Тема урока: Самое красивое число.
Цели урока:
- Образовательные: Сформировать понятие о составе числа 6. Повторить состав чисел 2, 3, 4, 5. Повторить числовой ряд, предыдущее и последующее число.
- Развивающие: Развивать внимание, логическое мышление, любознательность, память.
- Воспитательные: Воспитывать старательность, аккуратность, интерес к математике.
I. Организация класса.
– Ну-ка, юный мой дружок,
Ты готов начать урок?
Всё в порядке на столе?
Есть порядок в голове?
Чтобы иметь знания,
Нужны терпенье и старание.
II. Сообщение темы и цели урока.
– У цифры 6 есть свой секрет.
Она гордится этим.
А мы узнаем тот секрет,
О нём расскажем детям.
(<Приложение 1, слайд 1>)
III. Повторение изученного.
Устный счёт. У детей карточки с цифрами.
– Покажите число, которое является первым в числовом ряду (0).
– Покажите число, следующее за числом 0 (1).
– Число 1 увеличить на 1? (2).
– Покажите при помощи карточек, как можно получить число 2?
1 + 1 = 2 (скажем хором)
– Как получить число, следующее за числом 2? (2 + 1 = 3).
– Покажите число, соседи которого 3 и 5 (4).
– Как можно получить число 4? (3 + 1 = 4 2 + 2 = 4 0 + 4 = 4).
– Назовите число, следующее за числом 4 (5).
– Покажите соседей числа 5 (4 и 6).
– Покажите при помощи карточек, как можно получить число 5? (4 + 1 = 5 3 + 2 = 5 5 + 0 = 5)
– Сколько дней в неделе? (7)
– Покажите число, предыдущее числу 7 (6).
– Покажите число, за которым следует число 6 (5).
– Так кто соседи у числа 6?
IV. Работа по теме урока.
1. Отгадайте загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
(<Приложение 1, слайд 2>)
Снег кругом,
Метель да вьюга
Собирают хоровод.
Нам идти скорее нужно,
Сказка впереди нас ждёт.
В тетради (с.48) выполнить первое задание.
– От какого числа мы начнём свой путь?
– Если мы вычитаем из числа единицу, мы уменьшаем или увеличиваем число?
4 (– 1) → 3 (-1) → 2 (-1) → 1 (-1) → 0
10 (-1) → 9 (-1) → 8 (-1) → 7 (-1) → 6
Дети, к какому числу мы пришли? (число 6)
(<Приложение 1, слайд 3>)
Шаг за шагом дружно, вместе
В чащу леса мы идём.
Чудеса под веткой встретим,
Волшебство в снегу найдём.
2. Упражнение №1 (с.82 учебника).
– А сейчас мы узнаем, какой же секрет прячет число 6. Почему это число называют самым красивым?
Отгадайте загадку:
Покрутилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
(<Приложение 1, слайд 4>)
Снежинки образуются высоко в небе, в облаках. Когда их скапливается в воздухе очень много, они не могут удержаться высоко в небе и падают на землю. Они похожи на нежные ледяные звёздочки, кружевные, все разные с тонкими лучиками и лепестками, как у самых нежных цветов.
Лучей у снежинки ровно 6. Напротив каждого луча другой такой же.
(<Приложение 1, слайд 5>)
Считаем. Так сколько лучиков у снежинки? (2 + 2 + 2 = 6)
Всего люди насчитали 246 разных форм снежинок.
(<Приложение 1, слайд 6>)
– Пробеги по дорожке в ясный морозный день. Слышишь, как снег скрипит под ногами? Как ты думаешь, почему? Это ломаются у тебя под ногами маленькие лучики снежинок. А так как их ломается сразу очень много, мы и слышим треск.
– Такая же беда случилась с нашими снежинками.
Сколько лучиков сохранилось? Сколько нужно дорисовать, чтобы получилось 6?
5 + … = 6 4 + … = 6 3 + … = 6
В тетради запишем равенства.
Вывод: Так какой секрет числа 6 мы узнали? Как можно получить число 6?
6 – это 5 и 1
6 – это 4 и 2
6 – это 3 и 3
3. Физкультминутка.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок –
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
4. Упражнение №2 (с.82 учебника).
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (Вьюга, метель)
– Вернулись мы с прогулки домой. А там тепло, уютно. За окном летит снег, а на подоконнике цветёт наш любимый комнатный цветок.
(<Приложение 1, слайд 7>)
Но он тоже похож на свою ледяную сестричку. Только у снежинки – лучики, а у цветка – лепестки. Сколько должно быть лепестков? (6)
– Сколько нужно дорисовать лепестков, чтобы получился цветок с шестью лепестками?
Внимание, ловушка! (У каждого ученика листочек с заданием. Дети дорисовывают лепестки и дополняют равенства.)
(<Приложение 2>) – раздаточный материал
4 + … = 6 … + 3 = 6 5 + … = 6 1 + … = 6
– К какому рисунку нет равенства? Составьте его. (2 + 4 = 6)
(<Приложение 1, слайд 6>) – проверяем на экране по слайду
5. Упражнение №3 (с.82 учебника) – устно.
Пока мы ухаживали за своими любимыми цветами, мама стала накрывать стол к обеду. С мороза нужно подкрепиться горячей пищей, чтобы хорошо согреться.
– Сколько предметов нужно добавить, чтобы их стало 6?
5 + 1 = 6 2 + 4 = 6 4 + 2 = 6 1 + 5 = 6
– Было 6 предметов. Сколько предметов убрали в каждом случае?
6. Работа в тетради (с.48, №2, №3).
На доске запись с окошками для чисел.
– Заполнить окошки. Посмотрим, как вы усвоили состав числа 6.
– Как получилось число 6?
7. Зрительная зарядка.
(<Приложение 1, слайд 8>)
– Проследим глазками за снежинкой.
Мы летим, летим, летим,
Над берёзкой, над сосной.
Словно льдинки, мы звеним
В тишине лесной.
8. Зарядка для рук.
Как пушинки, мы легки,
Нас колышут ветерки,
Белой стайкой мы летим,
Лечь на землю мы хотим.
9. Дорисуйте снежинку.
В тетради дорисовать лучики снежинкам (<Приложение 3>)
10. Геометрический материал.
(<Приложение 1, слайд 9>)
– Мы узнали, что снежинка имеет 6 лучиков.
– У некоторых цветов 6 лепестков.
– А как называется фигура, у которой 6 углов? (Шестиугольник)
– Ещё чего 6 у этой фигуры?
– Из каких частей можно сложить шестиугольник?
V. Итог урока.
– Так какой секрет мы узнали о числе 6?
– Почему это число самое красивое?
Нежные ледяные снежинки – символ приближающегося Нового года, самого весёлого праздника, который с нетерпением ждут и взрослые, и дети. Послушаем песенку о снежинках. Пусть ваше настроение будет радостным и весёлым.
(<Приложение 4>) – слайд-клип «Снежинка».
Использованные ресурсы:
- allday.ru – (коллекция фотографий снежинок) – слайд 4.
- zavuch.info – (презентация «Семья Деда Мороза») – фон слайдов 1–4, 9.
- fotki.yandex.ru – (альбом фотографий снежинок) – элементы снежинок на слайдах 5, 6.
- rusedu.ru – фильм-слайд «Снежинка»на песню «Снежинка» в исполнении Д.Маликова и ансамбля «Непоседы». Автор Доброгорская Г.В., г.Киев.