Сельская школа – это особый состав социальной сферы, относительно постоянный. Здесь все друг друга знают, что приближает характер общественных отношений к типу общинно-семейных. Малочисленность школы дает возможность реализовать на практике идею индивидуального подхода к организации обучения и воспитания по типу семейного. Главная особенность школы в том, что она является не только учреждением, где детей учат для будущего, но и центром социокультурных связей. Она нужна селу в деле преодоления его современных проблем.
Идея сохранения и укрепления здоровья учащихся в условиях II-Жемконской средней школы Хангаласского улуса позволила разработать программу опытно-экспериментальной работы, которая включает в себя и исследование социальной активности младших школьников. Изучение развития социальной активности младших школьников проводится нами в условиях детского спортивно-оздоровительного центра, деятельность которых которого направлена на социализацию, социальное становление личности воспитанников. Деятельность Центра осуществляется в течение учебного года и в летний период (в условиях летнего лагеря “?н?гэс”).
Диагностика проявления социальной активности школьников осуществляется одним раз в два месяца на основе анализа одного из коллективных мероприятий, проводимых в школе традиционно: октябрь – посвящение в члены клуба; декабрь – новогодний праздник; февраль – показательные выступления для родителей; апрель – весенняя спартакиада; июнь – походы, летний лагерь; август – подготовка к началу учебного года. Оценивается участие воспитанников в подготовке/ так и в проведении коллективных дел.
В ходе исследования были выделены следующие показатели проявления социальной активности:
- В отношении к коллективу, другим людям, к общественной деятельности; умение планировать деятельность коллектива, направленность на активное взаимодействие, умение поддерживать контакты с другими, инициативность в организации общих дел, ответственность перед коллективом за свои действия, ориентация на оказание помощи;
- В отношении к себе: отношение к своему здоровью, умение адекватно оценить и поддержать свой статус, ориентация на получение новой информации и умение анализировать;
- В отношении к окружающей среде: ориентация на сохранение и улучшение природного окружения, отношение к трудовой и общественной деятельности.
- Низкий уровень – “принимает участие”: проявления социальной активности нами диагностируется тогда, когда младший школьник по отношению к коллективу проявляет интерес к вопросам коллективной жизни, участвует в большинстве коллективных дел, но не стремится к ним самостоятельно, выполняет роль исполнителя.
- Средний уровень – “активно участвует”: проявления социальной активности диагностируется, если школьник активно интересуется делами коллектива, вносит предложения по организации и проведению дел, имеет авторитет среди своих сверстников, активно включается в ситуации общения, самостоятелен.
- Высокий уровень активности диагностируется тогда, когда ученик проявляет инициативу при планировании коллективных дел, стремится вносить изменения, активно создает ситуации общения, обладает коммуникативными способностями, самостоятелен, умеет оперативно оценить ситуацию и внести изменения.
В ходе опытно-экспериментальной работы мы наблюдаем у своих воспитанников динамику всех трех уровней социальной активности, но главным образом фиксируем проявления высокого уровня, поскольку низкий и средний уровни имеют менее четкие различия и могут проявляться у одного и того же школьника одновременно по разным показателям.
Анализ экспериментальных данных позволяет сделать вывод, что наиболее значимыми в повышении уровня социальной активности являются периоды летнего лагерного сезона. Значительные изменения наблюдаются по таким показателям, как; инициативность в организации общих дел, ориентация на оказание помощи, ответственность за свои поступки, формирование бережного отношения к окружающей среде после летнего лагерного сезона. В целом, за трехлетний период опытно-экспериментальной активности, увеличилось с 12% до 42%. Эти данные характеризуют положительную тенденцию и дают основание считать эффективными результаты опытно-экспериментальной работы.