Цели:
- Обобщить полученные ранее знания по данной теме, систематизировать и расширить знания детей об измерении времени.
- Продолжать формировать вычислительные навыки, отрабатывать навыки устных вычислений, решение задач, умения самостоятельно определять время на часах, переводить одни единицы времени в другие.
- Расширять кругозор детей.
Оборудование: Персональный компьютер, диапроектор, карточки для дифференцированной работы, карточки для творческой работы.
Ход урока
I. Организация учащихся на урок.
II. Индивидуальная работа по карточкам.
III. Фронтальная работа с классом.
- Записать ед. измерения в порядке возрастания. (1 группа)
Слайд 1.
- Какую величину измеряют данными ед. измерения?
- Записать ед. измерения в порядке убывания. (2 группа)
Слайд 2.
- К какой величине они относятся?
- Записать ед. измерения от большей величины к меньшей.
Слайд 3.
- К какой группе (1 или 2) отнесём эти ед. измерения?
(к отдельной группе - это ед. времени)
- Какие ещё ед. времени вы знаете?
IV. Найти значения выражений, записывая только ответы в 2 столбика (примеры записаны на доске с закрытыми ответами).
2800 : 10 : 40 = 7 18 * 20 + 5 = 365 39000 : 100 :13 = 30 (72 - 48) : 1 = 24 (100 - 4) : 8 = 12 240 : 40 * 10 = 60
(ответы открываются по ходу решения)
- Что объединяет эти числа? (дети объясняют значения этих чисел).
(это всё ед. времени).
- Сформулируйте тему нашего урока (открываю на доске тему урока).
V. На доске записан ряд чисел: 5 м, 15 см, 25 кг, 35 дм, 45 ч.
- Чем он интересен? (числа увеличиваются на 10, в разряде единиц стоит цифра 5, все числа именованные).
- Найдите сумму наибольшего и наименьшего чисел (нельзя найти, т.к. это значения разных величин).
- Единицы, каких величин здесь записаны? (ед. длины, ед. площади, ед. массы, ед. объёма, ед. времени).
- А что, время это величина? Докажите. (его можно измерить и измерения выразить числом).
- Как же измеряют величины? (выбирают ед. измерения и узнают, сколько раз она содержится в измеряемой величине).
VI. Беседа.
- Ребята, во многих европейских языках "ВРЕМЯ" - одно из самых употребляемых имён существительных. В русском языке мы тоже можем найти немало выражений с этим словом.
Вспомните, пожалуйста, из уроков русского языка и других уроков такие выражения или пословицы (объясните их смысл)
ВЫРАЖЕНИЯ:
- экономить время; - время, как резиновое; - время летит; - тратить время; - убить время; - времени, хоть отбавляй;
ПОСЛОВИЦЫ:
- Делу время, потехе час. - Минута - час бережёт. - День да ночь, сутки прочь. - Всему своё время.
Для измерения небольших промежутков времени люди изобрели часы.
Давайте вспомним самые знаменитые часы в мире (краткая информация)
(кремлёвские Куранты на Спасской башне Кремля, Биг Бен в Лондоне, часы Театра кукол имени Образцова). Слайд 4.
- Давайте вспомним самые первые часы (краткая информация)
(солнечные). Слайд 5.
- Какие ещё вы можете назвать виды часов? (краткая информация)
(песочные, цветочные, электронные, механические, водяные) Слайды 6,7,8,9.
- У водяных часов есть своё название. Его вы разгадаете, когда справитесь с № 13 на стр. 58. (Выполняем 3 столбика с комментированием, а дальше самостоятельно).
Проверка
- У доски запишем получившиеся ответы в порядке убывания. Поставим к ним соответствующие буквы и получим слово
(100 91 54 48 28 14 8 6 5) (К Л Е П С И Д Р А)
- В переводе с греческого языка " похитительница воды" или " ворующая воду".
VII. Физкультминутка.
1. "Часики".
2. "Маятник".
3. "Колёсики".
4. "Будильник".
5. "Часы идут, : , а с места не сойдут".
VIII. Самостоятельная работа.
Дифференцированная работа на карточках (3 варианта).
1 вариант (перевести ед. времени) |
2 вариант (перевести ед. времени) |
3 вариант (определить по рисунку, который час) |
3 мин = : с | 3 ч = : мин | 12 ч 15 мин, |
19 ч 20 мин, | ||
2 ч = :мин | 5 мин = :с | 21 ч 30 мин, |
13 ч 45 мин, | ||
4 сут 5 ч = :ч | 2 сут 16 ч = :ч | 10 ч 40 мин, |
16 ч 30 мин. | ||
480 с = :мин | 540 с = :мин | (сказать по другому) |
5 ч 40 мин = :мин | 4 ч 15 мин = :мин | |
320 с = :мин :с | 200 с = :мин :с |
(проверка)
IX. Решение задачи у доски. Работа по учебнику (стр.63 № 5).
X. Творческая работа.
- На партах лежат листочки, с изображением часов, но без стрелок. Дорисовать стрелки и подписать время. (Устное объяснение)
(Листочки вложить в тетрадь, тетрадь сдать на проверку)
XI. Итог урока.
- Над какой темой работали?
- Почему время называют величиной?