Цели и задачи: продолжить формирование знаний у учащихся об экономико-географическом районирование, сформировать представления об особенностях региона Юго - Западная и Западная Азия, развивать умения объяснять взаимосвязи природных компонентов; формирование географического облика региона.
Оборудование: учебник "Экономическая и социальная география мира", автор В.П. Максаковский, атлас "География" 10 класс, настенная карта мира, справочные таблицы, таблица "Страны ОПЕК"
Тип урока: урок - изучение нового материала с элементами практикума
Ход урока
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала
Тема урока: Комплексная характеристика Западной и Юго-Западной Азии.
I. Общая характеристика региона
- S региона составляет 6,8 млн. км.2 (16 государств).
- Численность населения 178 млн. чел.
- Древнейший очаг мировой культуры, родина мировых религий.
- Регион расположен на границе III частей света: Европы, Азии, Африки.
- Преобладают засушливые ландшафты, затрудняющие развитие основной отрасли - сельского хозяйства, в которой занято 50 % трудоспособного населения.
- Основа промышленности - нефтедобыча (Ирак, Иран, Катар, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия - члены ОПЕК - организации стран- экспортеров нефти).
II. Работа с таблицей "Визитка стран Западной и Юго-Западной Азии"
Самостоятельная работа учащихся по составлению таблицы при помощи раздаточного материала, её анализу, формулированию выводов (выбор государств для характеристики осуществляет учитель или ученики)
Таблица
Государство | Столица | S тыс. км2 |
Чис. нас. тыс. чел. |
ФП | Госуд. язык | Религия | Денежная единица |
Иран | Тегеран | 1634,0 | 68018 | Республика | Персидский | Ислам | Иранский реал |
Турция | Анкара | 779,5 | 69661 | Республика | Турецкий | Ислам | Турецкая лира |
Ирак | Багдад | 435.1 | 26075 | Республика | Арабский, Курдский | Ислам | Иракский динар |
Саудовская Аравия | Эр-Рияд | 2150.0 | 26418 | АМ | Арабский | Ислам | Саудовские риал |
ОАЭ | Абу - Даби | 83,6 | 2563 | КМ | Арабский | Ислам | Дирхам |
Кувейт | Эль - Кувейт | 17,8 | 2336 | КМ | Арабский | Ислам | Кувейтский динар |
III. Анализ таблицы, выводы, оценки за выполненную таблицу
IV. Просмотр видеофрагмента "Сирия". Анализ видеофрагмента
- История
- Культура
- Обычаи
- Традиции
V. Перспективы и проблемы развития региона
Проблемы:
- Палестино-израильский вопрос (сущность - не решен вопрос по границам 2 государств: Палестины- арабского государства и Израиля- еврейского государства. Спорные территории: западный берег реки Иордан и сектор Газа).
- Оккупация Ирака объединенными войсками НАТО (попытки провести демократические реформы срываются военными действиями, террористическими акциями со стороны иракской оппозиции).
- Непрекращающаяся Гражданская война в Афганистане, поддерживающаяся исламским движением Талибан.
Перспективы:
Дальнейшее сотрудничество стран региона в рамках таких существующих экономических организаций как:
- ОПЕК - страны - экспортеры нефти (6 стран из 11 участников).
- Арабский валютный фонд (10 государств).
- Совет по сотрудничеству стран Персидского залива (Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия).
Вступление Турции в Европейский Союз.
Вопрос крайне сложный и болезненный.
- Во-первых, Турция, строго говоря, совсем не европейское государство, доселе в ЕС не было ни восточных, ни исламских стран.
- Во-вторых, это крупная страна, ее население равно всему совокупному пополнению ЕС 2004 г.
- В-третьих - политическая нестабильность, военные перевороты, конфликты с курдами.
Обобщение изученного материала:
- Степень выполнения целей урока
- Подведение результатов урока
- Оценивание знаний учащимися.
Д/з: на основе конспекта уметь раскрывать основные вопросы темы.