Урок-путешествие по математике в 1-м классе по теме "Увеличить. Уменьшить"

Разделы: Начальная школа


Цели: Познакомить с понятиями "увеличить", "уменьшить".

Задачи:

  • Закрепить знания связи: если прибавить число, то результат увеличится на то же число, если вычесть число, то результат уменьшится на то же число.
  • Закреплять умение измерять длину отрезков с помощью линейки.
  • Воспитывать интерес к математике; уверенность в себе, объективность в самооценке.

Оборудование: учебники, цифровые веера, таблицы, картинки с изображением диких животных, измерительные приборы, музыкальное оформление, тренажёр "Гимнастика для глаз".

Ход урока

На доске: Урок-путешествие: "В лес за знаниями".

Организационный момент:

- Ребята, сегодня на уроке нам понадобятся тетради и ручки, внимательные глаза и чуткие уши, ловкие руки и сообразительные головы. А самое главное - ваше хорошее настроение. Ведь хорошее настроение - это залог успеха. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу.

2. Сообщение темы и целей урока.

(Звучит музыка леса.)

- Где можно услышать такую удивительную музыку?

(В лесу, роще, на полянке.)

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие "В лес за знаниями".

- Во время нашего путешествия мы познакомимся с понятиями "Увеличить. Уменьшить". Закрепим умение прибавлять и вычитать числа, измерять длину отрезков с помощью линейки. Будем учиться решать задачи на смекалку.

- А сейчас в путь. Желаю вам справиться со всеми заданиями, которые встретятся вам на пути, пополнить багаж знаниями и получить массу положительных эмоций.

3. Устный счет.

1) Задание на смекалку.

- Посмотрите: перед нами три дорожки. Давайте вспомним: как называются такие линии?

На доске рисунок:

(Ломаная, прямая, кривая.)

- Как вы думаете, по какой дорожке нам надо пойти, чтобы наш путь был самый короткий, чтобы быстрее добраться до леса?

(По прямой)

- Итак, идем по прямой дорожке. ( Ученик стирает ломаную и кривую линии.)

- Перед нами лестница.

На доске рисунок:

- Лестница эта волшебная. На каждой ступеньке свое задание.

- Сколько заданий выполним, поднимаясь по ней?

(Пять заданий.)

2) Задания, предлагаемые для выполнения:

А) Игра " Называй - не зевай"

Счет в прямом и обратном порядке в пределе 10.

На доске таблица:

4 1 10 7
6 9 3  
2 5 8 0

Ученик показывает указкой числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, называя числа вслух.

Б) Арифметический диктант с использованием цифровых вееров.

На доске:

* 8 * * 5 3 * *

- Посмотрите на ряд чисел.

- Что можете сказать?

(Некоторые карточки перевернуты)

- Какие карточки перевернуты?

(9,7,6,2,1)

- Кто догадался, как расположены числа в ряду? Докажите.

(В обратном порядке потому, что числа расположены от большего к меньшему)

- Что еще заметили?

(Пропущена карточка с числом 4.)

- Давайте проверим правильность выполнения.

(Карточки перевернуть.)

- Прочитайте, что получилось.

(Получился отрезок натурального ряда чисел от 1 до 9)

В) Составление выражений по таблицам.

На доске таблицы:

- Составьте выражения по таблицам.

(2+2=4; 4-2=2)

(3+2=5; 5-2=34 5-3=2)

- Почему так составили?

(На первой таблице четыре фигуры. Из них два треугольника и два круга. Если из четырех фигур отнимем два круга, останутся два треугольника. И, наоборот, если из четырех фигур отнимем два треугольника, то останутся два круга.)

(Аналогично со второй таблицей)

Г) Игра " Пятый лишний".

На доске изображения животных: ежик, лиса, заяц, собака, медведь.

- Назовите животных. Что заметили?

(Пять изображений животных. Из них изображение собаки будет " лишним", потому, что собака домашнее животное, остальные - дикие животные.)

Д) Задача на смекалку.

"На дереве сидели 7 птиц. Все, кроме 2 птиц, улетели. Сколько птиц осталось на дереве?"

(Остались две птицы.)

Подведение итогов устного счета:

- Молодцы! С работой справились хорошо. Вот и добрались до леса.

4. Гимнастика для глаз.

Используется тренажёр "Гимнастика для глаз".

5. Повторение.

(Звучит музыка леса.)

- Здравствуй, лес,
Дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои!

- Лес этот волшебный. Чтобы войти в него, Надо знать пароль - правильно прочитать выражения и решить их:

2+3=

6-2=

Три способа прочтения:

- Сумма чисел два и три равна пяти.

- Два увеличить на три получится пять.

- Первое слагаемое два, второе слагаемое три, сумма - пять.

(Аналогично со вторым выражением.)

- Пароль назвали верно. Отправляемся в лес!

- Вот и попали мы в сказочный лес.
Лес этот полон прекрасных чудес.

6. Работа по теме.

1) Работа с геометрическим материалом.

- А вот и первый житель леса.

(На сосне белка.)

- Белка здесь живет ручная,
Да затейница какая !
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.

- Давайте посчитаем, сколько шишек было у белки.

(Восемь шишек.)

- Положите столько кругов, сколько шишек у белки.

(Добавить одну шишку на доску.)

- Добавьте еще один кружок. Сколько стало?

(Восемь кружков.)

- Увеличилось или уменьшилось количество кружков?

(Увеличилось )

- Как записать?

(На доске ученик делает запись: 8+1=9 )

- На сколько увеличилось количество кругов?

(На один кружок.)

- Если добавить еще один кружок, на сколько увеличится количество?

(На один кружок.)

- Добавьте один кружок.

- Как записать?

(9+1=10)

- Прочитайте полученную запись по-разному.

  • Сумма чисел девять и один равна десяти.
  • К девяти прибавить один получится десять.
  • Девять увеличить на один будет десять.

- Сколько кругов у вас на парте?

(Десять кругов.)

- Уберите один кружок. Сколько осталось?

(Девять кругов.)

- Увеличилось или уменьшилось количество кругов?

(Уменьшилось)

- Как записать?

(10-1=9 )

- Прочитайте по-разному.

Физминутка.

- Не устали? Хотите отдохнуть? Давайте вместе!

Раз, два - выше голова,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим.

Раз - согнуться, разогнуться,
Два - нагнуться, потянуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.

На четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим.

7. Закрепление.

- А вот еще один житель леса.

( Изображение медведя.)

- Медвежонок предлагает нам поработать в учебнике по заданиям.

1) Работа по учебнику (страница 62).

- Откройте учебники на странице 62.

- Посмотрите на картинку. Сколько ласточек сидит на проводе?

(Восемь ласточек)

- Сколько ласточек подлетает?

(Две ласточки.)

- Сколько ласточек будет?

(Десять ласточек.)

- Как получили?

(Восемь да два - это десять.)

- Как запишем?

(8+2=10)

- Запишите под рисунком.

- Увеличилось или уменьшилось число птиц?

(Увеличилось)

- На сколько увеличилось?

(На две птицы.)

- Прочитайте запись по - разному.

Аналогично работа с остальными рисунками. Упражнение в правильном чтении

записей, используя слова "увеличить", "уменьшить".

2) Решение выражений с использованием слов "увеличить", "уменьшить".

  • 1+3=
  • 1+4=
  • 2+3=
  • 4-1=
  • 5-4=
  • 5-3=

- С Мишкиными заданиями справились. Молодцы!

Физминутка

- А сейчас привал. Давайте отдохнем.

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась.
Два - изящно покружилась.
Три - нагнулась и присела.
На четыре - улетела.

8. Повторение.

Работа в учебниках на странице 62.

1) Составление равенств и неравенств.

- Шли мы по лесу и вышли на полянку. А на полянке цветы!

Да не простые, а математические.

( На доске изображения цветов.)

 

- Как вы думаете, какое задание нам надо выполнить?

(Поставить числа так, чтобы равенства были верными.)

- Как называется эта мера длины?

(Сантиметр)

- Когда мы ее используем?

(Когда измеряем длину.)

- Поставьте нужные знаки.

(На доске работу выполняют три ученика, остальные - в учебниках самостоятельно)

2) Измерение отрезков по линейке, сравнение отрезков.

- Какую меру длины мы использовали в составлении выражений?

(Сантиметр)

- Посмотрите на отрезки в учебнике и скажите: какой отрезок самый короткий?

самый длинный?

(Зеленый отрезок самый короткий, красный и синий отрезки самые длинные.)

- Как доказать, что вы верно определили длину?

(Измерить линейкой.)

- Измерьте и запишите результаты в квадратиках.

(Самостоятельная работа по измерению отрезков линейкой.)

- Что можете сказать о длине отрезков?

(Зеленый отрезок самый короткий. Он равен 6 сантиметрам.

Красный и синий отрезки равны. Они по 9 сантиметров.)

Физминутка.

- Молодцы. Работали хорошо. Сейчас можно и отдохнуть.

Мы писали, мы писали.
А сейчас все дружно встали.
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем,
Затем пальчики сожмем
Сядем и писать начнем.

9. Закрепление изученного.

- Гуляли мы по лесу и заблудились. Чтобы найти дорогу домой, давайте воспользуемся картой. Она поможет нм выйти из леса.

На доске:

- Давайте решим эти выражения и узнаем, сможем ли мы выйти из леса.

(Дети решают и показывают результат на цифровых веерочках.)

- Нашли выход? Молодцы! А теперь подведем итоги.

10. Итоги: Чему научились?

(Учились читать выражения разными способами и решать их.

Измеряли и сравнивали длину отрезков.

Решали задачи на смекалку.)

- Оцените свою работу.