Цели:
- обобщить и проверить уровень знаний по теме;
- помочь учащимся осознать социальную значимость изучаемого;
- показать уникальность материка, как величайшего массива суши;
- выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся, определить причину их возникновения;
- развивать логическое мышление; смысловую память;
- отрабатывать умения работать с атласом, текстом учебника, дополнительной литературой, настенными картами; умение сравнивать, анализировать;
- развивать любознательность, стремление к познанию нового, стойкий познавательный интерес.
Тип урока: обобщение и систематизации знаний
Оборудование: атласы для 7 класса, глобусы, настенная физическая карта Евразии, раздаточный материал, учебная презентация
Структура урока:
1. Мотивация, постановка цели урока
- Географические ребусы (глобус, Волга, Япония)
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний
А. “Узнавание географических рекордов Евразии” (Фронтальная работа)
Комментирование географических рекордов материка
Б. Анализ статистических данных (Парная работа)
Континент, часть света | Площадь (км2) | Население | Плотность населения(чел/ км2) |
Евразия | 53 990 000 | 5 710 000 000 | 83.5 |
Азия | 43 810 000 | 3 800 000 000 | 86.7 |
Африка | 30 370 000 | 922 011 000 | 29.3 |
Америка | 42 330 000 | 890 000 000 | 20.9 |
Северная Америка | 24 490 000 | 515 000 000 | 21.0 |
Южная Америка | 17 840 000 | 371 000 000 | 20.8 |
Антарктида | 13 720 000 | 1 000 | 0.00007 |
Европа | 10 180 000 | 710 000 000 | 69.7 |
Австралия | 7 600 000 | 22 574 000 | 2.8 |
Составление рассказа о площади, количестве населения, плотности населения материков планеты
В. “Важные теоретические вопросы” (Групповая работа)
Обзорный ответ “Евразия – величайший массив суши”; самооценка, анализ ответа
Г. “Определение протяженности материка” (Парная работа тренинг ОУУ)
Мыс Челюскин (Россия), 77°43' с. ш. — крайняя северная материковая точка
Мыс Пиай (Малайзия) 1°16' с. ш. — крайняя южная материковая точка
Мыс Рока (Португалия), 9?31' з. д. — крайняя западная материковая точка
Мыс Дежнёва (Россия), 169°42' з. д. — крайняя восточная материковая точка
Решение:
Северная точка - м. Челюскин -78°с.ш. 104°в.д.; Южная точка - м. Пиай - 1°с.ш. 103°в.д.;
3ападная точка - м. Рока- 38°с.ш. 9° з.д.; Восточная точка - м. Дежнева 170°з.д. 66°с.ш.
1) В ° протяженность с С на Ю: 78°-1° =77° (в 1° меридиана 111 км).
2) В 1 км - 77 х 111 = 8547 (км).
3) В ° протяженность с 3 на В: 180 + 10 + 9 = 199°
4) Протяженность в км определяем по 60° с.ш., где в 1° параллели 55,8 км широты 6° в.д. и 171° в.д. (171°- 6°) х 55,8=9207 км)
Задания репродуктивного уровня для 2-3 учащихся
1. Определите по физической карте абсолютную высоту самого высокого и низкого участков., сосчитайте разницу высот (Джомолунгма 8848 м –Гималаи; Мертвое море - Аравийский полуостров (самый большой полуостров в мире) - 402 м.)
8842- (-402) =8950 м
2. Определите абсолютный минимум (t°С) зимы и абсолютный максимум лета, сосчитайте годовую амплитуду температур (- 72° С в районе Оймякон (Якутия); +53°С Иранское нагорье)
– 72 + 53= 125°
3. Определите по климатической карте самое “мокрое” место на Земле (район Черрапунджи 10854 мм/год), самое “сухое” место( г. Хаилъ - 4 мм/год Аравийский полуостров.), сосчитайте во сколько раз в районе Черрапунджи выпадает осадков больше, чем в Ивановской области.
10854:600 =18 раз
Вывод: материк сильно вытянут как с Севера на Юг, так и с Запада на Восток; имеет огромные размеры
Интерактивное упражнение “стороны горизонта”.
Учащиеся выполняют ориентирование в пространстве относительно сторон горизонта, размещают географические объекты: море Лаптевых, острова Новая Земля: части света Европу, Азию; полуостров Индостан, остров Шри-Ланка, Желтое море, Японские острова, Бискайский залив, Атлантический океан, остров Сахалин, Бенгальский залив
3. Выполнение практических заданий Развитие аналитических умений
А. Расположите перечисленные горные сооружения в порядке возрастания их высот относительно уровня моря (работа с картами атласа, справочной литературой) (Парная)
- Аконкагуа, Мак-Кинли, Килиманджаро, Винсон, Эльбрус, Косцюшко, Эверест (Джомолунгма)
- Косцюшко 2228
- Винсон 4897
- Эльбрус 5642
- Килиманджаро 5895
- Мак-Кинли 6194
- Аконкагуа 6960
- Эверест (Джомолунгма) 8848
(В первый раз горный массив Винсон был обнаружен из кабины самолета. К слову, летчик, увидевший горный массив, носил фамилию Винсон. Однако горы были названы не в честь пилота, а во славу Карла Винсона - депутата штата Джорджия, выступавшего одним из сторонников финансирования научных изысканий, проводимых в Антарктиде. I-е замеры горы Винсон были несколько неточны: тогда высота массива составила 5140 м. Точные данные о высоте массива Винсон были получены в 1980 г., когда экспедиция российских альпинистов поднялась на гору и водрузила флаг СССР).
Б. Прочитайте текст, исправьте ошибки (анализ учебной информации) (Индивидуальная работа)
Евра?зия — самый маленький континент на Земле, площадь — 12 тыс. км?, что составляет 36 % площади суши. Континент расположен в Северном полушарии примерно между 9° з. д. и 169° з. д. Бо?льшая часть континентальной Евразии лежит в Западном полушарии. Наивысшей точкой является впадина Мертвого моря. Самый крупный остров Гренландия, расположен в Аравийском море, у берегов Индии. Континент омывают Тихий океан на западе и Северный Ледовитый океан на юге. В пустынях этого материка живут тигры. На берегах рек встречается саксаул, в тени которого можно приятно отдохнуть.
- Евразия – самый большой континент
- Площадь 54 млн. км?
- Большая часть континента лежит в Восточном полушарии
- Наивысшей точкой является Джомолунгма
- Самый крупный остров у берегов Евразии Великобритания
- Тихий океан омывает берега материка на востоке
- Северный ледовитый омывает берега материка на севере
- Тигры в пустынях не живут
- Саксаул по берегам рек не растет
- Ветви саксаула не дают тени
В. “Подбери пару” Достопримечательности – страна (составьте соответствие)
Достопримечательности | Страна |
Тадж-Махал Храм Василия Блаженного Стоунхендж Пизанская башня Освенцим |
А. Индия Б.Россия В. Великобритания Г. Италия Д. Польша |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Г. “Ассоциативный ряд” (обобщение учебной информации) (Индивидуальная)
- Поморы, Грумант, Фритьоф Нансен, 1932 год, ледокол “Сибиряков”, “птичьи базары”, палтус (Северный Ледовитый океан)
- Рувензори, Калахари, Давид Ливингстон, зулусы, жареные кузнечики, вельвичия, Берхарт Гржимек (Африка)
- Крики, кролики, келпи, аборигены, скрэб, Джеймс Кук, коала (Австралия)
- Сельва, картофель, самбо, пампа, Александр Гумбольдт, Анхель, каучуконос гевея (Южная Америка)
Д. “Узнайте страну мира” (Индивидуальная)
Самая многонациональная страна мира; крупнейшие народы страны хиндустанцы, бенгальцы; язык межнационального общения английский; родина буддизма; средняя плотность населения 300 чел/км?; основная часть населения проживает в деревне; крупнейшие города страны – Мумбай и Калькутта. “Туманный Альбион”
Крупнейшее в мире унитарное государство; полностью обеспечивает себя собственными минеральными ресурсами; средняя плотность населения 130 чел/1 км?; в стране исповедуют религии конфуцианство и даосизм; большая часть населения проживает на приморских равнинах; столица страны не является крупнейшим городом. “Империя поднебесная”
4. Постановка домашнего задания
Творческое задание: объекты всемирного культурного наследия в Евразии
Контурная карта: природные объекты “самые, самые на материке…”: Самый большой полуостров – Аравийский; Самое большое по площади море – Средиземное; Самое мелкое море – Азовское; Самый большой залив – Бенгальский и т.д.
“Цветные моря” - Черное, Красное, Желтое, Белое и др.
5. Подведение итогов урока
- Вывешивание стикеров на настенную карту: “Я узнал о Евразии”, “Хочу узнать о Евразии”
6. Рефлексия
7. Резервные задания
Разгадывание чайнворда “Евразия”, что обеспечивает высокий уровень закрепления знаний, закрепление повышения уровня осмысления изученного и глубины его понимания.
1. мыс . Е ......
2. полуостров ...В......
3. часть света .. Р ...
4. остров ... А ...
5. часть света . 3 ..
6. самое “сухое” место .. И ..
7. острова Я .......
ВЫВОД:
Евразия - величайший массив суши
1. Площадь Евразии составляет - 54 млн.км?;
2. Евразия занимает 1/3 всей суши;
3. Евразия (54,5) по площади равна Африке (30,3) и Сев. Америке (24,2) вместе взятым;
4. Евразия располагается в четырех полушариях (вместе с островами) ;
5. Включает две части света – Европу и Азию;
6. Включает все климатические пояса и природные зоны;
7. Самая “высокая” точка - г. Джомолунгма (8848 м.)
8. Самая “низкая” точка - Мертвое море (- 402 м.)
9. Температура от -72°С (Оймякон), до +53°С (Иранское нагорье);
10. Самое “мокрое” место на материке - Черрапунджи - 10854 мм/год,
11. Самое “сухое” место - г. Хаиль — 4 мм/год Аравийский полуостров.
Евразия — континент сильнейших контрастов. Это единственный материк, где представлены все климатические пояса: от арктического до экваториального. Свыше 1/4 территории на севере континента занимает вечная мерзлота, примерно столько же — знойные пустыни и полупустыни. В Евразии располагается полюс холода — на северо-востоке материка, на Оймяконском нагорье. Здесь воздух охлаждается до —70°С. При этом в пустынях Индии температура летом поднимается до +53°С. На территории Евразии находится и одно из самых влажных мест на земле — Черрапунджи. По территории Евразии протекает много рек, длина многих из них — около 5 тысяч километров. Это Янцзы, Обь, Енисей, Лена, Амур, Хуанхэ, Меконг. Самое крупное озеро в мире — Каспийское море — также расположено на территории материка. Здесь же расположено и самое глубокое озеро — Байкал. Оно содержит 20% пресной воды на Земле. Материковые льды — важный хранитель пресных вод.
Природные зоны Евразии более разнообразны, чем на других материках земного шара: от арктических пустынь до экваториальных лесов.
Евразия — самый населенный материк.