Урок русского языка по теме "Правописание словосочетаний с типом связи "согласование"". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (529 кБ)


Цели:

- отработать навык правописания словосочетаний с типом связи согласование; повторить изменение по родам несклоняемых существительных; вспомнить склонение порядковых числительных;

- развивать орфографическую зоркость, память, речь, внимание; умение работать в группах;

- воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, бочонки с заданиями, толковые словари, таблица для выставления баллов у каждого ученика на парте, песочные часы.

Ход урока

1. Оргмомент

Пусть наш урок наполнен радостью общенья,
Чтоб не было сегодня огорченья
От попусту потраченных минут
На разговоры и на развлеченья.
Урок мы наш построим необычно
И проведём его отлично
По образу игры.

2. Подготовка учащихся к работе

Слайд 1

- Как называется наша игра? (“Счастливый случай”)

- Ребята обратите внимание на орфограммы в названии игры.

- К каким частям речи относятся слова в названии игры?

- Какой связью они между собой связаны?

- Теперь назовите тему урока.

- Для чего нам нужно изучать тип связи “согласование”?

(Чтобы правильно писать словосочетания)

3. Постановка целей урока

На уроке мы займёмся закреплением правописания словосочетаний с типом связи согласование, а также повторим изменение по родам несклоняемых существительных и склонение порядковых числительных. (Сообщение условий игры)

Класс разбивается на группы.- команды.

Выбираются капитаны команд. Команды придумывают названия.

3. Закрепление новых знаний и способов действия.

Гейм 1. "Разминка"

Слайд 2

1. Определите род имён существительных. (Устно)

Работа со словарём.

1 команда   2 команда   З команда
сад -   село -   окно
сучка-   шимпанзе -   кофе -
солнце -   кенгуру -   шаль -
кино -   стул -   яблоко -
кафе -   тучка -   шасси -

(Капитаны называют отвечающих учащихся)

- Какие существительные вызвали у вас затруднение в определении рода?

(Выставление баллов за ответы капитанами (1 правильный ответ – 5 баллов)

  • Вспомните как называются такие существительные? (Несклоняемые)
  • Где вы всегда можете найти род таких имён существительных? (В словаре)

Слайд 3

2. Задание. Упражнение 1, с. 92учебника. (Работа в парах)

(Каждая команда получает по 3 словосочетания)

Горяч. какао –

Крепк. кофе -

Модн. ателье -

  • Проверим вашу работу.
  • (Выставление баллов - взаимопроверка) - сверяются с экраном
  • Словосочетания с каким типом связи вы образовали?
  • Докажите, что данный тип связи называется согласованием.

Гейм 2. “Тёмная лошадка”

Слайд 4

Выходят 3 человека в костюмах и рассказывают о частях речи.

- Определите о какой части речи говорится:

Существительное - 1 команде:

Я - самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - это я.

Я - наиболее самостоятельная часть речи. От меня образуется прилагательное.

Я - ведущая часть речи и в грамматике. Имею род, число, падеж, склонение.

Прилагательное - 2 команде:

У меня покладистый характер. Но вот незадача: нет у меня собственного рода, числа, падежа. Чтобы согласоваться с существительным беру у него напрокат формы рода, числа, падежа.

Числительное – З команде:

Я отличаюсь точностью и пунктуальностью. Без меня не обойтись, если нужно посчитать какие - нибудь предметы. Согласуюсь как порядковое с существительным.

(Крепят на доску схему)

Команды отгадывают о какой части речи говорится.

Физминутка (слайд 5 с музыкой).

Гейм 3. “Заморочки из бочки”

(Команды вытаскивают бочонки с заданиями)

Слайд 6

Выполните упражнение 2, с. 92 учебника. (Работа у доски и в тетради)

Просклоняй словосочетания. Отметь окончания.

1 команда - горячая печь;

2 команда - четвёртый ряд;

З команда - прозрачное озеро.

- Как склоняются порядковые числительные?

Взаимопроверка. Поставьте баллы в таблички.

У доски работают представители команд.

Затем их проверяют командиры.

Гейм 4. “Гонка за лидером”

Слайд 7

Задание: Выполните упр.З, с.92.

- Прочитайте текст. Исправьте ошибки в тексте.

Читают по одному представителю от команды и исправляют ошибки в тексте.

- Назвать как можно больше словосочетаний с типом связи согласование за одну минут (используются песочные часы).

Издали маки похожи на зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Лёгкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светам полупрозрачные ал ыи лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнём, то наливались густым багрянцем.

Два дня пламенели маки. И на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумби без них стало пусто. Я поднял с земли ещё совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

(Проверка на доске)

Капитаны выставляют баллы участникам

4. Подведение итога игры

Кто получил:

от 15 до 20 - “5”,

от 10 до 15 - “4”,

от 5 до 10 - “3”.

5. Рефлексия

(Незаконченные предложения)

Я узнал...

Я считаю нужным запомнить…

 Все учащиеся получают смайлики.