Цель: вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; расширять представление и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание, память.
Обогащение словаря: медуница, ветреница.
Активизация словаря: первоцветы.
Ход занятия
Весенняя песенка С.Я. Маршака.
Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озерах треснул лед
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки.
– А что еще, кроме молодых листочков, украсит лес? (ответы детей)
– Когда появляются первые цветы в лесу? (Как только растает снег, и проявятся первые проталины).
– Самые первые цветы в лесу так и называются – первоцветами. Какие первоцветы вам знакомы. (Ответы детей).
– Необычной красоты бывают лесные поляны весной, когда цветут первоцветы. Прослушайте, пожалуйста, загадку. О каком цветке в ней говориться? (Подснежник)
У занесённых снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек
Полузамёрзший, чуть живой.
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
(Дети рассматривают иллюстрированный материал: картинки, слайды с изображением подснежника на лесной поляне)
Включить презентацию первоцветы (у автора).
(Первый слайд) Подснежник.
Все растения, которые расцветают ранней весной, называют первоцветами.
Они первыми появляются из-под снега.
(второй слайд) медуница.
Когда она распускается, цветки у нее розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик.
Еще медуницу называют сладким букетиком, потому что в ее цветках много сладкого сока-нектара.
(третий слайд) Ветреница.
Это растение цветет только в сезон сильных весенних ветров.
(Четвертый слайд) Сон-трава.
«Усни-трава»
Дальний лес стоит стеной,
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова.
Там растет усни-трава.
Говорят, усни-трава
Знает сонные слова:
Как шепнет свои слова,
Сразу никнет голова.
И. Токмакова
(Пятый слайд) Хохлатка.
Это растение маленькое, хрупкое, нежное. Листья у него тонкие и мягкие, фиолетовые цветки имеют небольшие хохолки.
(Шестой слайд) Первоцвет (Примула)
Это растение называют «золотыми ключиками весны».
(Седьмой слайд) Мать-и-мачеха.
Она самая первая зацветает по весне. Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья. С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так дивно! Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком, а другая – гладкая и холодная. Теплая – это мать, холодная – мачеха.
(Восьмой слайд) Ландыш.
Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Пусть дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят.
Растение – символ весны, из фарфоровых чашечек которого образуются красные бусинки.
(Девятый слайд) Помни правила:
- Не рви цветы в лесу, на лугу. Пусть красивые растения остаются в природе.
- Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
- Посади первоцветы в саду и ухаживай за ними.
- Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов.
Физкультминутка: «Найди себе пару» распределить детей на подгруппы.
Раздать каждой группе изображение цветка и попросить описать его, так что бы другие дети угадали, что за цветок.
– Цветите, лесные колокольчики и фонарики! Радуйте нас своей красотой! А мы будем в памяти хранить радость, красоту и доброту вашу. Давайте, нарисуем эти цветы и подарим рисунки нашим близким людям. Дети по желанию выбирали изобразительный материал (Краски, карандаши, восковые мелки, фломастеры).
В конце занятия разложить рисунки детей на столе для составления весеннего букета. Спросить какой весенний букет больше понравился.