Изучение социальной активности младших школьников

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика


Сельская школа – это особый состав социальной сферы, относительно постоянный. Здесь все друг друга знают, что приближает характер общественных отношений к типу общинно-семейных. Малочисленность школы дает возможность реализовать на практике идею индивидуального подхода к организации обучения и воспитания по типу семейного. Главная особенность школы в том, что она является не только учреждением, где детей учат для будущего, но и центром социокультурных связей. Она нужна селу в деле преодоления его современных проблем.

Идея сохранения и укрепления здоровья учащихся в условиях II-Жемконской средней школы Хангаласского улуса позволила разработать программу опытно-экспериментальной работы, которая включает в себя и исследование социальной активности младших школьников. Изучение развития социальной активности младших школьников проводится нами в условиях детского спортивно-оздоровительного центра, деятельность которых которого направлена на социализацию, социальное становление личности воспитанников. Деятельность Центра осуществляется в течение учебного года и в летний период (в условиях летнего лагеря “?н?гэс”).

Диагностика проявления социальной активности школьников осуществляется одним раз в два месяца на основе анализа одного из коллективных мероприятий, проводимых в школе традиционно: октябрь – посвящение в члены клуба; декабрь – новогодний праздник; февраль – показательные выступления для родителей; апрель – весенняя спартакиада; июнь – походы, летний лагерь; август – подготовка к началу учебного года. Оценивается участие воспитанников в подготовке/ так и в проведении коллективных дел.

В ходе исследования были выделены следующие показатели проявления социальной активности:

  1. В отношении к коллективу, другим людям, к общественной деятельности; умение планировать деятельность коллектива, направленность на активное взаимодействие, умение поддерживать контакты с другими, инициативность в организации общих дел, ответственность перед коллективом за свои действия, ориентация на оказание помощи;
  2. В отношении к себе: отношение к своему здоровью, умение адекватно оценить и поддержать свой статус, ориентация на получение новой информации и умение анализировать;
  3. В отношении к окружающей среде: ориентация на сохранение и улучшение природного окружения, отношение к трудовой и общественной деятельности.
  1. Низкий уровень – “принимает участие”: проявления социальной активности нами диагностируется тогда, когда младший школьник по отношению к коллективу проявляет интерес к вопросам коллективной жизни, участвует в большинстве коллективных дел, но не стремится к ним самостоятельно, выполняет роль исполнителя.
  2. Средний уровень – “активно участвует”: проявления социальной активности диагностируется, если школьник активно интересуется делами коллектива, вносит предложения по организации и проведению дел, имеет авторитет среди своих сверстников, активно включается в ситуации общения, самостоятелен.
  3. Высокий уровень активности диагностируется тогда, когда ученик проявляет инициативу при планировании коллективных дел, стремится вносить изменения, активно создает ситуации общения, обладает коммуникативными способностями, самостоятелен, умеет оперативно оценить ситуацию и внести изменения.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы наблюдаем у своих воспитанников динамику всех трех уровней социальной активности, но главным образом фиксируем проявления высокого уровня, поскольку низкий и средний уровни имеют менее четкие различия и могут проявляться у одного и того же школьника одновременно по разным показателям.

Анализ экспериментальных данных позволяет сделать вывод, что наиболее значимыми в повышении уровня социальной активности являются периоды летнего лагерного сезона. Значительные изменения наблюдаются по таким показателям, как; инициативность в организации общих дел, ориентация на оказание помощи, ответственность за свои поступки, формирование бережного отношения к окружающей среде после летнего лагерного сезона. В целом, за трехлетний период опытно-экспериментальной активности, увеличилось с 12% до 42%. Эти данные характеризуют положительную тенденцию и дают основание считать эффективными результаты опытно-экспериментальной работы.