Интегрированный урок (программное обеспечение ЭВМ и русский язык) по теме "Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи"

Разделы: Русский язык, Информатика


Цели урока.

Образовательная. Показать целесообразность межпредметных связей уроков русского языка и программного обеспечения ЭВМ. Обобщить и повторить сведения о служебных частях речи. Отработать навыки правописания частиц не и ни с разными частями речи. Закрепить навыки использования компьютера для проверки знаний учащихся. Отработать навыки создания компьютерной презентации.

Развивающая. Развивать у учащихся навыки самостоятельной работы при выполнении заданий и тестовом контроле на компьютере. Содействовать развитию интереса учащихся к получению новых знаний для развития своего кругозора и умения использовать теоретические знания в профессиональной деятельности.

Воспитательная. Воспитывать у учащихся целеустремленность в достижении результата своей деятельности, аккуратность, уважение к себе и другим во время работы на уроке.

Оснащение урока. Мультимедийная система обучения, ПК, презентация “Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи”, раздаточный материал, учебник Н.Г. Гольцовой “Русский язык 10-11класс”, программа для создания тестов My TestX, программа MS Power Point, проверочный тест.

Ход урока

Деятельность преподавателей

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка отсутствующих (Преподаватель русского языка)

Приветствие преподавателей. Рапорт дежурного
II. Сообщение темы и целей урока (Преподаватели русского языка и программного обеспечения). Слушают преподавателей и записывают тему урока в тетрадях.
III. Актуализация знаний и умений методом беседы.

1. Что служит сигналом наличия орфограммы? (Наличие частицы НЕ)

2. В чем состоит затруднение написания частицы НЕ со словами? (Сделать выбор в пользу слитного или раздельного написания)

Отвечают на поставленные вопросы.
IV. Повторение орфографического алгоритма. (Демонстрация презентации “Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи” с комментарием (Преподаватель программного обеспечения ЭВМ и русского языка) (Приложение 1) Работа с презентацией
V. Выполнение практической работы

5.1. Работа с учебником (на партах лежат памятки). Преподаватель русского языка поясняет алгоритм выполнения упражнений из учебника. (Приложение 3). Преподаватели осуществляют контроль за выполнением работы.

Работают в группах с учебником над упражнением, используя памятку (Приложение 2) (памятка используется на протяжении всего занятия), и готовят устное сообщение обобщающего характера по теме упражнения. Делают краткий отчет о проделанной работе.
5.2. Работа с таблицей.

Преподаватель программного обеспечения ЭВМ выводит на экран таблицу с заданием и после выполнения его показывает правильный. Преподаватель русского языка поясняет работу с таблицей. (Приложение 7).

Заполняют таблицу. Делают устное объяснение по выполненной работе. Сравнивают свою работу с эталоном на экране. (Приложение 8)
5.3. Упражнение на дополнение суждений

Преподаватель русского языка поясняет задание к упражнению и осуществляет контроль за выполнением работы. (Приложение 6). Преподаватель программного обеспечения ЭВМ выводит задание на экран.

Дополняют приведенные суждения в упражнении примерами письменно в рабочих тетрадях и устно оглашают выбранные варианты.
5.4. Упражнение на подбор синонимов с приставкой не-.

Преподаватель русского языка поясняет задание к упражнению и контролирует его выполнение. (Приложение 4). Преподаватель программного обеспечения ЭВМ выводит задание на экран и после его выполнения показывает правильный ответ.

В тетрадях выполняют упражнение (Приложение 4) и в устной форме объясняют выполнение работы. Сравнивают свой результат с эталоном на экране. (Приложение 5).
5.5. Упражнение на составление пословиц.

Преподаватель русского языка делает пояснения на выполнение упражнения и контролирует его выполнение учащимися. (Приложение 9). Преподаватель программного обеспечения ЭВМ выводит задание на экран и после его выполнения показывает правильный ответ.

Выполняют упражнение в тетрадях и озвучивают составленные пословицы по окончанию работы. Сравнивают свой результат работы с эталоном на экране. (Приложение 10).
5.6. Упражнение на определение части речи и ее употребление с не.

Преподаватель русского языка пояснения ход работы с упражнением и контролирует его выполнение учащимися. (Приложение 11). Преподаватель программного обеспечения ЭВМ выводит задание на экран.

Учащиеся выполняют упражнение в устной форме, по очереди определяют часть речи и ее написание с частицей не-.
5.7. Упражнение раскрытие скобок и устное объясните написания.

Преподаватель русского языка пояснения ход работы с упражнением и контролирует его выполнение учащимися. (Приложение 12). Преподаватель программного обеспечения ЭВМ выводит задание на экран.

Учащиеся выполняют упражнение в тетрадях и после выполнения в устной форме объясняют написание частицы не-.
VI. Тестовый контроль.

Преподаватель программного обеспечения ЭВМ поясняет в какой форме будет проходить тестирование по изученной теме и где расположен тест. После этого объясняет как работать с программой тестирования. (Приложение 15). Следит за выполнением работы и фиксирует оценки полученные учащимися после выполнения теста.

Работают с тестом на компьютерах и записывают полученные результаты и оценки за выполнение теста в рабочие тетради.
VII. Обобщение темы урока.

Преподаватель программного обеспечения ЭВМ выводит на экран вопросы для повторения темы урока. (Приложение 1 слайд 11).

Отвечают на поставленные вопросы.
VIII. Поведение итогов урока, выставление оценок.

Преподаватели предлагаю учащимся самостоятельно проанализировать и оценить свою работу на уроке. Преподаватели каждый по своему предмету подводят анализируют работу учащихся и выставляют оценки.

Высказывают положительные и отрицательные качества своей работы и оценивают работу.
IX. Домашнее задание.

Преподаватель программного обеспечения ЭВМ делает пояснение по выполнению домашнего задания (создание презентации по изученной теме).

Преподаватель русского языка поясняет задание на дом.

Выполнить в тетрадях упражнение Приложения 13.

Составляют дома упражнение по изученной теме в электронном виде (не менее 15 слов) и презентацию по данной теме. (Приложение 14).

Используемая литература:

  1. Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина. Русский язык 10-11 классы. Книга для учителя.
  2. В.Н. Александров, О.А. Александрова. Русский язык: подготовка к ЕГЭ: пособие для учащихся.
  3. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. Учебник “Русский язык 10-11 класс”.
  4. https://urok.1sept.ru