Цели.
Обучающие:
- обобщить знания детей о правописании окончаний имён прилагательных мужскогои среднего рода в именительном, винительном, родительном, творительном и предложном падежах;
- повторить синтаксический разбор предложения;
- повторить слова с безударными гласными с изученными орфограммами.
Развивающие:
- развивать речь учащихся (развивать умение правильно употреблять слова, составлять предложения).
Воспитывающие:
- формировать интерес к русскому языку; любовь к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование: изображение деревьев, птиц, животных; изображение тучки, солнца; изображение бревна с набором слов; карточки с заданиями.
Ход урока
Организационный момент
Сообщение целей урока.
- Здравствуйте! Я очень рада встретиться с вами. Сегодня мы отправляемся путешествовать в сказочный зимний лес, во время которого повторим всё, что изучили о прилагательном и о склонении прилагательных мужского и среднего рода и поговорим о жителях леса.
- Я предлагаю отправиться в путешествие в сказочный зимний лес. Ну что же, в путь! А мы не посмотрели на погоду. Как вы думаете, а в какой день лучше отправиться в лес? (Ответы детей)
- Представьте себе, что вы вышли на улицу и увидели… (изображение тучки). Какая неприятность! А что зимой обычно падает из тучки? (На доске появляются снежинки, в которых словосочетания)
- Что можно сказать об этих словах?
- Для чего нужны прилагательные?
- Прочитайте внимательно эти слова и замените их словами близкими по значению (синонимами). Затем идёт взаимопроверка (дети меняются тетрадями, исправляют ошибки). После выполнения задания на доске появляется солнышко.
- А сейчас можно отправиться в путешествие?
- Ну что же, в путь!
- Ой, ребята, посмотрите, а что это такое? Продолжить наш путь не получится. Что за препятствие у нас на пути?
- Чтобы убрать его с дороги нужно выполнить задание.
- Как вы думаете, что нужно сделать? (На доке бревно, а от корня идут слова. Нужно из слов составить предложение и разобрать его по членам предложения)
“Перед нами лежал чудесный лес”. (1 ученик разбирает предложение у доски)
- Итак, препятствия мы с вами преодолели и сейчас мы идём всё дальше в лес. Давайте закроем глаза и представим, что мы попали в зимний сказочный лес. Как вы думаете, какая жизнь идёт в зимнем лесу? (Звучит музыка)
- Скрытая (отвечают ученики).
- Почему скрытая? (Ничего нет на виду, животные постоянно прячутся, деревья как-бы на время замерли)
- А теперь мы запишем предложения под диктовку с комментированием. У прилагательных выделяем окончания и определяем падеж.
В зимнем лесу идёт постоянная скрытая жизнь. Вот хрустнула в чаще мёрзлая ветка. Это пробежал заяц – беляк.
- И с этим заданием мы справились. Мы с вами очень долго путешествовали, преодолевали различные препятствия. А не пора ли сделать привал? А что такое привал?
- Правильно, это отдых. И мы с вами отдохнём. Встали.
Мы сегодня в лес пойдём
Тайники в лесу найдём
Удивительное рядом
Всё окинем добрым взглядом!
А что это там?
Это болото. Его не обойдёшь
Над ним не пролетишь
Под ним не проползёшь
Дорога напрямик.
Кочка-кочка вжик-вжик.
А что это там? Это лес
Его не обойдёшь
Над ним не пролетишь
Под ним не проползёшь
Дорога напрямик
Кочка-кочка
Вжик-вжик.
Раздвигаем кусты, это медведь.
Ах! - побежали.
Вздохнули и сели.
- Что-то новое увидели, поговорили о животных, а теперь о другом. А что вы ещё видите? (Заросли кустарников)
- Когда идёшь по лесу, то встречается очень много зарослей кустарников. И у нас на пути они тоже есть. Преодолеть их можно только выполнив упражнение. (Выполняем упражнение и определяем падеж у прилагательных). 2 часть, страница 16, упражнение №308.
- А скажите, почему люди ходят в лес зимой? (Хорошая погода, отдохнуть, чистый воздух)
- А для чего нужно дышать свежим воздухом?
- Но что происходит в лесу с каждым годом?
- А что для этого предпринимают люди?
- Представьте, что вы пишете книгу об охране природы. Что бы вы в ней написали, какие советы дали бы людям, которые ходят в лес? (Пишем сочинение 4-5 предложения. 2 ученика зачитывают у доски)
Итог.
- Что повторили сегодня на уроке?
- Что интересного вы узнали?
- Благодарю за прекрасный урок.