Урок географии по теме "Комплексная характеристика Западной и Юго-Западной Азии". 11-й класс

Разделы: География

Класс: 11


Цели и задачи: продолжить формирование знаний у учащихся об экономико-географическом районирование, сформировать представления об особенностях региона Юго - Западная и Западная Азия, развивать умения объяснять взаимосвязи природных компонентов; формирование географического облика региона.

Оборудование: учебник "Экономическая и социальная география мира", автор В.П. Максаковский, атлас "География" 10 класс, настенная карта мира, справочные таблицы, таблица "Страны ОПЕК"

Тип урока: урок - изучение нового материала с элементами практикума

Ход урока

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала

Тема урока: Комплексная характеристика Западной и Юго-Западной Азии.

I. Общая характеристика региона

  • S региона составляет 6,8 млн. км.2 (16 государств).
  • Численность населения 178 млн. чел.
  • Древнейший очаг мировой культуры, родина мировых религий.
  • Регион расположен на границе III частей света: Европы, Азии, Африки.
  • Преобладают засушливые ландшафты, затрудняющие развитие основной отрасли - сельского хозяйства, в которой занято 50 % трудоспособного населения.
  • Основа промышленности - нефтедобыча (Ирак, Иран, Катар, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия - члены ОПЕК - организации стран- экспортеров нефти).

II. Работа с таблицей "Визитка стран Западной и Юго-Западной Азии"

Самостоятельная работа учащихся по составлению таблицы при помощи раздаточного материала, её анализу, формулированию выводов (выбор государств для характеристики осуществляет учитель или ученики)

Таблица

Государство Столица S
тыс. км2
Чис. нас.
тыс. чел.
ФП Госуд. язык Религия Денежная единица
Иран Тегеран 1634,0 68018 Республика Персидский Ислам Иранский реал
Турция Анкара 779,5 69661 Республика Турецкий Ислам Турецкая лира
Ирак Багдад 435.1 26075 Республика Арабский, Курдский Ислам Иракский динар
Саудовская Аравия Эр-Рияд 2150.0 26418 АМ Арабский Ислам Саудовские риал
ОАЭ Абу - Даби 83,6 2563 КМ Арабский Ислам Дирхам
Кувейт Эль - Кувейт 17,8 2336 КМ Арабский Ислам Кувейтский динар

III. Анализ таблицы, выводы, оценки за выполненную таблицу

IV. Просмотр видеофрагмента "Сирия". Анализ видеофрагмента

  • История
  • Культура
  • Обычаи
  • Традиции

V. Перспективы и проблемы развития региона

Проблемы:

  • Палестино-израильский вопрос (сущность - не решен вопрос по границам 2 государств: Палестины- арабского государства и Израиля- еврейского государства. Спорные территории: западный берег реки Иордан и сектор Газа).
  • Оккупация Ирака объединенными войсками НАТО (попытки провести демократические реформы срываются военными действиями, террористическими акциями со стороны иракской оппозиции).
  • Непрекращающаяся Гражданская война в Афганистане, поддерживающаяся исламским движением Талибан.

Перспективы:

Дальнейшее сотрудничество стран региона в рамках таких существующих экономических организаций как:

  • ОПЕК - страны - экспортеры нефти (6 стран из 11 участников).
  • Арабский валютный фонд (10 государств).
  • Совет по сотрудничеству стран Персидского залива (Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия).

Вступление Турции в Европейский Союз.

Вопрос крайне сложный и болезненный.

  • Во-первых, Турция, строго говоря, совсем не европейское государство, доселе в ЕС не было ни восточных, ни исламских стран.
  • Во-вторых, это крупная страна, ее население равно всему совокупному пополнению ЕС 2004 г.
  • В-третьих - политическая нестабильность, военные перевороты, конфликты с курдами.

Обобщение изученного материала:

  • Степень выполнения целей урока
  • Подведение результатов урока
  • Оценивание знаний учащимися.

Д/з: на основе конспекта уметь раскрывать основные вопросы темы.