумчивые берёзки, суровая зима...)

Постарайтесь использовать разные средства, чтобы сделать своё описание образным, выразительным.

Физкультминутка.

6. Этап закрепления пройденного материала

1. Чтение текст и стилистическая правка. Совершенствование написанного. (Работа в группах)

Обращаем внимание на то, что текст очень обедняет картину. Это объясняет тем, что в нём почти нет прилагательных, которые указывают на признаки изображённых предметов. Но данное описание картины можно сделать более полным и ярким, если обогатить текст определёнными словами, называющими признаки изображённых предметов и действий. Ваша задача – распространить текст за счёт определений (прилагательных), но так, чтобы употреблённые слова соответствовали изображённому на картине, чтобы определения были яркими, образными и выразительными.

К.Ф. Юон больше всего любил изображать на своих полотнах (русскую весеннюю) природу. Наступлению весны он посвятил картину «Мартовское солнце», на которой изображён (предвесенний) пейзаж. Художник выбрал (праздничное) сочетание красок, чтобы передать (весеннее, праздничное) настроение, царящее в природе.

(Зимний солнечный) день. Воздух (тихий, тёплый, прозрачный, голубой). Небо нежное, всё светится, переливается (розовым, голубоватым). На картине не изображено солнце, но мы чувствуем (золотистый, солнечный) свет на (тонких, стройных, статных, белоствольных, задумчивых) берёзках, на брёвнах (деревенских) изб. Стволы (высоких) тополей окрасило (золотистым) цветом. Они выделяются на (ярко-голубом) фоне неба. Но более всего на переднем плане картины нас привлекает снег. Он как бы впитал в себя все краски неба и отсвечивает перламутровыми оттенками (розового, голубого, зелёного, бирюзового, лазоревого), как морская раковина.

(Утреннее) солнце слепит глаза. Фигуры людей на лошадях вписываются в (весенний) пейзаж, придают ему дополнительный смысл. Можно рассматривать картину как жанровую сценку. Весело ехать по (последнему) снегу на лошадях! Всё радуется весне: и деревья, раскинувшие ветви на (лазурном) фоне неба, и животные, и люди. Обращают на себя внимание детали, подчеркивающие начало весны: (осевший) снег, испещрённый следами, (лёгкие, сиреневые) облака, (свободные) позы всадников, тени на (лазоревом) снегу.

Всем нравится эта (чудесная, замечательная, прекрасная) картина. Она создаёт (весеннее, праздничное) настроение. Художник хорошо показал конец (долгой, суровой) зимы.

– Какой вывод вы можете теперь сделать?

– Как и почему изменился текст? (Делается вывод о значении имён прилагательных в нашей речи.)

Далее весь класс привлекается к обсуждению прочитанных вариантов. Учащиеся отмечают неудачные вставки, предлагают свои, более точные и выразительные определения.

7. Этап информации о домашнем задании (по выбору учащихся)

  1. Написать сочинение описание по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце».
  2. Написать сочинение-миниатюру «Весна», навеянное картиной К.Ф.Юона «Мартовское солнце»
  3. Написать сочинение эссе (прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему) по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце», опираясь на слова художника «Счастье художника-живописца, лучшее его счастье всегда живет рядом с ним и вокруг него»

8. Этап подведения итогов урока

Как вы думаете, почему строки Н.Брауна стали эпиграфом нашего урока?

9. Этап рефлексии. (Огонёк общения)