Семейный бюджет и его расход. 3-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 3


Цель: формирование социального понятия "статья расхода", доходы и затраты семьи.

Задачи:

  • Развивать представление об экономике, взаимосвязи знакомых школьникам жизненных ситуаций, базовых компетенций социальных ролей с экономическими явлениями средствами ролевой игры.
  • Осуществлять поиск и выделение информации экономической направленности основной и второстепенной путём установления причинно-следственных связей.
  • Формировать социально- политический опыт школьников как членов общества, имеющих права и обязанности, воспитывая уважение к людям, отзывчивость, заботу о ближнем.

Средства обучения: карточки с заданиями для групповой работы, опорные слова ("расход", "доход", "право", "доходное место"), толковые словари Ожегова, памятка с правилами торговли, записанные на доске пословицы: "Доход не бывает без хлопот", "Если народ уважаешь, к себе уважение проявляешь", "Где обещают много груш, туда иди с маленьким лукошком".

Оборудование: листы для написания слов, ребусы, карточки с текстами для определения суммы доходов семьи, фломастеры; для ролевой игры: мешочек с "конфетами", "пакет молока", "коробка конфет", шоколадные монеты для рефлексии, вазочки с надписями ("доход" - "расход"), таблички с фамилиями (Ивановы, Фёдоровы), таблички для инсценировки (магазин, касса) и коробки с изображением товара (с ценниками).

Формируемые универсальные учебные действия речевой направленности обучения:

  • предметные: активизация речевой направленности обучения, развитие речи за счёт усвоения понятий: статья доходов, статья расходов, доходное место, срок годности, бюджет;
  • личностные: умение преобразовывать имеющиеся экономические знания для объяснения ситуации, приобретение компетенции для социальных ролей (оценка собственной роли в семье, в группе, классе) средствами ролевой игры;
  • метапредметные:
    • регулятивные: умение планировать учебную задачу путём установления причинно-следственных последовательностей (что опыт, который усвоен и знания, необходимы для усвоения новых социальных понятий), составлять план действий с учётом оценки конечного результата, преодолевать препятствия волевыми усилиями;
    • познавательные:
      • общеучебные действия: поиск и выделение основной и второстепенной информации в заданном тексте;
      • универсальные логические действия: путём нахождения существенных и несущественных признаков в текстах заданий; составление задачи из отдельных частей текста и установление причинно-следственных связей;
  • коммуникативные:
    • усиление речевой и социальной компетентности учебного сотрудничества (учитель - ученик);
    • формирование собственного речевого высказывания и способности проводить языковой, смысловой анализ в соответствии с грамматическими нормами;
    • формирование умения слушать других и оценивать действия (свои и своих товарищей).

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационная часть.

Психологический настрой на успешную работу. Проговаривание стихотворения и выполнение соответствующих движений

Если в окна солнце светит
И не дует сильный ветер,
Если крыша над тобой,
Значит, это - дом родной.
В нём живёт моя семья:
Папа, мама, брат и я!
Наша школа тоже - дом
Мы здесь дружно все живём!

II. Актуализация знаний.

1. Настрой на работу в группе.

- Сегодня на уроке будете работать в группе. Вспомните правила работы в группе. Поможет вам Памятка № 1. (Приложение 1)

2. Работа в группах.

На столах лежат карточки с заколдованными словами, которые помогут нам сегодня на занятии. Вы должны разгадать слово, записать его на листе и дать его определение. (Ребята работают в группе.)

Проверка самостоятельной работы.

Представитель каждой группы выходит к доске: читает разгаданное слово и даёт его определение по словарю Ожегова.

(Все слушают и оценивают правильность ответа условными знаками. На доске появляются слова: "доход", "право".)

- Назовите антоним слова "доход". (расход) (Открываю доску с напечатанными словами "расход", "доход", "право".)

- Прочитаем данные слова, так как они пишутся (орфографически).

- Прочитаем данные слова, так как они произносятся в речи (орфоэпически).

- Прочитайте выражение "доходное место". (Хоровое чтение.) Как понимаете это выражение ? (Место приносящее доход - материальное богатство: место работы.)

- Прочитайте поговорку "Доход не бывает без хлопот". Как Вы её понимаете? (Чтобы получить материальные средства, надо приложить немало сил.)

III. Объявление темы занятия.

Попробуйте сформулировать задачу нашего занятия. (Ответы детей.)

Сегодня мы поговорим о доходах, расходах и наших правах.

Динамическая пауза.

Учитель называет виды доходов - все встают на носки, руки поднимают вверх; называю расходы - все приседают.

(Стипендия, питание, пенсия, оплата жилья, гонорар, процент, поездка, покупка книг, лечение, зарплата)

III. Основная часть.

Работа в группах.

1.1.Составление списка дохода и расходов по разным статьям.

- Каждая группа - это семья: Ивановых, Петровых. (На столы ставлю таблички с фамилиями.)

- Перед вами лежат карточки № 1 с текстами, из них вы узнаете предполагаемые статьи доходов вашей "семьи". (Приложение 2)

На карточке № 2 перечислены статьи предполагаемых расходов.

(Приложение 3)

Из этого перечня вы составите статью доходов и статью расходов своей "семьи".

Что нужно сделать, чтобы рассчитать бюджет семьи? (Подсчитать доходы и расходы).

- Что нужно помнить о соотношении размеров доходов и расходов? (Расходы не могут быть больше доходов.)

- Свои ответы будете строить с опорой на план в карточке № 3.

(Приложение 4)

1.2. Представление и защита работы одним из членов группы. Почему именно эта статья расходов взята. Всем ли в семье уделили внимание? Почему отдали часть средств на благотворительность?

2. Чтение стихотворения 1 учащимся.

- Больше работаешь - лучше живёшь,
Лучше живёшь - больше людям даёшь,
Старым и малым, и тем, кто в нужде.
А будет нужно - помогут тебе.
Помни, мой друг, - в делах не зевай,
Прибыль свою и страны умножай.
Прибыль - трудам и уменью награда.
Как получить её? Думать тут надо.
Сложно? Не просто! Но ты уж прости,
В жизни у нас нет другого пути.

3. Ролевая игра "Знай свои права и обязанности".

(На столах Карточка 4 с описанием ситуации для инсценировки. На отдельном столе атрибуты для разыгрывания ситуации.)

Ситуации

3.1.Ситуация 1.

Ты купил в магазине пакет молока, а оно оказались испорченными (истёк срок годности). Как поступить? Почему?

(Ребята инсценируют ситуацию.)

- Что такое "срок годности"?

- Как поступить, если продавец нарушает ваши права - права покупателя?

3.2. Зачитывание выдержки из "прав потребителей". (Памятка на столе "Права потребителей" - с. 8)

3.3. Ситуация 2.

Ты взял с полки мешочек с конфетами, но мешочек порвался и конфеты рассыпались на пол. Как поступить? Должен ли ты оплатить за эти конфеты? Почему? (Инсценируйте эту ситуацию.)

IV. Домашнее задание

Постарайтесь найти ответ: как поступить правильно в данной ситуации и кто должен ответить за испорченный товар.

V. Обобщение.

Чтение пословицы и выяснение её смысла.

- Какая пословица подходит к нашему занятию: "Если народ уважаешь, к себе уважение проявляешь", "Где обещают много груш, туда иди с маленьким лукошком".

VI. Подведение итогов.

1.Сегодня мы учились распределять семейныё бюджет, узнали о правах и обязанностях покупателя.

Подведение итога работы в группах по критериям: чёткость ответов, умение слушать других, умение договариваться.

- Оцените свою работу и работу группы.

VII. Рефлексия.

- В конверте лежит часть денежных средств Вашей семьи. Сейчас каждый член вашей семьи должен оценить общую работу ребят на занятии. Если вы считаете, что такие занятия нужны и полезны - положат в вазочку "доход", если вы считаете, что тратите время зря - "расход".

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

Памятка № 1. Работа в группе.
  1. Распределить роли (генератор идей, критик, хранитель времени, секретарь).
  2. Выслушивать и принимать и записывать предложения всех членов группы.
  3. Идеи, вызывающие сомнение помечать знаком "?".
  4. В группе работают все.
  5. Обсуждение вести в полголоса, чтобы не мешать другим группам.
  6. Окончив работу подать сигнал.

Приложение 2.

К. 1.

Ивановы

Бабушка Мария Петровна работала поваром. Сейчас она - пенсионер. Размер её пенсии составляет 3 000 рублей. Дедушка Николай Алексеевич работал на заводе слесарем. Сейчас он - пенсионер. Размер его пенсии составляет 4 000 рублей. Папа - Сергей Николаевич работает водителем. Его заработная плата составляет 11 000 рублей. Мама - Татьяна Ивановна занимается воспитанием маленькой Лены и получает пособие - 2 000 рублей. Старший брат Лены - Коля учится в третьем классе.

К. 1.

Петровы

Бабушка Лидия Васильевна работала воспитателем. Сейчас она - пенсионер. Размер её пенсии составляет 4 000 рублей. Папа - Николай Николаевич работает доктором. Его заработная плата составляет 10 000 рублей. Мама - Татьяна Ивановна работает почтальоном. Её заработная плата составляет 5 000 рублей. Младшая дочь Лиза учится в третьем классе, а её старший брат Коля учится в институте и получает стипендию. Размер его стипендии составляет 1 000 рублей.

К. 1.

Фёдоровы

Дедушка Василий Петрович работал сварщиком, сейчас он - пенсионер. Размер его пенсии составляет 4 000 рублей. Папа - Николай Николаевич работает слесарем. Его заработная плата составляет 9 000 рублей. Мама - Татьяна Ивановна работает продавцом. Её заработная плата составляет 6 000 рублей. Младшая дочь Катя учится в третьем классе, а её старший брат Сергей учится в институте и получает стипендию. Размер его стипендии составляет 1 000 рублей.

Приложение 3.

К. 2.

Статьи по расходам:

Лекарства - 1 000 руб.;

Продукты - 8 000 руб.;

Одежда - 4 000 руб.;

Обувь - 3 000 руб.;

Бытовая химия - 500 руб.;

Транспорт -1 000 руб.;

Велосипед - 8 000 руб.;

Музыкальная (спортивная) школа - 800 руб.;

Книги - 500 руб.;

Компьютер - 20 000 руб.;

Игрушки - 1 000 руб.;

Платежи за квартиру - 3 000 руб.;

Видеокассеты (диски) (1 штука) - 300 руб.;

Посещение театра, цирка (1 билет) - 600 руб.;

Посещение боулинга - 1 000 руб.;

Туристическая поездка (на 1 человека) - 25 000 руб.;

Срочно нужны деньги для оказания помощи:

Маленькой Вере на дорогостоящую операцию - по возможности;

Талантливому скрипачу на покупку скрипки - по возможности;

Врачу - ветеринару для открытия приюта для бездомных собак - по возможности;

Спортсменам лыжникам для поездки на окружные соревнования - по возможности.

Приложение 4.

К. 3.

1. Из каких статей состоит доход вашей "семьи"?

2. Какова общая сумма дохода вашей "семьи"?

3. Из каких статей состоит расход вашей "семьи"? Почему выбрали эти статьи расходов?

4. Какова общая сумма расхода вашей "семьи"?

5. Есть ли экономия в бюджете вашей "семьи"? Если есть, то каков её размер и с чем это связано?

Доход Расход
   
Экономия составила:

Приложение 5.

К. 4

Ситуация 1.

Ты купил в магазине пакет молока, а оно оказалось испорченными (истёк срок годности). Как поступить? Почему? (Инсценируйте эту ситуацию.)

К. 4

Ситуация 2.

Ты взял с полки мешочек с конфетами, но мешочек порвался и конфеты высыпались на пол. Как поступить? Должен ли ты оплатить за эти конфеты? Почему? (Инсценируйте эту ситуацию.)