Устный журнал "Колокола памяти"

Разделы: Классное руководство


Место проведения мероприятия: школьный краеведческий музей.

Возраст участников: 10 – 15 лет.

Актуальность мероприятия: воспитание патриотов, высоконравственных граждан – одна из основных задач  современной школы; воспитание школьников на конкретных примерах и фактах – один из методов внеклассной воспитательной работы, который неизменно даёт положительные результаты; важно показать будущим  воинам, что защита Отечества – долг и обязанность гражданина.

Цели мероприятия: воспитание чувства патриотизма, уважения к тем, кто прошёл войны, к своим землякам; формирование у учащихся стойкой жизненной позиции; развитие интереса к истории родной страны, своей малой родины; развитие кругозора учащихся, их творческой активности.

Оборудование: экспозиция музея: стенды “Наши земляки – участники Великой Отечественной войны”, “Учителя нашей школы – участники Великой Отечественной войны”, “Потомки славной победы”;  награды и личные вещи Н.В.Линькова; фотография В.Мелёшина; тексты песни “Расплескалась синева…”; фонограммы песен “В чёрном тюльпане”,  “Хотят ли русские войны”.

Ход урока

ВСТУПЛЕНИЕ

Учитель: Ребята! Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить тех людей, которых мы называем настоящими мужчинами, с которых нынешние мальчишки могут брать пример. Обратите внимание на название нашего устного журнала, с которым мы сегодня познакомимся. О каких колоколах идёт речь? И почему именно о колоколах?

1 ученик: Раньше колокола, находящиеся в звонницах церквей, храмов и соборов, нужны были не только для исполнения церковных обязанностей (они возвещали о праздниках, звали на молитву), они возвещали о радости и горе, они собирали людей на площади. Помните, М.Ю.Лермонтов писал, что голос поэта “…звучал, как колокол, на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных”.

2 ученик: В Хатыни звучат колокола. Они не дают забыть нам о страшной трагедии, что произошла здесь в годы Великой Отечественной войны.

3 ученик: Может быть, устный журнал называется “Колокола памяти”, потому что мы не хотим и не должны забывать о тех, о ком сегодня пойдёт речь?

Учитель: Совершенно верно! Мы, ребята, сегодня будем говорить о тех парнях, которые прошли сквозь пекло афганской войны, которую когда-то цинично называли “вооружённым конфликтом”.

15 февраля – день вывода советских войск из Афганистана – дань памяти всем, кто причастен к героической и трагической афганской войне. Много горя, бед и страданий принесли нашему народу эти девять лет жестоких сражений в чужом краю. Но и там, в далеком Афганистане, советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость и благородство.
Мы не имеем право забывать войну в Афганистане. На ней оборвались жизни 15 тысяч сыновей, которых не дождались матери. Не забудут эту войну те, кто там воевал, те, кто лицом к лицу столкнулся со смертью.

Война, война... Кому-то очень больно,
А кто-то ищет новых благ и чин...
Друзья мои, всех убиенных в войнах
Припомним и минуту помолчим.

(Минута молчания)

Ребята, мы сегодня неслучайно собрались в стенах нашего школьного музея. Ведь музей – это своеобразное хранилище памяти народной.

Первая страница нашего устного журнала посвящена тем, кто был образцом для подражания героям афганской войны, – участникам Великой Отечественной войны.

Глава 1

Хотят ли русские войны

(Звучит песня на слова Е.Евтушенко “Хотят ли русские войны”)

1 ведущий: К началу Великой Отечественной войны население Краснослободского района составляло 48100 человек. За годы Великой Отечественной войны в ряды Красной Армии было призвано 11750 человек. Из них 8532 человека погибли. Я читаю эти цифры, и мне становится ясно, какое страшное горе принесла самая страшная война XX столетия народу, стране. Не обошла война стороной и наше родное село Чукалы, а также деревни и сёла, входившие в состав Чукальского сельского совета: с. Черновские Выселки, д. Русские Полянки, д. Лопуховка, д. Лаушенские Выселки. Велики были потери: 256 похоронок были получены моими земляками. Это население сегодняшних Чукал…

2 ведущий, показывая на стенды, посвящённые участникам Великой Отечественной войны, нашим землякам: Вот этим людям и тем, кто не пришёл с фронтов Великой Отечественной, мы благодарны за мирное небо над нашими головами. Но правильно гласит мудрая пословица: “У хороших стариков не бывает дурной молодёжи”. Многим ребятам, родившимся спустя несколько десятилетий после окончания Великой Отечественной войны, пришлось доказывать на деле, что они достойны памяти своих дедов.

1 ведущий:

Участники войны в Афганистане:

  • Линьков Николай Викторович

  • Солдатов Александр Евгеньевич

2 ведущий:

Участники боевых действий в Чечне:

  • Карасёв Олег Владимирович
  • Мамонтов Сергей Александрович
  • Петрушков Николай Николаевич
  • Сигуев Евгений Алексеевич
  • Щербаков Сергей Петрович
  • Яшкин Александр Александрович

Глава 2

Дорогами Афганистана

3 ведущий: С чего все началось? Прежде всего, русские пошли помогать строить счастливую жизнь вглубь Азии. Впрочем, не все хотели укрепления позиций России. Заокеанские стратеги в борьбе за влияние в этом взрывоопасном регионе не жалели средств. Против нас была объявлена не только информационная война. Кто-то добренький стал щедро осыпать афганских моджахедов “благами западной цивилизации”. Широкой рекой в Афганистан потекли современные средства ПВО — тогдашние “СТИНГЕРЫ”, стрелковое и тяжелое вооружение, средства минной войны... Но главное — деньги: доллары, афгани... Убийство из засады стало самым прибыльным бизнесом для простого афганца. Словно время повернулось вспять — буквально за каждое ухо убитого советского воина, как за скальпы во время покорения Америки, стали платить и платили щедро. На бешеных деньгах множились солдаты удачи. Все мы знаем, сколько наших ребят полегло тогда... А чтобы бизнес у “духов” шел успешнее, их обучали в диверсионных школах на территории соседнего Пакистана...

4 ведущий: Афганская война была одной из самых затяжных и бессмысленных войн XX века. Она длилась девять лет, один месяц и девятнадцать дней. Через Афганистан прошло более полумиллиона воинов Ограниченного контингента Советских войск. Война унесла жизни 15 тысяч советских воинов, а десятки тысяч сделала инвалидами.

3 ведущий: Вечная слава воинам-интернационалистам, выполнившим с честью свой долг!

4 ведущий: Солдатов Александр Евгеньевич родился в селе Чукалы Краснослободского района МАССР. Здесь он окончил восьмилетнюю школу. Затем он учился в Краснослободской средней школе №2, а потом – в автошколе. В 1986 году был призван в ряды СА. Шесть месяцев проходил специальное военное обучение в учебной части г.Ташкента. Затем был отправлен в Афганистан в составе Ограниченного контингента советских войск. Принимал участие в боевых действиях в районе Баграма. Был водителем автозаправщика, водителем при Особом Отделе КГБ. Солдатов Александр награждён медалью “Воину-интернациолисту от благодарного афганского народа” (1988 г.), юбилейной медалью “70 лет Вооружённых сил СССР” (1988 г.)

В настоящее время проживает в родном селе, работает водителем.

3 ведущий: Линьков Николай Викторович родился в селе Русские Полянки Краснослободского района МАССР. Восьмилетнюю школу окончил в селе Чукалы, затем учился в СГПТУ №17. С 3 февраля 1985 года по 1 ноября 1986 года проходил службу в Республике Афганистан в составе Ограниченного контингента советских войск. Старшина. Участник боевых действий в Кандагаре. За мужество и героизм Линьков Николай был награждён в августе 1986 года медалью “За отвагу”, в январе 1988 года – юбилейной медалью “70 лет Вооружённых сил СССР”, в марте 1989 года – медалью “Воину-интернациолисту от благодарного афганского народа”, ; в ноябре 1989 года – Знаком ЦК ВЛКСМ “Золотой колос”, а также многочисленными почётными грамотами за добросовестный труд в колхозе “Победа”.

Работал трактористом в родном селе. Трагически погиб.

Глава 3

Василий Мелёшин

За девять с лишним лет в Афганистане выполняли свой воинский долг около 3000 ребят из Мордовии, в том числе 113 ребят из Краснослободского района. 112 парней вернулись к своим матерям. И только Николай Петрович и Анна Васильевна Мелёшины из села Сивинь не дождались своего сына…

В апреле 1987 года семья Мелешиных Николая Петровича и Анны Васильевны проводила выполнять воинский долг своего старшего сына – Василия. Он оказывается в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Вася служит в десантных войсках, в автороте. Сначала в Кабуле, а потом на заставе. Занимается подвозом воды, продовольствия, боеприпасов.

4 февраля 1989 года, в день, когда он должен был отправиться на Родину, рядовой Мелешин Василий Николаевич погиб. Посмертно он был награжден орденом Красной Звезды.

4 февраля 2009г исполнилось 22 года со дня гибели рядового Мелешина Василия Николаевича. В этот день в Сивини состоялся митинг, посвященный открытию мемориальной доски на родном доме воина-афганца, сохраняя память о земляке навечно.

Глава 4

“А память нам покоя не даёт”

Литературно-музыкальная композиция

(Звучит фонограмма песни А.Розенбаума “В черном тюльпане”)

 

1 чтец:

Стихли взрывов гулкие удары,
Нас не пощадил тяжелый бой.
Чудом уцелевшую гитару
Мы нашли в машине головной.
И среди ошметков гнутой стали,
Гильз пустых, разбросанных вокруг,
Мы гитару бережно достали
Через покоробившийся люк.

2 чтец

А потом усталые и злые,
Мы к костру сходились в тишине,
В наших лицах плакала Россия
На гитарной тоненькой струне.
Может, песни есть и покрасивей,
Только нам не нужно пышных фраз,
В наших песнях – с нами вся Россия.
И никто не одолеет нас.

(Звучит песня на стихи В.Кочеткова и Ю.Кирсанова “Кукушка”

3 чтец

Бой гремел в окрестностях Кабула,
Ночь светилась всплесками огня…
Не сломило нас и не согнуло, -
Видно, люди крепче, чем броня.

4 чтец

Мы не дипломаты по призванью –
Нам милей братишка-автомат,
Чёткие команды приказанья
И в кармане парочка гранат.

5 чтец

Пролетают машины под грохот далёкого боя,
Унося наши жизни навстречу врагам и судьбе.
Все, кто здесь побывал, мои братья по боли и крови,
По жизни в этой войне.

6 чтец

Над Кабулом снова солнце светит,
Догорая на закате дня.
Здесь проходят ночи и рассветы
По законам смерти и огня.

1 чтец

Вспомним, ребята, мы Афганистан,
Зарево пожарищ, крики мусульман,
Грохот автоматов, взрывы за рекой,
Вспомним, товарищ, вспомним, дорогой.

2 чтец

Вспомним с тобою, как мы шли в ночи,
Вспомним, как бежали в горы басмачи,
Как загрохотал твой грозный АКС,
Вспомним, товарищ, вспомним, наконец.

3 чтец

Что бы ни случилось в жизни нашей,
Пусть грубеют чувства и сердца,
Помните, Серёжа, Коля, Саша,
Как мы шли до смерти, до конца.

Девочка

Над солдатом в тревоге склонилась сестра.
Он молчит, даже стона нет сутки.
В медсанбат поступил он из боя вчера
Весь изранен, оторваны руки.
У неё на ресницах слезинки дрожат,
Вот сорвутся горячим каскадом.
Шевельнул вдруг губами молчавший солдат,
Прошептал вдруг: “Сестрёнка, не надо.
Я всё выдержу, только не надо мне слёз,
Плачь не плачь, а не вырастут руки.
Я тебе подарю миллион алых роз
За твои состраданья и муки.
Я тебе подарю миллион алых роз,
Но не так, как художник принцессе.
Соберу их в букет, пусть достанет до звёзд,
Пусть рождается новая песня”.
Медсестра свои слёзы смахнула тайком
И к бинтам приложилась губами:
“Поправляйся, родной, ну а розы потом
Вечной песней останутся с нами”.

4 чтец: 15 февраля 1989 года последний бронетранспортер с нашими воинами пересек мост Дружбы через Амударью, по фарватеру которой проходит граница с Афганистаном.

5 чтец

Наша боль и опасений тень
С вашими тревогами слились,
Наконец, настал последний день,
Наконец, его мы дождались.

6 чтец

Кто вставал, кто падал под огнем,
У судьбы не спросишь что – кому,
Девять лет вы жили этим днем,
Девять лет с боями шли к нему.
Как измерить боль горячих ран?
Облегчить как горе матерей?
Будет сердце жечь Афганистан
И в объятьях Родины своей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1 ведущий: Сражения кончаются, а память о героях остаётся.

Ушла в прошлое и афганская война. Но в памяти народной ей еще предстоит долго жить, потому что ее история написана слезами матерей и кровью наших солдат. Она будет жить в душах тех, кто в ней участвовал; в памяти сирот, оставшихся без отцов.

Многое и разное говорят об афганской войне, но ясно одно – простые солдаты, какими и были наши земляки, принимали присягу на верность Родине, и они её не нарушили. Они с честью и достоинством выполнили свой солдатский долг. За что честь им и слава!

И мы по праву считаем их героями.

2 ведущий: В наши дни планету сотрясают чудовищные террористические акты. Мы, жители планеты Земля, заявляем: “Мы не хотим новой войны! Любая война – противное человечеству явление! Мы заявляем народам и правительствам:

Родятся люди, чтобы жить.
Не позволяйте мир убить!

1 ведущий:

Нам нельзя в свою боль замыкаться,
Горе может в любой дом ворваться.
Мы должны всем народом подняться.
Мы должны дружно за руки взяться.
За живых и погибших безвинно,
Дорогих, бесконечно любимых.

2 ведущий:

Далёким звоном память отдаётся.
Бывает, жуткой болью душу рвёт,
А после, так по-детски, вдруг, смеётся.
Пока есть память, человек живёт.
Афганистан болит в моей душе…
И все, кого я встретил и не встретил
Пусть будут долго жить на этом свете,
Как тишина на дальнем рубеже…
Нам нужен мир на голубой планете!
Его хотят и взрослые, и дети.
Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли –
Нам нужен мир навеки! Навсегда!

(Все участники мероприятия исполняют песню “Расплескалась синева…”)

Использованные источники

  1. Материалы краеведческого музея МБОУ “Сивинская средняя общеобразовательная школа” Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.
  2. Материалы краеведческого уголка МБОУ “Чукальская основная общеобразовательная школа” Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.

Литература

  1. Время выбрало нас: Песни, рождённые в Афганистане/Сост., запись текстов, вступительная статья П.И.Ткаченко. – М.: Воениздат, 1988. – 192 с.