Конспект интегрированного занятия "Зимой в лесу"

Разделы: Начальная школа


Цель: обобщение и систематизация знаний обучающихся по изученной теме; стимулировать мыслительную деятельность, учить работать сообща; воспитывать товарищеские отношения между детьми.

Задачи:

  • формировать навыки работы в группах;
  • развивать творческие способности;
  • воспитывать эстетический вкус.

Форма работы: интегрированное занятие творческого применения знаний.

Тип занятия: закрепление материала.

Оборудование: ножницы, цветная бумага, клей ПВА.

Дидактический материал: шаблоны, технологические карточки.

Ход занятия

1. Организацоинный момент. Педагог - Добрый день, ребята! Каждое утро просыпается солнышко и радует нас своим появлением. Давайте возьмёмся за руки и сделаем "солнышко". Вот какое "солнышко" у нас получилось! А наши руки будут его лучами (поднимает руки вверх, пальцы расставлены в стороны). Ведь у солнца очень много лучей, которые своим светом радуют всех, а теплом согревают всё вокруг (на эти слова руки опускают по сторонам и снова берутся за руки). Обычно, видя солнце, люди невольно улыбаются ему. Вот уже улыбки засияли и на ваших лицах. Улыбнитесь себе! Улыбнитесь всем и всему, что окружает нас. Чем чаще вы будете улыбаться, тем светлее, чище, радостнее и приятнее будет всем, кто находится рядом с вами.

Педагог - Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Сейчас, не покидая нашей комнаты, мы отправимся в зимний лес, на лесную полянку, будем беседовать о деревьях, птицах, животных. Но, прежде нам нужно разделиться на три команды - :

  • 1 команда - зимний лес,
  • 2 команда - птицы леса,
  • 3 команда - животные леса.

Я буду задавать вам вопросы викторины, у которой три раздела -деревья, птицы, животные. За каждый правильный ответ вы получаете кружок, который в конце занятия вам очень пригодится. Если отвечаете на вопрос о деревьях, то получаете кружок -зеленого цвета; о птицах- желтого цвета; о животных леса -красного цвета. Игра началась.

2. Основная часть.

Викторина о деревьях

1.

Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой -
Скинет с плеч её долой? (лес)

2.

Зелена, а не луг,
Бела, а снег,
Кудрява, а не голова. (берёза)

3.

С моего цветка берёт
Пчелка самый вкусный мёд.
А меня все обижают,
Шкуру тонкую сдирают.(липа)

4.

Что за дерево стоит
Ветра нет, а лист дрожит.(осина)

5.

Есть у родсвенницы ёлки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от ёлки,
Опадают те иголки.(лиственница)

6.

В сенокос - горька,
А в мороз - сладка.
Что за ягодка?(рябина)

7.

У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке.(сосна)

8.

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.(дуб)

9.

Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.(ель)

Ребёнок

- Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет.
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.

Педагог: Конкурс "Узнай птицу". А сейчас я предлагаю вам узнать птицу по описанию и собрать картинку. Первое описание для 1 команды.

"Эта птица ведёт ночной образ жизни: днём спит, а ночью охотится на мышей, полёвок, насекомых. У неё острый слух и зрение, мягкое густое оперение. Летает совершенно бесшумно".

Ребята: Это сова.

Педагог: Одна сова за ночь вылавливает 7 - 8 мышей. Ни одна кошка не может соперничать с совой. Только одна совиная семья уничтожает за год 10000 мышей и таким образом спасает 20 тонн зерна.

А теперь описание второе, для 2 команды.

"Эта птица - лесной доктор. Он ловко передвигаясь по дереву, долбит кору и длинным языком (до 15 см) вытаскивает из - под неё вредных для дерева насекомых".

Ребята: Это дятел.

Педагог: Один дятел за день съедает до 750-900 короедов. Стучит дятел в лесу, значит, будут уничтожены насекомые - вредители, и лес будет жить.

А теперь описание второе, для 3 команды.

"Эта птица - самая любимая в России. С первым снегом эти птицы прилетают к жилищу людей, за что и получили своё название. У них необычно красивая красная грудка и чёрная шапочка"

Ребята: Это снегирь.

Педагог: Если сову и дятла мы можем увидеть в нашей местности и в другое время года, то снегирей мы встретим только поздней осенью или в начале зимы. Самец яркий, красивый, а самочка - серенькая, незаметная. Снегири "рыцари", как бы ни были голодны, всегда уступят лучшие гроздья рябины самке.

Викторина о птицах

1.

Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (дятел)

2.

В лесу темно,
Все спят давно.
Одна птица не спит,
Мышей сторожит.(сова)

3.

Краской сероватая,
Походкой мелковатая.
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая. (ворона)

4.

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют,
Не боится он простуды,
С первым снегом он тут как тут. (снегирь)

5.

Длиннохвоста, белобока,
А зовут её : (сорока)

6.

Кто там прыгает, шуршит,
Клёвом шишки потрошит?
Голоском речистым чистым -
"Клее! Клее! " поёт со свистом. (клёст)

7.

Как пришла пора метелей,
Налетели:
Заскрипели, засвистели,
Всё до ягодки поели. (свиристель)

8.

Спинкою зеленовата,
Животом желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)

Педагог: - Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И, всё - таки, им тяжело зимой. Из десяти, может быть, одна - две доживают до весны. И, поэтому в суровые, морозные зимы многие птицы стараются держаться поближе к человеку. А мы, чтобы помочь им , должны подкармливать птиц.

Педагог:

Викторина о животных леса

1.

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её - :(лиса)

2.

Горбатый, длинноногий,
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге,
Коль такого довелось
Встретить, знайте это:(лось)

3.

Хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)

4.

В сосне дупло,
В дупле - тепло.
А кто в дупле,
Живёт в тепле? (белка)

5.

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора. (заяц)

6.

На овчарку он похож:
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк)

Педагог: Ребята, а это СМС сообщение пришло вам и оно от Деда Мороза "Скоро буду. Наряжайте ёлку". А поможет вам ёлку нарядить Лариса Яковлевна.

3. Физминутка.

- Тихо встаньте, улыбнитесь - все в зверюшек превратитесь. (Дети надевают шапочки с изображением зверей). Сколько здесь всего зверей, не узнать моих детей: кто зайчишка, кто лисичка, кто медведь, кто волк, кто белка. Веселее в пляс пускайтесь. Все танцуйте, веселитесь.

4. Практическая часть.

Педагог: Ребята, ёлку мы будем наряжать на новогодней открытке. Вы уже разделены на команды и это хорошо.

  • 1 команда - вырезает снежинки;
  • 2 команда - выполняет по шаблону аппликацию "Дед Мороз";
  • 3 команда - выполняет по шаблону аппликацию "Снегурочка";.

Но, прежде, давайте украсим ёлочку теми кружочками, которые вы получили в викторине. Украсить кружочки можно любой аппликацией.

Педагог: Дети, вспомним как пользоваться ножницами, клеем. (самостоятельная работа обучающихся)

Педагог: А мне ещё одно СМС пришло и тоже от Деда Мороза "Ждите меня 31 декабря. Очень спешу к ребятам в детский сад". Но Дедушка Мороз вас не забыл и за красивую открытку и за правильные ответы в викторине он вам шлёт угощение.

5. Рефлексия занятия.

Педагог: Спасибо за занятие. Было приятно с вами работать.