Обозначение на письме безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова

Разделы: Начальная школа


Тема. Обозначение на письме безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова.

Урок закрепления.

Цель. Формирование навыка осознанного правописания  слов с безударными гласными и парными согласными в корне слова.

Задачи.

  • Обучать учащихся  находить способы проверки слов с изучаемыми орфограммами, формировать умения  применять полученные знания по теме.
  • Развивать внимание, мышление, речь  учащихся, стремления к познанию.
  • Воспитывать  любовь  к русскому  языку, воспитывать любовь к творчеству
  • А.С. Пушкина и русской поэзии.  прививать положительный  интерес к учебной деятельности.

Оборудование и материалы к уроку. Учебник «Русский язык, 3 класс» Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой, портрет А.С. Пушкина,  аудиозапись «Времена года» П. Чайковского, памятки, индивидуальные карточки.

Ход урока

I. Орг. момент.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

II. Актуализация знаний.

Уч. Ребята, при помощи чего люди общаются?

Из чего состоит наша речь? Предложения? Слова?

На какие группы делятся звуки речи? В чём отличие этих групп?

Для чего нужны буквы? Что такое орфограмма?

Д. Буква, которая пишется в слове по правилу.

III. Чистописание и определение темы урока.

Уч. Запишите красиво буквы-орфограммы в произнесённых словах:

Нина, щука ,трава, Петя. летал ,мышка, бумажка, мак, возил, плита, грядка, прямой, ручьи.

(Учитель выставляет  «магнитные буквы» на доску)

Уч. Назовите встретившиеся орфограммы. Каких орфограмм встретилось больше? Расскажите правила обозначения безударных гласных и парных согласных в корне слова.Определите тему  урока? Обозначение безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова.

(Тема фиксируется на доске)

Уч. Составьте из выделенных букв фамилию известного русского поэта.

Д. Пушкин. (Портрет на доске)

IV. Изучение темы.

1) Уч. Прочтите отрывок из стихотворения А.С.Пушкина.

Из какого они произведения?

Белка песенки п…ёт,
Да оре…ки все грызёт,
А оре…ки не пр…стые,
Всё скорлу…ки з…лотые,
Ядра – чистый изумру…,
Слуги белку стер…гут.

Уч. Что вы знаете о Пушкине? Какие сказки он написал?

А.С.Пушкин-великий русский поэт. А.С.Пушкин написал всего лишь 5 сказок. Специально для детей сказок он не писал. Но его сказки интересны читателям любого возраста. «Солнцем русской поэзии» называли Пушкина. Красота и сила его сказок в том, что добро всегда побеждает зло.

Уч. Давайте вспомним проверки  безударных гласных и парных согласных в корне слова.

Дети используют индивидуальные памятки:

Способы проверки безударных гласных в корне слова:

1) изменяю форму слова или;

2) подбираю такое однокоренное слово, чтобы гласный стоял под ударением;

3) выбираю нужную букву.

Способы проверки парных согласных в корне слова:

1) изменяю форму слова или;

2) подбираю такое однокоренное слово, чтобы парный согласный стоял перед гласным звуком или звуком [н];

3) выбираю нужную букву.

Уч. Выпишите  слова с пропущенными орфограммами, подберите проверочные слова.

Обозначьте орфограммы.

На доске появляется запись:

Поёт-пой;

орешки – орешек;

простые – просто;

скорлупки – скорлупа;

золотые – золото; позолоченный

изумруд – изумрудный.

Какое  значение у слова  изумруд? (зелёный цвет)

(Дети выписывают слова с пропущенными буквами, подбирают проверочные слова.

Работа «по – цепочке»)

V. Физминутка.

Уч. Давайте проверим, не забыли ли вы героев сказок А.С. Пушкина. Будьте внимательны!Я назову персонажей различных сказок, и если эти герои – из сказок Пушкина, то вы хлопните в ладоши. Если герои не относятся к произведениям Пушкина – присядете.

Золотой петушок, Царевна-лягушка, Сивка-бурка, Чебурашка, Черномор, Иван-царевич, Балда, Кот в сапогах, Ткачиха с Поварихой, гномы, королевич Елисей, Красная Шапочка, Семеро козлят, Золотая рыбка, Барби.

2) Дидактическая игра «Найди домик для слова»

«Жили-были в домиках слова: рыбка, морская, невод, старуха, сказка, хвостом. Однажды их пригласили в стихи А.С.Пушкина. Прочитали слова  ребята, и велели  им вернуться в домики обратно. А вернуться в свои домики они не смогли. Помогите словам».

Уч. Распределите слова на 2 группы по изучаемым орфограммам. Какое значение у слова невод?

(Сетка для ловли мелкой рыбы на отмелях)

Б. гл.

морская

старуха

хвостом

Парн. согл.

рыбка

невод

сказка

Уч. В какой сказке побывали слова?

VI. Продолжение изучения темы.

3) Уч. Запишите предложение из сказки Пушкина:  Старику золотая рыбка  отвечала.

Уч. Назовите встретившиеся  орфограммы и проверочные слова к ним.

Старику-старый;

Золотая-золото,

позолоченный;

рыбка-рыба;

отвечала-ответ.

Уч. Какое по цели высказывания и интонации предложение?

Подчеркните грамматическую основу предложения, установите связь между словами.

Рыбка (какая?) золотая;

Отвечала (кому?) старику.

4) Уч. Хорошо вы умеете разбирать предложение, а как вы самостоятельно умеете работать?

Самостоятельная работа.

Вставить пропущенную орфограмму в сочетаниях слов на индивидуальных карточках.

покраснели листики;

грибки  под кустиками;

травка завяла;

мягкие листики;

ягодки шиповника;

пожелтела кругом;

сыроежками пахнет

берёзки  украсились

Уч. Обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки.

Если задание выполнено правильно, то получится буквенный ряд в алфавитном порядке. Работа  в парах.

Уч. На какую тему сочетания слов? (На тему осень)

Какое время года было любимое у Пушкина?

5) Уч. Составьте устно несколько  предложений об осени, используя  карточку.

Некоторые ребята будут составлять предложения из готовых слов.

сл..тели, С, листья, берё…ки,и ,доро…ки, покрыли.

На, з..мле,  к..вёр, л..жит, л..сточков,из, кр..сивый.

Напишите составленные предложения в тетрадь.

Пользуйтесь памятками при написании слов с орфограммами. Отметьте орфограммы карандашом.

Звучит аудиозапись.

Уч. Прочтите вслух свои работы.

VII. Итог урока

Уч. Что нового узнали на уроке? Благодарю вас за работу.

Домашнее задание: из учебника чтения выписать одно четверостишие из сказок А.С. Пушкина.

Отметить карандашом изучаемые орфограммы.