Цели урока.
Образовательная. Показать целесообразность межпредметных связей уроков русского языка и программного обеспечения ЭВМ. Обобщить и повторить сведения о служебных частях речи. Отработать навыки правописания частиц не и ни с разными частями речи. Закрепить навыки использования компьютера для проверки знаний учащихся. Отработать навыки создания компьютерной презентации.
Развивающая. Развивать у учащихся навыки самостоятельной работы при выполнении заданий и тестовом контроле на компьютере. Содействовать развитию интереса учащихся к получению новых знаний для развития своего кругозора и умения использовать теоретические знания в профессиональной деятельности.
Воспитательная. Воспитывать у учащихся целеустремленность в достижении результата своей деятельности, аккуратность, уважение к себе и другим во время работы на уроке.
Оснащение урока. Мультимедийная система обучения, ПК, презентация “Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи”, раздаточный материал, учебник Н.Г. Гольцовой “Русский язык 10-11класс”, программа для создания тестов My TestX, программа MS Power Point, проверочный тест.
Ход урокаДеятельность преподавателей |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка отсутствующих (Преподаватель русского языка) |
Приветствие преподавателей. Рапорт дежурного |
II. Сообщение темы и целей урока (Преподаватели русского языка и программного обеспечения). | Слушают преподавателей и записывают тему урока в тетрадях. |
III. Актуализация знаний и умений
методом беседы. 1. Что служит сигналом наличия орфограммы? (Наличие частицы НЕ) 2. В чем состоит затруднение написания частицы НЕ со словами? (Сделать выбор в пользу слитного или раздельного написания) |
Отвечают на поставленные вопросы. |
IV. Повторение орфографического алгоритма. (Демонстрация презентации “Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи” с комментарием (Преподаватель программного обеспечения ЭВМ и русского языка) (Приложение 1) | Работа с презентацией |
V. Выполнение практической работы 5.1. Работа с учебником (на партах лежат памятки). Преподаватель русского языка поясняет алгоритм выполнения упражнений из учебника. (Приложение 3). Преподаватели осуществляют контроль за выполнением работы. |
Работают в группах с учебником над упражнением, используя памятку (Приложение 2) (памятка используется на протяжении всего занятия), и готовят устное сообщение обобщающего характера по теме упражнения. Делают краткий отчет о проделанной работе. |
5.2. Работа с таблицей. Преподаватель программного обеспечения ЭВМ выводит на экран таблицу с заданием и после выполнения его показывает правильный. Преподаватель русского языка поясняет работу с таблицей. (Приложение 7). |
Заполняют таблицу. Делают устное объяснение по выполненной работе. Сравнивают свою работу с эталоном на экране. (Приложение 8) |
5.3. Упражнение на дополнение
суждений Преподаватель русского языка поясняет задание к упражнению и осуществляет контроль за выполнением работы. (Приложение 6). Преподаватель программного обеспечения ЭВМ выводит задание на экран. |
Дополняют приведенные суждения в упражнении примерами письменно в рабочих тетрадях и устно оглашают выбранные варианты. |
5.4. Упражнение на подбор синонимов
с приставкой не-. Преподаватель русского языка поясняет задание к упражнению и контролирует его выполнение. (Приложение 4). Преподаватель программного обеспечения ЭВМ выводит задание на экран и после его выполнения показывает правильный ответ. |
В тетрадях выполняют упражнение (Приложение 4) и в устной форме объясняют выполнение работы. Сравнивают свой результат с эталоном на экране. (Приложение 5). |
5.5. Упражнение на составление
пословиц. Преподаватель русского языка делает пояснения на выполнение упражнения и контролирует его выполнение учащимися. (Приложение 9). Преподаватель программного обеспечения ЭВМ выводит задание на экран и после его выполнения показывает правильный ответ. |
Выполняют упражнение в тетрадях и озвучивают составленные пословицы по окончанию работы. Сравнивают свой результат работы с эталоном на экране. (Приложение 10). |
5.6. Упражнение на определение части
речи и ее употребление с не. Преподаватель русского языка пояснения ход работы с упражнением и контролирует его выполнение учащимися. (Приложение 11). Преподаватель программного обеспечения ЭВМ выводит задание на экран. |
Учащиеся выполняют упражнение в устной форме, по очереди определяют часть речи и ее написание с частицей не-. |
5.7. Упражнение раскрытие скобок и
устное объясните написания. Преподаватель русского языка пояснения ход работы с упражнением и контролирует его выполнение учащимися. (Приложение 12). Преподаватель программного обеспечения ЭВМ выводит задание на экран. |
Учащиеся выполняют упражнение в тетрадях и после выполнения в устной форме объясняют написание частицы не-. |
VI. Тестовый контроль. Преподаватель программного обеспечения ЭВМ поясняет в какой форме будет проходить тестирование по изученной теме и где расположен тест. После этого объясняет как работать с программой тестирования. (Приложение 15). Следит за выполнением работы и фиксирует оценки полученные учащимися после выполнения теста. |
Работают с тестом на компьютерах и записывают полученные результаты и оценки за выполнение теста в рабочие тетради. |
VII. Обобщение темы урока. Преподаватель программного обеспечения ЭВМ выводит на экран вопросы для повторения темы урока. (Приложение 1 слайд 11). |
Отвечают на поставленные вопросы. |
VIII. Поведение итогов урока,
выставление оценок. Преподаватели предлагаю учащимся самостоятельно проанализировать и оценить свою работу на уроке. Преподаватели каждый по своему предмету подводят анализируют работу учащихся и выставляют оценки. |
Высказывают положительные и отрицательные качества своей работы и оценивают работу. |
IX. Домашнее задание. Преподаватель программного обеспечения ЭВМ делает пояснение по выполнению домашнего задания (создание презентации по изученной теме). Преподаватель русского языка поясняет задание на дом. |
Выполнить в тетрадях упражнение Приложения 13. Составляют дома упражнение по изученной теме в электронном виде (не менее 15 слов) и презентацию по данной теме. (Приложение 14). |
Используемая литература:
- Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина. Русский язык 10-11 классы. Книга для учителя.
- В.Н. Александров, О.А. Александрова. Русский язык: подготовка к ЕГЭ: пособие для учащихся.
- Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. Учебник “Русский язык 10-11 класс”.
- https://urok.1sept.ru